Позывной «Беня»: «Спасайте людей, а не уничтожайте их!»

Беседу ведет Эдуард Докс 12 февраля 2015
Поделиться

В начале февраля 2015 года под завалами нового терминала донецкого аэропорта имени Прокофьева оставалось не менее 130 солдат ВСУ, и мертвых, и живых. Среди погибших был 26‑летний киевлянин Женя Яцина, алахический еврей из «международной семьи», как говорит его мама. Позывной «Беня».

«До сих пор комок в горле. Без преувеличения, Женя был любимцем всего батальона. У Жени была возможность “откосить” от призыва, но как мужчина, как гражданин он не стал этого делать, а честно пошел выполнять свой долг. Последние дни своей недолгой, но очень светлой жизни Женя провел, защищая донецкий аэропорт… Сначала одно ранение. Потом — второе. Потом… Тело Жени родители и друзья сразу опознали среди тех тел погибших парней, которые цинично демонстрировало российское ТВ (телеканал “Лайф ньюс”. — Э. Д.). Друзья сразу кинулись искать тело для захоронения. Объездили все морги, госпитали и больницы. Увы. Ни тела Жени, ни тел других ребят, показанных “рыцарями телекамеры”, нигде найти не удалось. <…> С первых часов этой трагедии я подключился к поиску. Помогали все: и военные, и волонтеры, и врачи… Ничего. Я низко склоняю голову перед мужеством родителей Жени: я не слышал истерик. Мы продолжаем искать тело нашего “Бени” и сделаем все возможное для того, чтобы исполнить свой гражданский долг перед Героем!» — рассказал о нем координатор волонтерского движения «Народный тыл» Георгий Тука на своей страничке в «Фейсбуке».

Мы связались со Светланой Яциной, мамой Жени. Несмотря на трагизм ситуации, Светлана не теряет надежды отыскать сына…

 

aero2Эдуард Докс Светлана, примите мои искренние соболезнования. Расскажите, пожалуйста, о вашем сыне.

Светлана Яцина Совершенно безотказный, очень порядочный. У него была возможность уйти от армии, от войны. Он не был добровольцем, но считал, что должен идти защищать свой дом, своих родителей и своего младшего брата. Его все отговаривали… Наверное, его научили стрелять, но не научили убивать. И я вообще не представляю себе, чтобы он мог кого‑нибудь убить. Ребята, которые были с ним в донецком аэропорту, заходили к нам позавчера, рассказывали, что он ни одного патрона из своего магазина не использовал. То есть это было его первое боевое задание. Я не представляю себе, как можно отправлять на такие задания человека, который пороху не нюхал. Когда их закинули под Пески, под аэропорт, 16 января, он позвонил — я услышала совершенно чужой голос. Вначале он звонил из другого места. Я спрашиваю: стреляют? Он говорит: «Нет, все нормально». А потом там, видно, такое началось, что и скрывать было уже нельзя. Их кинули в самую мясорубку. 17‑го числа в 9.02 утра он отправил СМС‑ку своим киевским друзьям примерно такого содержания: «Все плохо. Один трехсотый. Просил замкомандующего ВДВ выводить людей. Отказ». Мы знаем, что они просили выводить людей из аэропорта и больше их туда не заводить. А им говорили: «Это наш Сталинград». 17 января первая партия ребят туда зашла, они только вышли из машины, и машину сразу же взорвали, — со слов его однополчан. Потом были следующие партии. Они шли и понимали, что шансы оттуда вернуться абсолютно нулевые. К тому же потом случилось несколько обвалов. Вначале второй этаж на первый провалился, а потом первый на подвал. И вот 19‑го числа они вошли в аэропорт. Через пару часов его в щеку ранило, потом его завалило, контузило и переломало ноги, а потом в третий раз он упал в подвал, и у него был сломан позвоночник. Все время говорил: если кто будет спрашивать — позвоните моей маме. Мы все время общались с женами, мамами. Женя был очень коммуникабельным. Его знал практически весь батальон. Сегодня начштаба батальона сказал: «Я лично знал вашего сына». Ребята говорят, что он всегда мог договориться со всеми, причем не ругаясь. Ему мало кто мог отказать.

ЭД Он пошел в армию из‑за желания помочь, считал это оправданным?

СЯ Да, он считал, что должен, хотя Майдан не поддерживал и агрессивным никогда не был. У него была возможность уехать в Израиль к своему дяде, но он сказал мне: «Если я не пойду, то придут к тебе домой, а я этого не хочу».

