Анна Самуил: «Я забываю о воздушной тревоге, выходя на сцену»

Беседу ведет Владимир Мак 31 августа 2014
Поделиться

Тель‑Авив, июль 2014 года. Не прошло и двух лет, как ракеты из Газы опять летят на Израиль. Теперь не только в южные районы — они долетают и до «Города без перерывов», где в эти дни завершает сезон Израильский филармонический оркестр. Традиционно в конце сезона концертное исполнение оперы, и традиционно на подиуме главный дирижер ИФО Зубин Мета. В нынешнем году это «Летучая мышь» Штрауса. Самой яркой звездой в интернациональном ансамбле исполнителей была солистка берлинской Штатс‑оперы Анна Самуил, прилетевшая на гастроли, несмотря на войну.

На восемь представлений «Летучей мыши» с ИФО и Метой собрался звездный состав солистов из Берлина, Вены, Парижа и Тель‑Авива. Собрался на праздник, который был омрачен «Хамас». Увы, мы в Израиле привыкли к изменениям на афишах. В 1973 году, когда началась Война Судного дня, знаменитый дирижер Эрих Ляйнсдорф уехал в аэропорт, забыв фрак в артистической. Были годы, когда почти ежедневно на улицах взрывались самоубийцы, унося с собой жизни израильтян, а десятки гастролеров «заболевали», и их заменяли музыканты менее титулованные… На этот раз ничего подобного не произошло. Все представления в Тель‑Авиве и Хайфе состоялись, никто не уехал, и состав, стартовавший 6 июля, 13‑го триумфально завершил сезон ИФО.

Исполнительница партии Розалинды Анна Самуил в третий раз в Израиле. Впервые пела здесь Донну Анну в моцартовском «Дон Жуане» в 2009 году, в такой же концертной постановке Зубина Меты и ИФО. Второй приезд был в 2012‑м, в Иерусалим, на Фестиваль камерной музыки Елены Башкировой — Самуил пела песни Шуберта, романсы Чайковского… И впечатление от Шуберта в исполнении Анны было соизмеримо лишь с тем, что можно было услышать в записях Элизабет Шварцкопф, Кристы Людвиг, Зары Долухановой… Сравнение именно с Долухановой напрашивается, когда узнаешь, что Самуил — скрипачка. (Зара Александровна начинала со скрипки.) Вокалистов высокого класса всегда наперечет — поэтому посредственности иногда и попадают в элитарную компанию, но сочетание яркого голоса с безукоризненной дикцией, поразительной вокальной культурой и глубоким погружением в любой материал — явление почти нереальное. Оно тем не менее существует, и имя ему Анна Самуил.

 

Анна Самуил исполняет партию Донны Анны в опере «Дон Жуан» во время Гляйнборовского фестиваля. Фото Bill Cooper

Анна Самуил исполняет партию Донны Анны в опере «Дон Жуан» во время Гляйнборовского фестиваля. Фото Bill Cooper

Владимир Мак Двадцать лет назад я беседовал со знаменитой певицей Геной Димитровой. На вопрос, почему она поет только в опере, Димитрова сказала: «Я всегда хотела петь что‑нибудь кроме оперы. Но сделать камерный концерт трудно — во всем мире надо петь “Турандот”, “Набукко”, “Сельскую честь”, “Норму”. Контрактами расписана жизнь на несколько лет вперед. А когда уже подписал контракт, ты не можешь заболеть или быть не в духе, ты должен петь». Как ты успеваешь играть главные роли в Милане, Берлине, Нью‑Йорке, петь в ораториях и при этом заниматься камерной музыкой?

Анна Самуил Сравнивать себя с великой Геной Димитровой не буду. Но я беру пример с моего профессора, тоже великой Ирины Архиповой, которая пела все. Скучно просто зарабатывать деньги, универсальность делает жизнь интереснее.

ВМ Твоя универсальность — следствие скрипичной карьеры? Эрудиция и опыт, приобретенные на струнном отделении в Московской консерватории и в Международном молодежном оркестре под руководством Кладио Аббадо, где ты была ассистентом концертмейстера, сыграли свою роль?

АС Интеллект важен для музыканта. Я с детства росла в музыкальном окружении, потом в консерватории училась у Ирины Бочковой, ученицы и долгие годы ассистента величайшего скрипичного педагога Юрия Янкелевича. Общение с Аббадо трудно переоценить. Мы играли и записывали гениальную музыку, с которой многие вокалисты не сталкиваются никогда. В Берлине вспоминают, как на аудиции у Баренбойма я сказала маэстро, что в Берлинской филармонии играла Седьмую симфонию Брукнера.

