Большая семья

Елена Рымшина 1 февраля 2016
Поделиться

Проект Евгения Добровинского «Моя семья», показанный в Центре творческих индустрий «Фабрика», демонстрирует нового качества семейный архив — архив ХХ века, архив умолчаний и недомолвок, схрона мыслей и чувств, внезапно прерванных и недожитых жизней, который все же существует как данность и передается из поколения в поколение, касаясь не только близких художника, но и всех нас.

Евгений Добровинский.  Натан. 2015. Коллекция автора

Евгений Добровинский. Натан. 2015. Коллекция автора

В каждой российской семье есть такой архив устных преданий, когда по большому секрету твоим родителям их бабушки и дедушки, если выживали в гражданскую, финскую, отечественную, японскую войны, если уцелели при погромах, индустриализациях и раскулачиваниях, если вообще были в силах вспоминать и говорить, рассказывали, что был еще дядя или брат, или сестра, или папа с мамой, которые… И все главы из учебника реальной истории страны будут про них, про тех, чьего возвращения из этих страшных странствий уже не ждали, потому что и ждать было часто некому.

Такой семейный архив стал появляться в рисунках записных книжек Евгения Добровинского, сделанных им в постреанимационной палате. Это была настоятельная потребность, дающая волю и жизнь.

С новорожденной дочерью, с инфарктом, в 69 лет Добровинский, известный художник и графический дизайнер, рисовал и рисовал лица людей, которых никогда не видел.

— Это было огромное еврейское семейство. Жили на Украине. Часть семьи погибла во время погромов в Гражданскую — маминого отца убили прямо на глазах у детей, а в основном все погибли в печке.

Добровинский рисовал лица людей из полустертых семейных воспоминаний, основанных больше на чувстве сопричастности их трагедии, чем на документах, фотографиях, дневниках. Документального архива в такой семье могло просто не быть — в какой‑то момент он мог стать поводом для смертного приговора.

Обостренное ощущение родства и ценности жизни людей, ушедших так мучительно и внезапно, диктовало свои условия. Необходимо было сделать перепись погибших, назвать их поименно. Художником создано более ста портретов близких. Постепенно, со временем в больнице и потом, в мастерской, прорисовывался страшный суд записной книжки, — простой перечень утрат семьи ХХ века, получившей наконец возможность составить свой личный, нецензурированный, мартиролог. Рисунки требовали выхода в город, на улицы, к людям, требовали внимания и участия. Так возникла идея выставки.

12 портретов были переведены в большой формат и напечатаны шелкотрафаретом на ткани там же, на «Фабрике», в мастерской Алексея Веселовского. История печати важна — выставка делалась на пожертвования тех, у кого судьбы родственников схожи с судьбами изображенных на портретах. И само рисование, и воспоминания близких стали общим делом и общей памятью участников проекта. Такие рисунки важны и нужны — и не только в записных книжках или на выставке, но на брандмауэрах домов, на уличных плакатах, на городских площадях.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Резня на пляже Бонди была неизбежна

Еврейские организации в Австралии годами умоляли власти отнестись к угрозам всерьез. Ведь угрозы давно перестали быть абстракцией. За последние два года синагоги и еврейские центры неоднократно подвергались нападениям. И вот террористическая атака на пляже Бонди: самый тяжелый теракт в истории страны... Это и есть норма современной Австралии: предупреждать и наказывать тех, кто говорит о проблеме, и одновременно закрывать глаза на призывы к насилию, если они исходят «с правильной стороны»

Многовековая загадка: где находится гробница Маккавеев?

В 1870 году удивительное открытие французского археолога Виктора Герена подогрело интерес к гробнице Маккавеев. При раскопках в Орбат‑а‑Гарди, близ предполагаемой территории древнего Модиина, Герен обнаружил большое прямоугольное сооружение площадью 25 м на 6,5 м, сложенное из обтесанных камней. По соседству находится гробница некоего шейха, прозванная местными «Аль Калаа» («крепость»)

Маккавеи, греки и истоки конфликта между эллинизмом и иудаизмом

Маккавеи не были ценителями красоты и смысл истории видели в другом. Но и для них Греция — или Яван, если воспользоваться их термином, — была, скорее, не местом, а культурой и духом, которым они противостояли. Цивилизацию они понимали по‑своему, и конфликт между эллинизмом и иудаизмом, столь плодотворный для развития западного мира, начался именно с них