В Мемориальной синагоге Российского еврейского конгресса на Поклонной горе прошел фестиваль «Шалаш, шалом!». Молодые архитекторы интерпретировали традицию праздника Суккот.
Открытые небу сукки, сквозь крыши которых, согласно правилам, днем должно быть видно небо, а ночью — звезды, евреи строили во времена египетских скитаний. Жилища эти располагались на открытом пространстве и прочного фундамента не имели. С таким техническим заданием молодые архитекторы, выпускники и преподаватели Школы МАРШ, приступили к разработке концепции и проектированию объекта. Куратором фестиваля и автором его названия «Шалаш, шалом!» выступил Евгений Асс.
На открытии архитектор поделился тонкостями соблюдения заповеди: «В процессе проектирования мы столкнулись с тем, что Тора — серьезный инструмент строительных ограничений. Нам пришлось обращаться к первоисточникам, по некоторым предположениям, относящимся к XIV веку до нашей эры. Уже тогда было все сформулировано, сколько локтей должно быть в высоту и сколько ладоней в ширину и так далее. Конечно, мы не смогли учесть все правила создания кошерной сукки, но одна заповедь была исполнена во всех трех шалашах: сквозь их крыши видно небо».
Артем Стаборовский, сооснователь архитектурного бюро SAGA, и Михаил Бейлин, партнер бюро Citizenstudio, материалом для шалаша выбрали древесину, а в качестве декоративного элемента — сосновую кору, заполнившую промежутки между торцами досок. Объект под названием «600 досок» вызывал размышления о надежности укрытия. Его воздух буквально наполнен уютом и ароматом осени.
Аскетичный интерьер сукки авторы предлагали украсить, нанося цветными карандашами, черной и алой тушью какое-нибудь изображение на еловую дощечку, а потом ставить ее на полку.
«Это история про замыкание цикла и объединяющую центростремительную силу: полые полукруглые металлические колонны, перетянутые праздничными лентами, стремятся к невидимому центру, в котором собираются люди на праздник Суккот».
Так описывает свой шалаш из профнастила «ПРОфенон» Дарья Зайцева, автор исследовательского проекта о путешествующей архитектуре «Про_Странствие».
Пень для медитаций — главный ориентир для поиска ракурса, с которого в сукке «Три с половиной» ведущего архитектора бюро WowHaus Владимира Изаксона можно видеть небо. Выдвигая концепцию созерцания неба через «внутреннее солнце», в качестве материала автор избрал тончайший лист золотистой пленки с внутренней стороны и серебристой — с внешней.
«Выбор столь ненадежного материала обусловлен идеей полного доверия Всевышнему», — объясняет Изаксон.
В каждый шалаш можно было войти и при желании провести ритуал праздника — «вознесение лулава», произнесение благословения с использованием четырех видов традиционных растений, символизирующих разнообразие и единство еврейского народа: плода семейства цитрусовых этрога, ветви ивы, пальмы и мирта.
«Наш фестиваль открыт для всех. Мы ждем каждого, кому интересно познакомиться с нашей традицией, историей, узнать о празднике вне зависимости от возраста или национальности», — рассказала на открытии исполнительный директор РЕК Анна Бокшицкая.
В этом году прошел пилотный запуск фестиваля, в будущем проект станет ежегодным.