Борислав Береза: «Я не червонец, чтобы всем нравиться»

Беседу ведет Борис Немировский 29 января 2015
Поделиться

Деятельность украинской партии «Правый сектор», ставшей со времен Майдана настоящим пугалом для многих российских СМИ, была недавно запрещена в России. Ее обвиняют в экстремизме, терроризме и далеко не в последнюю очередь в антисемитизме. Борислав Ефимович Береза, депутат украинского парламента, — один из наиболее известных деятелей этой партии, правда в данный момент официально ее уже не представляющий. Своей национальности он никогда и ни от кого не скрывал: он еврей, в свое время живший в Израиле и, между прочим, отлично изъясняющийся на иврите. Получается, это он — экстремист и антисемит?

berezaБорис Немировский Как вы предпочитаете, чтобы вас называли? Бори­слав, Борис, Борис Ефимович? Вообще, вы теперь народный депутат Украины, это предполагает некоторый пие­тет со стороны окружающих?

Борислав Береза Обычно ко мне обращаются как к Бориславу. Друзья и близкие называют Славой.

БН Когда вы победили на выборах в Раду, вы написали, что намерены в парламенте заняться информационной политикой. Вы ею сегодня занимаетесь? В чем состоит это занятие?

ББ Хочешь рассмешить Ашема — расскажи Ему о своих планах на завтра. Так гласит известная поговорка. А жизнь преподносит нам сюрпризы. Так, создание Министерства информации, по идее, должно было свести на нет все мои планы. Правда, роль министерства пока не особенно заметна в плане формирования информационной политики. Поэтому официально я информационной политикой не занимаюсь, а неформально и не прекращал.

БН Кого вы сейчас представляете в Раде? Вокруг вашего выхода из «Правого сектора» бродило множество слухов, и не секрет, что многие радовались, что «в ПС избавились от этого жида» (сам видел такие комментарии). Каковы ваши нынешние отношения с этой партией?

ББ «Правый сектор» — это срез общества, а не однородная масса. А значит, там есть представители разных точек зрения. И я не мог нравиться всем в ПС. Но я и не червонец, чтобы всем нравиться. Вот и разделились они после моего отхода от дел на тех, кого это расстроило, и тех, кого обрадовало. А в Верховной Раде я по‑прежнему представляю украинцев и отстаиваю их права.

БН С самого начала Майдана вы выдвинулись в руководство «Правого сектора», ваше имя, по сути, долгое время ассоциировалось с ПС, как ассоциируется с ним имя Дмитро Яроша. При этом именно ПС стал для многих олицетворением «укронацизма», «бандеровщины» и Б‑г знает каких еще ужасов. Как угораздило вас — еврея, исраэли из Кирьят‑Моцкина — попасть в такую замечательную компанию? Почему, собственно, вы до сих пор не «на гиляке»?

ББ Когда я пришел в ПС и познакомился с Дмитрием Ярошем, то увидел, что в «Правом секторе» были не только украинцы. Этнические русские, евреи, белорусы, грузины, поляки и многие другие. Неважно, кто ты, важно, как ты относишься к Украине. А все остальное — мифы российской пропаганды из серии распятого мальчика в Славянске, двух рабов для нац­гвардейцев и ущемления русскоязычного населения. Мы, кстати, на каком языке общаемся? На русском. Вот то‑то и оно.

БН Вообще, украинские евреи приняли в «революции достоинства» весьма активное участие, даже евреи, в свое время покинувшие Украину (в особенности израильтяне), вернулись на «доисторическую родину» и отправились на Майдан, как командир «еврейской сотни» Натан Хазин, а нынче воюют за Украину в войне, которую официально скромно называют «антитеррористической операцией». Чем объяснить феномен «жидобандеровцев»? Зачем евреям вообще встревать в эту «разборку»?