ВМ Не каждая певица знает такого композитора. А с чего началась музыка в твоей жизни, со скрипки или пения?

АС Мы с сестрой родились в Перми. Мне было два года, Тане четыре, мы пели под мамин аккомпанемент на концерте в каком‑то Доме культуры. А затем сначала Таня, потом я взяли в руки скрипки. В пять лет пением заниматься рано. Но папа всю жизнь дирижирует в опере, и петь я любила всегда. (Александр Самуил, отец Анны, сегодня главный дирижер Одесского оперного театра. — В. М.) Заниматься вокалом я начала у Архиповой через год после поступления в консерваторию на скрипку. Мне очень помог Аббадо: я сказала ему, что учусь вокалу, он организовал мне стипендию в Италии, и я дважды ездила заниматься с великолепным итальянским педагогом.

 

В 2002 году у Анны за плечами было два консерваторских диплома, победа в Международном вокальном конкурсе и несколько главных партий в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича‑Данченко. На Международном конкурсе им. П. И. Чайковского она занимает третье место (сестра Таня в том же конкурсе удостаивается тоже третьей премии, но по скрипке) и начинает серьезную международную карьеру. Она блестяще поет Джильду и Виолетту в театре «Эстония», после чего приезжает в Берлин, где музыкальный директор Государственной оперы Даниэль Баренбойм приглашает Анну в постоянную труппу.

 

АС Баренбойм для меня — почти отец родной. Он первым из крупных дирижеров в меня поверил, с его подачи я стала петь ведущие партии в известнейших операх, от Моцарта до Вагнера, в Берлине, а вслед за этим и в других лучших театрах мира.

ВМ Каких еще дирижеров ты отметишь?

АС Клаудио Аббадо я уже называла, но с ним я только играла — спеть с ним, увы, не успела. С двумя великими маэстро я пела «Военный реквием» Бриттена: с Лорином Маазелем и Невиллом Марринером, с последним даже записала эту гениальную музыку. Люблю работать с Владимиром Юровским и Густаво Дудамелем. С удовольствием работаю с израильтянами: Даниэлем Ореном, Ашером Фишем, Даном Этингером. Счастлива, что в шестой раз пою с Зубином Метой. И, конечно, наслаждение работать с отцом. Совсем недавно это было в Казани — я пела там Татьяну в «Евгении Онегине».

ВМ Судя по упоминанию Бриттена, ты не чужда музыке XX века.

АС Вместе с Еленой Башкировой мы весной 2015 года в Цюрихе и Зальцбурге исполним камерные циклы Прокофьева и Шостаковича, ближайшая моя премьера — партия мисс Джессел в опере Бенджамина Бриттена «Поворот винта».

ВМ В опере XX века сюжет, содержание крайне важны. Ты поешь на многих языках, но ведь не просто же заучиваешь звуки?

АС У меня еще не было языковых проблем. Четыре языка свободных, с французским тоже справляюсь, ведь я еще румынский знаю с детства. (Школьные годы Анна Самуил провела в Кишиневе, где ее отец был главным дирижером оперы. — В. М.)

ВМ Песни Шостаковича поешь, в реквиеме Бритттена солируешь, коронные партии — Татьяна, Виолетта — все это репертуар Галины Вишневской. А раз так — когда мы услышим Катерину Измайлову?

АС Пока я к этой роли не пришла. Давайте подождем.

ВМ Что важного тебе предстоит в ближайшее время?

АС Новый сезон я открываю дебютом в Дрезденской опере — Мими в «Богеме». Затем гастроли с Дмитрием Китаенко в Швеции, где пою в «Колоколах» Рахманинова — очень люблю эту музыку. Потом Бриттен в Берлине… Но любой выход на сцену для меня очень важен.

ВМ А в Израиле?

АС В Филармоническом оркестре Израиля есть музыканты из Кишинева, которые помнят меня маленькой девочкой. По всей стране, в том числе на юге, живут мои близкие друзья, каждый из которых зовет в гости, несмотря на нынешние проблемы. Кроме того, у меня здесь действительно особое состояние, я себя ощущаю практически дома, пою с особым подъемом и забываю о воздушной тревоге, выходя на сцену.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес