«Будильники» Европы

Борис Немировский 5 февраля 2015
Поделиться

Последствия парижского тер­акта, жертвами которого стали 12 человек, продолжают будоражить и сотрясать Европу. Во Франции мусульмане несут плакаты: «Не тягайтесь с исламом!» В Бельгии, впервые со времен второй мировой войны, армия провела антитеррористическую операцию после участившихся угроз и нападений на владельцев киосков, торгующих «Шарли Эбдо» — объем продаж журнала после теракта вырос в этой стране с 2 тыс. до 40 тыс., — операцию столь серьезную, что в результате ее были уничтожены два исламиста. Премьер‑министр Израиля Биньямин Нетаньяху в открытую призвал французских евреев уезжать на историческую родину, а в Германии правопопулистская организация «Пегида» устраивает марши протеста, требуя очистить страну от мусульман. Правда, навстречу ей поднимаются десятки тысяч людей, не желающих, чтобы из‑за антиисламских настроений вновь поднял голову нацизм.

До недавнего времени понятие «Париж‑2015» мало что говорило непосвященным, те же, кто был в курсе, связывали его исключительно с всемирной конференцией сторон конвенции ООН об изменении климата, которая должна состояться в столице Франции в конце этого года. С момента террористического нападения на редакцию юмористического журнала «Шарли Эбдо» и еврейский супермаркет «Париж‑2015» стал синонимом страха перед атакующим Европу всемирным джихадом. Эти тер­акты, помимо всего прочего, обнажили целый ряд вопросов, ответы на которые уже долгое время безуспешно искали европейские правительства: возможно ли вообще с помощью «взвешенной» миграционной и интеграционной политики предотвратить радикализацию молодых мусульман в Европе? Как отличить ислам и исповедующих его от исламистов и джихада и как избежать обвинений против всех европейских мусульман, что говорится, одним чохом? Как можно предотвратить нападения на еврейские и, между прочим, на исламские учреждения? Как удержать в узде правых популистов и нацистов, пытающихся заработать политический капитал на свершившейся трагедии?

© AP

© AP

Парижские события доказали несовместимость традиционной внешней политики Евросоюза с сегодняшними политическими реалиями: боевики «ИГИЛ», «Аль‑Каиды», «Боко Харам» в Нигерии, джихадистские группировки в Йемене, в Мали, на Филиппинах… Все это до сих пор было хотя и страшно, но где‑то далеко, за пределами уютного и спокойного европейского мира. Никто в Европе не чувствовал так близко дыхания «священной войны», даже европейские «воины Аллаха» предпочитали отправляться убивать куда‑нибудь подальше от Европы. Теперь джихад ворвался в Старый Свет и разит направо и налево. Журналистов — за то, что посмели окарикатурить изображение пророка Мухаммеда, безобидных владельцев газетных киосков — за «неправильные» журналы, которые они продают, евреев… ну, евреев просто за то, что евреи, джихадистам других причин не требуется.

Почему‑то лишь сейчас большинство жителей Европы вдруг осознало, что «всемирный джихад» — это транснациональное, трансконтинентальное движение, труднопредставимая и неконтролируемая сеть, охватывающая не только Израиль, Пакистан, Сирию, Афганистан, но Францию, Германию и европейский континент в целом. Европейскую исламскую молодежь эта сеть завлекает революционным пафосом, «простыми решениями» вечных молодежных проблем, подбрасывая нехитрые лозунги и обещая реализацию любых мечтаний о силе и славе, обещая безнаказанность и легко завоеванное высокое положение. Но джихадизм отвечает чаяниям не только «отбросов общества», полагающих, что их жизненные неудачи являются не чем иным, как следствием дискриминации по религиозному признаку. Он также привлекателен и для образованных мусульман, тут достаточно вспомнить хотя бы «личный состав» группы печально знаменитого Мухаммеда Аты, совершившей теракты 9/11. У него было, между прочим, высшее техническое образование, полученное не где‑нибудь, а в Гамбургском университете, одном из старейших и известнейших вузов ФРГ.

Можно выделить основные вызовы, перед которыми оказалась сегодня Европа в связи с парижскими событиями.

В прицеле джихадистов оказался не только Запад как общественно‑политическая система, но также и все мусульмане, не желающие признавать притязания на власть со стороны исламских фундаменталистов. Подавление джихадистского движения возможно лишь в том случае, если Европа и весь западный мир вступят в тяжелый, но совершенно необходимый диалог с представителями ислама, общественными группами и интеллектуальной элитой исламского мира. Потому что взаимоотношения между Западом и «исламским обществом» на данный момент определяются взаимным неприятием и отрицанием друг друга. Мусульмане составляют порядка четверти мирового населения. Диалог с ними является совершенно необходимым условием. При этом не стоит забывать о многообразии исламского мира: Индонезия и Тунис, к примеру, являются на сегодняшний день многообещающими демократическими странами, Иордания и Марокко — просвещенными монархиями, в то время как в Саудовской Аравии недавно был приговорен к 10 годам тюрьмы и 1000 ударам палками либеральный интернет‑блогер — замечательная иллюстрация «открытости» и «современности» саудовского общества, такого, казалось бы, дружественного Западу… Интерпретации Корана и их значение для формирования того или иного исламского общества весьма различаются в исламских странах. Создание стратегии взаимопонимания — задача, сравнимая с той, что стояла перед создателями современного Евросоюза после второй мировой войны.

XXI век — это век global commons, глобальных системных рисков и шансов: защита мировой экономической системы, слияние мировых финансовых рынков, борьба с бедностью, общие правила защиты информации и гражданских прав в «информационную эпоху». Все это — составные части взаимоотношений с исламским миром. И проблемы эти неразрешимы без участия мусульман.

Как известно, любой кризис — это еще и шанс, возможность «перезагрузки». У европейской политики развития появляются великолепные возможности для пересмотра устаревших, отживших вариантов воздействия, «рычагов давления» на Сирию и Ирак, Йемен и Алжир, на демократизирующийся Тунис и сваливающийся в постреволюционную реакцию Египет… События в Париже — «звонок будильника», призывающего незамедлительно проснуться и спасти старушку Европу…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

В чем причины нынешнего скандала вокруг Ивана Ильина

В 1920-1930-х Ильин восхищался фашизмом. В 1928 году он написал программную статью «Русский фашизм», ключевая идея которой была такова: «Фашизм есть спасительный эксцесс патриотического произвола». В статье 1953 года под названием «Германия возрождается» одним из главных преступлений Гитлера Ильин называл не чудовищные военные преступления и Холокост, а проигрыш войны, который отныне всей Европе угрожал «советским нашествием».

Пятый пункт: погромщики, дрожащая Европа, цензура или экспертиза, Иван Ильин, Достоевский и др.

Как американские университеты отреагировали на антисемитские акции студентов? Почему в Голландии ограничивают мероприятия памяти жертв Второй мировой войны? И зачем в Российском государственном гуманитарном университете прославляют идеолога русского фашизма? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели.

2000-е. «Шират а‑стикер». А‑даг Нахаш (2004)

Знаком ли вам израильский рэп? А имя писателя Давида Гроссмана, автора одного из самых популярных речитативов? Может ли одна песня удовлетворить все запросы на плюрализм? И знаете ли вы, что такое «секонд‑хенд‑стихи»? Продолжаем знакомить читателей с фрагментами подкаста «Кумкум. Плейлист» о десяти песнях, которые сформировали Израиль