ЭД Почему его позывной и ник в скайпе «Беня»?

СЯ Его так называли в университете, я даже не знаю почему и спрашивала у ребят, но никто уже не помнит.

ЭД Ваша семья была как‑то вовлечена в жизнь еврейской общины?

СЯ С жизнью общины особо не связаны, просто у меня брат в Израиле, родители были в Израиле, к сожалению, уже ушли из жизни. Брат очень любил Женю и после его гибели сразу приехал в Киев. Ему было очень тяжело, и эта ситуация настолько затянулась, что я не выдержала и «нежно его прогнала». Сказала: «Уезжай, я не могу на тебя смотреть». Он уже 25 лет в Израиле живет и не очень понимает отношения к солдатам в Украине, даже в сложившейся ситуации. Ведь в Израиле такое невозможно.

ЭД Конечно, там о смерти военно­служащих представители ЦАХАЛа сообщают близким в личной беседе во время визита.

СЯ А я увидела тело сына во вражеском видеосюжете. Мне позвонили из Минобороны Украины и еще откуда‑то и спросили: знаю ли я что‑либо. Они не знают вообще ничего. Вплоть до того, что им неизвестно, какой это батальон и бригада. По одним документам их подразделение называлось Бригадой 95, по другим — Бригадой 81. Вроде как их перевели, но не во всех документах это указано. Зачем вообще переформировывать батальоны в такой ситуации? Неужели больше нечем заняться? Я, конечно, штатский человек, может, в этом есть военная хитрость. Речь идет о батальоне «Житомир». Мы все на свете сами покупали: свечи для БТР, масло для БТР, я уже не говорю о личном обмундировании. И почему всем должны заниматься волонтеры? И кормить, и одевать, и вывозить погибших и раненых. Даже сейчас, в поисках Жени, никто не шелохнется, у них нет никакой информации, даже родителям не звонят. Психолога прислали, но мне он не нужен. Если бы враги уничтожали, то было бы не так обидно. Но то, что произошло в аэропорту, в Иловайском котле и сейчас происходит в Дебальцевском, — это просто геноцид. Это не убийство, это геноцид собственного народа. И товарищ Муженко (начальник Генерального штаба Украины. Э. Д.) до сих пор этим руководит. После гибели моего сына Муженко выступал в Доме офицеров и сказал, что аэропорт потерял свое боевое предназначение, он уже никому не нужен и не надо разбираться в том, кто виноват. Причем я слышала в СМИ 14 или 15 января сообщение о том, что Муженко отстранил всех офицеров от руководства операцией в аэропорту и лично взял на себя эту обязанность.

ЭД Видел ли Женя смысл во всей этой операции?

СЯ Я считаю, что нет. Потому‑то он и кричал: «Выводите людей, спасайте людей, а не уничтожайте их!»

ЭД Но его никто не слушал…

СЯ Естественно, а кто будет слушать солдат? Вот если бы господина Муженко вместе с его великими командирами послать в аэропорт, достать эти тела и привезти каждой матери. Может быть, тогда до него бы дошло…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пасхальный погром 1940 года в Варшаве: хроника разрушения, боли и предательства

Со Страстной пятницы и до пасхального воскресенья толпы варшавян громили еврейские магазины, лавки и дома. На улицах Хмельна, Желязна, Маршалковская происходили массовые нападения: избивали мужчин, женщин и стариков только за то, что они евреи. По оценкам историков, десятки людей были серьезно ранены, материальный ущерб оказался колоссальным

Армейский раввин и выжившие узники

Через двадцать пять лет после освобождения Бухенвальда его выживший узник Джек Брейткопф рассказал о первой молитвенной службе, на которой побывал после войны, устроенной «в доме на лагерной территории, где нацисты показывали кино». По его словам, дело было вечером, «всего через несколько дней после Песаха», и мой отец, раввин Гершл Шактер, «раздал мацу... Мы уж думали, нам никогда уже не доведется поесть мацы»

Послание Гарри Трумэна по случаю пасхального седера 1945 года

Трумэн упомянул об ужасах Холокоста и тысячелетних преследований евреев, а также признался, что восхищается не только еврейской стойкостью, но и тем, как евреи поддерживают тех, кто сталкивается с дискриминацией: «Невзирая на многовековые преследования, еврейский народ хранил нерушимую преданность своей древней вере — вере, которая придавала евреям смелости и мужества вытерпеть бесчеловечность человека к человеку. Более того, зачастую евреи оказывались в авангарде борьбы за помощь угнетаемым меньшинствам»