Репортаж

Днем — небо, ночью — звезды

Евгения Гершкович 29 октября 2024
Поделиться

В Мемориальной синагоге Российского еврейского конгресса на Поклонной горе прошел фестиваль «Шалаш, шалом!».  Молодые архитекторы интерпретировали традицию праздника Суккот.

Открытые небу сукки, сквозь крыши которых, согласно правилам, днем должно быть видно небо, а ночью — звезды, евреи строили во времена египетских скитаний. Жилища эти располагались на открытом пространстве и прочного фундамента не имели. С таким техническим заданием молодые архитекторы, выпускники и преподаватели Школы МАРШ, приступили к разработке концепции и проектированию объекта. Куратором фестиваля и автором его названия «Шалаш, шалом!» выступил Евгений Асс.

На открытии архитектор поделился тонкостями соблюдения заповеди: «В процессе проектирования мы столкнулись с тем, что Тора — серьезный инструмент строительных ограничений. Нам пришлось обращаться к первоисточникам, по некоторым предположениям, относящимся к XIV веку до нашей эры. Уже тогда было все сформулировано, сколько локтей должно быть в высоту и сколько ладоней в ширину и так далее. Конечно, мы не смогли учесть все правила создания кошерной сукки, но одна заповедь была исполнена во всех трех шалашах: сквозь их крыши видно небо».

Евгений Асс

Артем Стаборовский, сооснователь архитектурного бюро SAGA, и Михаил Бейлин, партнер бюро Citizenstudio, материалом для шалаша выбрали древесину, а в качестве декоративного элемента — сосновую кору, заполнившую промежутки между торцами досок. Объект под названием «600 досок» вызывал размышления о надежности укрытия. Его воздух буквально наполнен уютом и ароматом осени.

Аскетичный интерьер сукки авторы предлагали украсить, нанося цветными карандашами, черной и алой тушью какое-нибудь изображение на еловую дощечку, а потом ставить ее на полку.

«Это история про замыкание цикла и объединяющую центростремительную силу: полые полукруглые металлические колонны, перетянутые праздничными лентами, стремятся к невидимому центру, в котором собираются люди на праздник Суккот».

Так описывает свой шалаш из профнастила «ПРОфенон» Дарья Зайцева, автор исследовательского проекта о путешествующей архитектуре «Про_Странствие». 

Пень для медитаций — главный ориентир для поиска ракурса, с которого в сукке «Три с половиной» ведущего архитектора бюро WowHaus Владимира Изаксона можно видеть небо. Выдвигая концепцию созерцания неба через «внутреннее солнце», в качестве материала автор избрал тончайший лист золотистой пленки с внутренней стороны и серебристой — с внешней.

«Выбор столь ненадежного материала обусловлен идеей полного доверия Всевышнему», — объясняет Изаксон. 

В каждый шалаш можно было войти и при желании провести ритуал праздника — «вознесение лулава», произнесение благословения с использованием четырех видов традиционных растений, символизирующих разнообразие и единство еврейского народа: плода семейства цитрусовых этрога, ветви ивы, пальмы и мирта.

«Наш фестиваль открыт для всех. Мы ждем каждого, кому интересно познакомиться с нашей традицией, историей, узнать о празднике вне зависимости от возраста или национальности», — рассказала на открытии исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая.

В этом году прошел пилотный запуск фестиваля, в будущем проект станет ежегодным. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

О высоте сукки и границе между земным и небесным

Сукка должна быть достаточно большой, чтобы вместить голову человека, большую часть его тела и стол — таково мнение школы Шамая, которая — редкий случай — одерживает здесь победу над мнением школы Гилеля, считавшей, что стол не обязан помещаться в сукке. Кроме того, сукка не может состоять только из четырех вбитых в землю столбов с покрытием сверху; она должна иметь две стены во всю длину и хотя бы простейшую третью стену.

Заповедь о пребывании в сукке

Нам заповедано исполнять заповедь о сукке, то есть в течение семи дней [праздника Суккот] жить в шалаше, как сказано: В шалашах живите семь дней, всякий житель страны в Израиле должен жить в шалаше (Ваикра, 23:42). Первый из этих [семи] дней приходится на пятнадцатое тишрея.

Математическая задачка для мудрецов Талмуда: сукка правильного размера

Если стандартная квадратная сукка должна быть четыре локтя на четыре локтя, то из этого вроде бы следует, что круглая сукка должна иметь диаметр четыре локтя. Если использовать принятое раввинами значение числа «пи», получается круг с окружностью 12 локтей. Если исходить из того, что каждому человеку в сукке требуется один локоть пространства — тесновато, конечно, ведь локоть равен всего 46 сантиметрам, но люди тогда были меньше, — то это означает, что в самой маленькой круглой сукке вдоль стены могли поместиться 12 человек.