Архив

Две фотографии Бабьего Яра

Семен Чарный 9 октября 2024
Поделиться

В личном фонде многолетнего литературного редактора «Нового мира» Анны (Аси) Берзер (1917-1994) в Российском государственном архиве литературы и искусства хранятся две ранее не публиковавшиеся фотографии Бабьего Яра РГАЛИ. Ф. 346. Оп. 1. Ед. хр. 385. Л. 1,2. , которые позволяют увидеть, как он выглядел в начале 1960-х годов после первой неудачной попытки его «замыва», кончившейся катастрофой. Кстати, это именно тот момент, когда его увидел Евгений Евтушенко.  

Эти фотографии сделаны были близким другом Берзер, писателем Виктором Некрасовым (1911-1987), в 1961 году, о чем свидетельствуют надписи на обороте. 

На первой из них мы видим группу людей, смотрящих на засыпаемый и заливаемый — внизу видно озерцо — овраг. На заднем плане очевидны следы градостроительной активности властей, стремившихся буквально «застроить» неудобную память об убийстве евреев: рядом возводится целый квартал многоэтажных зданий. 

На обратной стороне второй из фотографий, где мы видим другую часть оврага, также рукой Некрасова отмечено, что на заднем плане можно видеть свалку мусора.

Из воспоминаний Берзер известно, что с конца 1950-х годов Бабий Яр «стал частью собственной жизни Некрасова — личной, общественной, гражданской и писательской». Он много лет выступал за мемориализацию этого места. В октябре 1959 года писатель опубликовал статью об этом в «Литературной газете» под названием «Почему это не сделано?» (В появившемся через два месяца ответе, причем подписанном несколькими фронтовиками, предлагалось «создать парк с памятником в центре», то есть продолжить засыпку оврага.) 

До своих последних дней, уже будучи в эмиграции, Некрасов регулярно публиковал статьи к годовщинам чудовищных событий в Бабьем Яре, в которых напоминал, что память погибших не почтили должным образом. 

 

В 1961 году именно Некрасов показывал Бабий Яр Евгению Евтушенко, который после этого визита написал свою знаменитую поэму.

В 1966 году — в 25-ю годовщину расстрелов и спустя пять лет после публикации поэмы Евтушенко, а также съемки этих фотографий — Некрасов выступил на полулегальном митинге, после которого именно к нему приклеилась сказанная там фраза, что «в Бабьем Яре расстреливали всех, но только евреев расстреливали потому, что они евреи…» 

Виктор Некрасов в Бабьем яре. 24 сентября 1966 года 

Поскольку в сохранившейся переписке Берзер и Некрасова фотографии не упомянуты, можно предположить, что он вручил их ей лично. Вероятно, представителям московской интеллигенции после появления поэмы Евтушенко очень хотелось увидеть, что же представляет собой это зловещее место, ставшее с тех пор символом «Холокоста от пуль» на территории бывшего СССР.  

Из воспоминаний кинодокументалиста Рафаила Нахмановича известно, что в ноябре 1961 года Виктор Некрасов приезжал вместе с ним в Москву: отстаивать совместно созданный документальный фильм. Видимо, тогда он и передал Асе Берзер эти фотографии.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Бабий Яр Виктора Некрасова

Виктор Платонович Некрасов был на редкость совестливым, порядочным. Казалось бы, чего ему, русскому писателю, встревать в дела явно властям неугодные. Ведь он за участие в митинге в Бабьем Яру сурово поплатился. Его допрашивали. У него в квартире был обыск, его лишили гражданства. Тема еврейства всегда особенно раздражала советскую власть. «Б-г ты мой, — говорил Виктор Платонович, — как трудно быть русским писателем. Как трудно жить по совести...»

Бабий Яр как опыт памяти

В 1960‑х годах поэт, пишущий о Бабьем Яре, уже не свидетель, а прежде всего фигура, «заряженная» идеологически, его цель — раскрыть глаза на правду. Авторство самого известного текста этого периода принадлежит Евгению Евтушенко. Поэма «Бабий Яр» принесла ему всемирную славу, была переведена на 72 языка. В своем произведении Евтушенко затрагивает проблемы отсутствия памятного знака у Бабьего Яра и советского антисемитизма...

Бабий Яр в живописи и скульптуре: от Василия Овчинникова до Вадима Сидура

Тема Бабьего Яра не оставляла художников равнодушными начиная с 1940‑х годов, когда в свете государственного антисемитизма и идеологической концепции «советского народа» в качестве жертвы нацистов это было опасно для профессиональной карьеры. Рискованно это и сегодня, но риск уже другой: риск тривиализации и банализации темы, ее забалтывания. И приурочивание произведений к юбилейным датам служит тут неплохим индикатором.