ББ Знаете, родину не выбирают. Ее либо любят всем сердцем, либо нет. И Украина — наш дом. Ведь никому не безразлично, что происходит в его доме. И это была не «разборка». Это было сражение за возможность жить в свободном обществе и наказать воров. Евреи — свободолюбивый народ. И со времен Моисея, который вывел нас из египетского рабства, мы всегда стремимся к свободе. А значит, мы просто не могли тогда не присоединиться к свержению диктатора Януковича. Да и не было на Майдане разделения на национальности. Наоборот, именно плавильный котел Майдана переплавил нас всех в единую нацию. По сравнению с Россией у нас не очень сильное государство, но, в отличие от той же России, у нас сильное и сплоченное гражданское общество. Кстати, «жидобандеровцами» мы стали называть себя в ответ на пропаганду Кремля о том, что в Украине сильны антисемитские настроения.

БН В продолжение еврейской темы: сегодня в Украине можно наблюдать две крайне противоположные тенденции. Первая: евреи выдвигаются в политику, зачастую с удовольствием подчеркивая свою принадлежность к еврейству, — Коломойский, Гройсман, вы, Вадим Рабинович из Оппозиционного блока. Вторая: в «скрытом еврействе» все кому не лень обвиняют своих политических врагов. Послушать, так и Порошенко еврей, и Яценюк еврей, и Тимошенко еврейка, и Кличко, и подзабытый сейчас Олег Тягнибок, и даже ваш соратник‑депутат Дмитро Ярош. Вас все это не напрягает — не как депутата, не как политика, как еврея?

ББ Видите ли, национальность, в отличие от глупости, не всегда видна сразу. Поэтому часть пропагандистов разыгрывает «еврейскую карту». И на кого‑то это влияет. Нередко это те же люди, что разыгрывали в Украине «языковой вопрос». Гордиться национальностью или стесняться своей национальности так же глупо, как гордиться или стесняться своей группы крови. Это то, что тебе дано с рождения. Прими это и неси по жизни с честью. Люди привыкли определять человека как хорошего или плохого, а не сквозь призму национальности. Тот же Дмитро Ярош не раз говорил, что еврей Береза для него побратим, а глава Компартии, украинец Петр Симоненко, — враг. Поэтому не надо искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.

БН Насколько мне известно, к религиозным делам вы отношения не имеете, но все же: как живется сейчас еврейским общинам в Украине?

ББ Ну, вот когда мы отмечали Хануку, представители всех парламентских фракций присутствовали в центральной синагоге Киева. Кстати, от Блока Петра Порошенко был потрясающий человек, народный депутат Мустафа Джемилев, крымский татарин. Я же не зря сказал вам, что мы все стали единой нацией. Взаимоуважение и любовь к Украине — вот на чем мы основываемся. А значит, притеснениям по религиозному признаку нет места. Чего не скажешь об оккупированных территориях Крыма и Донбасса. Большая часть еврейской общины была вынуждена бежать оттуда из‑за гонений по религиозному признаку. Но я верю, что после восстановления контроля над этими территориями они смогут туда вернуться.

БН Сейчас все говорят, что, как только потеплеет, война развернется с новой силой. Последние события: трагедия в Мариуполе, теракты в Харькове и Одессе, усилившаяся активность, по сути, по всей линии противостояния — к сожалению, говорят в пользу этих предположений. Каков ваш прогноз?

ББ У Джорджа Мартина в его саге «Игра престолов» есть такая присказка: «Зима близко». Так вот: война так же близка. Большая война. И до тех пор пока в России не перестанут поддерживать эскалацию конфликта, улучшения ситуации ждать не придется. Российское оружие, российские наемники и кадровые военные, российские деньги, российские политтехнологи и СМИ… Все это не дает потухнуть пожару войны. Россия уже потеряла Украину как близкого партнера. Но если не остановится, то найдет не только враждебное отношение, которое перерастает в ненависть, но и позор. Тот позор, который испытала фашистская Германия после разгрома во второй мировой войне.

БН Чем вы хотите заняться, когда кончится война? Или — когда кончится ваш срок в депутатском кресле? И что, по‑вашему, завершится быстрее?

ББ Пока не знаю. Слишком многое надобно сделать. И эти планы уже не на один парламентский срок. Но я знаю одно точно: что когда‑нибудь я напишу книгу о всех событиях, в эпицентр которых попал. И думаю, что это будет интересное чтиво…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»