Бенедикт Сарнов. Мне в Москве всегда будет не хватать его…

Борис Фрезинский 27 апреля 2014
Поделиться

20 апреля в Москве на 88-м году ушел Бенедикт Михайлович Сарнов — критик и литературовед, знаток русской литературы ХХ века.

Последние его полгода были тяжкими и мучительными: впервые он не мог работать. Уйдя, он оставил солидную полку живых и нужных думающим людям книг — они нас переживут.

Сарнов учился в Литературном институте на одном курсе с такими же не воевавшими (в 1941-м ему было 14 лет) — как будущий поэт Наум Коржавин (тогда Эмка Мандель), но вместе с ними пришли в институт и отвоевавшие молодые люди — как будущий прозаик и перестроечный редактор «Знамени» Григорий Бакланов (они стали друзьями). Сарнов печатался с 1948-го, но, окончив институт в 1951-м, не смог найти работу: стояли черные годы государственного антисемитизма… Что-то стало меняться лишь после смерти диктатора, и в 1955–1959 годах Сарнов заведовал отделом литературы в детском журнале «Пио­нер» (в 1956-м ему удалось напечатать там трагические стихи Бориса Слуцкого «Лошади в океане»). А в 1959–1963 годах он служил в «Литгазете», и публикация его критических статей сделала ему имя умного и острого критика. В 1959–1965 годах вышли его первые книги — о Л. Пантелееве, С. Маршаке и др. Тогда же появился и сборник блестящих пародий «Липовые аллеи» — их написали вместе Б. Сарнов и его друзья Л. Лазарев и С. Рассадин.

Хрущевская «оттепель» сменилась брежневским застоем, и Сарнову снова пришлось искать работу. Вместе с Рассадиным он создавал на радио увлекательные передачи «По следам литературных героев», а замыслив цикл книг о «случаях» советских писателей, начал писать их в стол — до лучших времен. Времена пришли через 20 лет — с горбачевской перестройкой, и на рубеже ХХ и ХХI веков мощный талант и бойцовский темперамент Бенедикта Сарнова дали фантастический результат: книги «случаев» Зощенко, Мандельштама, Эренбурга, Маяковского, два толстенных тома мемуаров, фолианты эссеистики, энциклопедию «Наш советский новояз».

Наконец — случай уникальный в истории мировой литературы! — подойдя к своему восьмидесятилетию, Сарнов приступил, думаю, к главному замыслу: исторической панораме «Сталин и писатели». В ней он предполагал 20 больших глав. Первые шесть составили в конце 2006-го первый том объемом больше 800 страниц (он вышел к январю 2008-го). Второй писался в 2007-м (четыре главы того же объема вышли в конце 2008-го), третий сделан в 2008-м (четыре главы, более 900 страниц; вышел в 2009-м). Наконец, четвертый написан в 2009–2010-м (в нем четыре главы почти в 1200 страниц; вышел в 2011-м). Остались ненаписанными обещанные главы об Афиногенове и М. Кольцове — на них попросту не хватило материала (хотя помню разговор и о сюжете «Сталин и Вс. Иванов»)…

Возвращаясь к 1990–2000-м годам, вспомним: именно тогда цик­лом очерков «Я был евреем» Сарнов начал сотрудничать в журнале «Лехаим». И продолжил пуб­ликацией глав из книги «Случай Эренбурга» (помню, с какой радостью он сообщил мне об этом). Вообще-то еврейская тема прежде не звучала так выпукло в его работе (Сарнов говорил, что в детстве не сталкивался с проявлениями юдофобства, и только в 1948–1949 годах не мог его не заметить, не говоря уже о 1952–1953-м, когда оно зашкаливало). Это у Бенедикта Сарнова выработало острый нюх, и он действовал безотказно: будь то случай нобелевского лауреата или знаменитого критика «Нового мира» 1960-х. Формула Тувима: «Антисемитизм — это международный язык фашизма» — благодаря Эренбургу была освоена Сарновым прочно и навсегда.

Бенедикта Михайловича Сарнова мне в Москве всегда будет не хватать.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»