Долгая дорога домой

Камила Мамадназарбекова 25 ноября 2014
Поделиться

Наверное, самый известный в мире израильский документалист, 58‑летний Ави Мограби, представит ретроспективу своих работ в парижском «Jeu de Paume».

Июльский триумф его последней картины «Однажды я вошел в сад» (2012) во французском прокате спровоцировал волну монографий от Лондона до Нью‑Йорка и от Канн до Венеции. Все его фильмы можно смотреть онлайн за символическую плату с помощью сервиса distrify. Но иногда он сам предлагает на них новый ракурс, устраивая мультиэкранные проекции в галереях и на выставочных площадках, монтируя кадры не только во времени, как это предполагает язык кино, но и в пространстве.

lech271_Страница_59_Изображение_0001Противоречия ближневосточной политики Ави Мограби комментирует от первого лица, используя самые современные документальные техники. Почти в каждом его фильме есть он сам, точнее, его лирический герой — режиссер, который пытается снять фильм о чем‑то серьезном. Трагикомическая фигура этого режиссера выглядит, как собеседник в скайпе — гиперреалистический, интерактивный крупный план, в художественную (не документальную) природу которого трудно поверить. Это изображение работает примерно как фраза: «Дорогой дневник».

Самое лучшее представление о методе Мограби дает фильм «Как я перестал волноваться и полюбил Арика Шарона» (2002). Режиссер придумывает себе воображаемую жену, левую интеллектуалку, которая разводится с ним из‑за его нового фильма. А фильм такой: вооруженный камерой Мограби охотится за Шароном, чтобы снять разоблачительную документалку про его последнюю предвыборную кампанию. Но, пообщавшись с политиком, попадает под его обаяние и понимает, что его публичный образ очень отличается от домашнего. Шарон близко подпускает к себе Мограби. В кадре «Арик» оказывается любящим мужем и отцом, шутит смешные шутки и переживает за новорожденного теленка на ранчо. План по строительству еврейских поселений на Западном берегу, бессмысленная война в Ливане, резня в Сабре и Шатиле — обо всем этом напоминает режиссеру жена, то есть на самом деле внутренний голос. Но в реальности фильма Шарон блистательно отвечает на любые нападки и не боится разговаривать с оппонентами.

— Вы послали моего сына на смерть!

— Точно так же меня самого послали на смерть в 1973 году. Нельзя винить в исторических событиях одного человека. Вашего сына призвало израильское правительство, он умер героем.

По мере того как разлаживаются отношения с женой, режиссеру снятся сны в духе Чернышевского. В первом сне супруга премьер‑министра Лили Шарон расспрашивает Мограби про отца и приглашает на ранчо поесть супа: «Может быть, мы вам понравимся». В четвертом уже мелькают архивные кадры с горами трупов и убийством Ицхака Рабина. «Но он отнесся ко мне гораздо лучше, чем я ожидал», — повторяет Мограби. В финале он со всем своим съемочным оборудованием танцует под предвыборную агитку — песню про Биби на митинге объединенных правых партий. Высмеивающий милитаризм 1950‑х заголовок Стэнли Кубрика сразу настраивает на иронический тон. Но повествование в этой картине, постоянно петляющее между реальностью и вымыслом, устроено гораздо изящнее.

