Артур Шик, великий и почти забытый художник‑иллюстратор
Материал любезно предоставлен Tablet
В Историческом обществе Нью‑Йорка открылась выставка, посвященная творчеству Артура Шика — одного из самых выдающихся графиков XX века, сегодня почти забытого. Его работы появлялись повсюду — от Белого дома до «Желтых страниц» Нью‑Йорка. Творчество его не было исключительно светским: в нем нередко встречаются религиозные мотивы и сюжеты, он создал цикл иллюстраций к пасхальной Агаде, а в его политических работах появляются такие персонажи еврейской истории как Моисей.
Отчего же имя Артура Шика было забыто? Тому есть несколько причин. Он не принадлежал ни к одному из существующих художественных течений и не стал создателем новой школы. Умер Шик в 1951 году, накануне рождения современного искусства, в которое его работы не вписывались стилистически. За годы, проведенные в США, он создал сотни работ, но десяти лет было недостаточно для того, чтобы возникли тесные связи с миром искусства. Вся его графика выполнена на бумаге и потому крайне чувствительна к изменениям микроклимата, экспонирование ее сопряжено с трудностями. Те, кто был знаком с творчеством художника поверхностно, знали его в основном как иллюстратора сказок Андерсена. Сложное имя только усугубило положение дел.
Главной причиной забвения, как мне кажется, стал тот факт, что сразу после его смерти семья и наследники перестали сотрудничать с дилерами, потому что сын Шика хотел сам распорядиться наследством. Когда и он умер год спустя, не осталось никого, кто боролся бы за признание и сохранение памяти о художнике или был бы заинтересован в экспонировании его работ. Жена Шика распродала оставшиеся работы в частные коллекции. Но в 1992 году раввин Ирвин Унгар решил извлечь имя Артура Шика из мрака забвения; это дело он продолжает по сей день, и выставка в Историческом обществе Нью‑Йорка тоже служит этой цели.
На выставке представлены главным образом работы, касающиеся темы Второй мировой, в которых художник обращается к сложному вопросу, что значит быть евреем во время войны. Рисунок «Современный Моисей» изображает пророка, поддерживающего двух еврейских солдат. В «Пилигримах», также известных под названием «Нелегальные пассажиры», центральное место занимает маген Давид, по обеим сторонам которого расположены два судна. Одно из них — «Мэйфлауэр», а другое — более современное, на его мачте развевается флаг с двумя полосами и звездой Давида. Рисунок определенно взывает к опыту, пережитому иммигрантами тогда и сейчас. Для Шика характерны сложные композиции, использование множества деталей и персонажей, но вместе с тем рисунки его не производят впечатление перегруженных — они стараются раскрыть всю правду. Такой была и жизнь самого художника — он был постоянно погружен в работу и редко когда работал над рисунком больше недели.
Я очень рекомендую посетить выставку «Артур Шик: воин от искусства» в Историческом обществе Нью‑Йорка и открыть для себя этого незаслуженно забытого художника. 
Выставка «Артур Шик: воин от искусства» открыта до января 2018 года
Оригинальная публикация: Arthur Szyk, a Jewish Master Almost Lost to History, is Rediscovered