Придуманная жена впервые появляется в фильме «Август: за минуту до взрыва». Страдающий режиссер теперь пытается снять фильм про Баруха Гольдштейна и массовое убийство в Хевроне, спровоцировавшее теракты с обеих сторон. Но вместо этого у него получается фильм про депрессивный месяц август, когда очень жарко и все друг друга ненавидят. В комических эпизодах Ави Мограби разыгрывает сразу три роли — себя, своей жены с полотенцем на голове и своего продюсера в бейсболке, очень недовольного медленной работой над фильмом. Иногда все трое оказываются в кадре с помощью незамысловатого монтажа. Игра в этом «неигровом» кино подчеркнута как прием. На разные лады режиссер читает написанные им слова, ищет им подходящую интонацию, пробует их на зуб. В серьезных сценах три актрисы пробуются на роль Мириам Гольдштейн. Они читают монолог, в котором Мириам требует у полиции личные вещи убитого мужа — письмо и пистолет. Барух Гольдштейн, напомним, расстрелял в Пещере праотцев 29 молящихся мусульман и был на месте растерзан толпой. После чего стал героическим мучеником в пантеоне ультраправых — но этого всего нет в фильме. Пробы перебивают уличные кадры бытовой нетерпимости и ежедневной грубости — в очереди, на светофоре, на стадионе, на приграничной территории. Вот толпа чернорабочих наперебой жалуется, что «негры» заняли их рабочие места. А вот группа левых активистов демонстративно прогуливается в арафатках по городу к вящему ужасу местных жителей. Женщины со страхом и нескрываемым отвращением пытаются понять, настоящие ли они арабы или нет. И дети кричат им вслед: «Убирайтесь прочь!» Субъективная камера — представляющая «киноглаз» режиссера, сбежавшего из дома подальше от жены и продюсера, — гаснет в приграничной полосе, пытаясь запечатлеть арабского подростка, кидающего камни через колючую проволоку. И вот уже его смешной и нелепой «жене» самой приходится произносить взятый, очевидно, из протоколов полиции монолог Мириам Гольдштейн.

Самое интересное, то, что сегодня происходит в искусстве, существует как раз на границе документального и художественного, личного опыта и архивной работы. Фильмы, например, Сары Полли или Джошуа Оппенгеймера существуют в той области нон‑фикшн, которая говорит языком современного искусства. В ней можно исследовать агрессию, не выходя из дома. Спокойным голосом транслировать драматические события в постдраму. Оставлять все самое страшное за кадром. После философского факультета Тель‑Авивского университета Ави Мограби окончил артшколу в Рамат‑а‑Шарон. И он, конечно, прекрасно понимает, что инсталляцию и перформанс давно сменили реконструкция и сторителлинг.

Один из ранних фильмов Мограби так и называется: «Реконструкция» (1994). О громком убийстве подростка в 1989 году, предположительно на национальной почве, и скоропостижном обвинении пятерых арабских работников местного супермаркета рассказано с помощью следственных видеокассет. Признания противоречат друг другу, детали не сходятся, улик нет. Почему не смертная казнь? — негодуют газеты. Фильм получил приз Израильского киноинститута.

Кто лучше рассказывает историю, того и правда. Верить можно только тому, кто говорит «я». Мать Мограби приехала в Палестину из Лейпцига в 1933 году. Отец его происходил из семьи богатых левантийских купцов, торговавших между Дамаском, Бейрутом и Палестиной. Мограби‑старший состоял в националистической сионистской партии и даже был арестован за это англичанами. Однако в его семье, как и во многих семьях оттоманских евреев, говорили по‑арабски. По этой и по многим другим причинам Мограби учит арабский язык с профессором Тель‑Авивского университета, вполне благополучным, женатым на еврейке арабом Али аль‑Азхари. В фильме «Однажды я вошел в сад» они разбирают вопросы арабской филологии вместе с семейными фотографиями. Втроем с дочерью профессора едут на машине в деревню Саффурия возле Сепфориса, где родился Аль‑Азхари. Все население деревни оставило ее в 1948 году. Теперь здесь спа‑курорт, отгороженный забором и табличкой в духе no foreigners beyond this point. Она очень пугает дочку профессора. Элегические размышления о невозможности вернуться домой продолжает параллельная любовная история между режиссером и его коллегой из Бейрута. На этот раз воображаемая подруга, о которой Мограби в одной из сцен рассказывает профессору, лишена комических черт. На фоне старинных (снятых в супер‑8) кадров города красивый женский голос читает любовные письма на французском, адресованные кому‑то, кто навсегда уехал из Бейрута в Тель‑Авив.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»