Резонанс

Анекдоты о евреях от комика Лизы Экхарт не всегда вызывают смех

Подготовил Семен Чарный 18 января 2022
Поделиться

Комик Лиза Экхарт описывает себя как «злую, кричащую австрийку, отвергнутую художественными школами, но любимую немцами, которые никогда не будут учиться», пишет в статье в Haaretz журналист Константин Новотный. Для нее нет запретных тем, когда она выходит на сцену: геи и трансгендеры, чернокожие, христиане, евреи. Чем более некорректна политически проблема, тем больше вероятность того, что она привлечет к себе внимание.

«Сатира никому не должна льстить. Она должна причинять боль аудитории», — утверждает девушка‑комик, вызывая закономерный вопрос: а действительно ли Экхарт сатирик? Или скорее бесстыдный стендап‑комик, призывающий аудиторию не задаваться вопросами о себе самих и своем отношении, а лишь смеяться над самыми специфическими стереотипами общества?..

29‑летняя Экхарт должна была дать концерт в Дортмунде, в Германии, в декабре 2021 года. И это стало причиной того, что местная еврейская община выступила со специальным заявлением, содержащим критику в ее адрес.

«Даже если юмор может быть средством борьбы с антисемитизмом, Лиза Экхарт превращает его в противоположное, — считает организация. — Она позволяет своей аудитории смеяться не над абсурдностью антисемитского безумия, а над антисемитскими шутками».

Лиза Экхарт. Нюрнберг. 13 января 2018

Прежде чем ее выступление потенциально отменили, вмешалась пандемия, и концерт был отложен по соображениям общественной безопасности. Но это был не первый и не последний раз, когда юмор Экхарт вызывал недовольство еврейских организаций в Германии.

Девушка‑комик попала в заголовки СМИ в 2020 году после того, как старый ее ролик 2018 года стал популярен на ютубе. Речь в нем шла о двух печально известных евреях: осужденном за сексуальные преступления Харви Вайнштейне и режиссере Романе Полански, который бежал из Америки в феврале 1978 года, находясь под судом за изнасилование 13‑летней девочки.

«Будет правильно, если мы позволим евреям иметь нескольких женщин, — заявила Экхарт своей аудитории. — Деньги не могут компенсировать все. Я имею в виду, что выплачивать репарации евреям — все равно что подарить Диди Матешицу Red Bull», — пошутила она, имея в виду австрийского миллиардера, соучредителя компании по производству энергетических напитков.

Затем она произнесла то, что можно назвать «изюминкой»: «Мы всегда выступали против глупых обвинений в том, что они действуют только из‑за денег. Внезапно становится очевидно: на самом деле они делают это не из‑за денег — а из‑за женщин, именно поэтому им нужны деньги». В зале слышны несколько сдержанных смешков, никто не хлопает.

Однако тот же ролик вызвал уже гораздо больше шума в 2020 году после того, как немецкая телекомпания WDR разместила его в интернете. Некоторые приветствовали тогда Экхарт как «комика с редким талантом», но другие отмечали нечто гораздо более опасное.

Первоначально дебаты развернулись в твиттере. Затем Экхарт стала знаменитостью в СМИ и даже заставила высказаться на свой счет партийных и общественных деятелей. Политик из «Партии зеленых» Фолькер Бек охарактеризовал выступления Экхарт как «попурри из антисемитских клише». Уполномоченный федерального правительства по борьбе с антисемитизмом Феликс Кляйн назвал ее монологи «безвкусными» и отметил, что «изюминки» ее «основаны на антисемитизме, расизме и человеконенавистничестве». Директор Американского еврейского комитета в Берлине Ремко Лимхес заметил, что он не видит в них «ничего, кроме воспроизведения самых примитивных антисемитских стереотипов».

Телекомпания оставила видеоролик онлайн, и его по‑прежнему можно найти на ютубе: там говорится, что Экхарт выбрала «очень актуальную тему» «предубеждений против евреев», чтобы «беспощадно разоблачать» их.

Не все были в этом убеждены. Так, организатор литературного фестиваля в Гамбурге, на котором Экхарт должна была появиться летом 2020 года, написала, что жители там собираются «ради насильственного протеста» и она «не сможет гарантировать безопасность зрителей и выступающего».

Выступление было отменено, что только усилило узнаваемость комика. И не то чтобы она уже в этом нуждалась.

Дневники Геббельса

Экхарт, чье настоящее имя Лиза Лассельсбергер, училась в Австрии и Франции с целью стать педагогом. Она рассказывает, что ее первая магистерская диссертация о женственности в нацистскую эпоху, написанная на основе дневников главного нацистского пропагандиста Йозефа Геббельса, была отклонена. Далее она безуспешно пыталась построить карьеру актрисы, но переключилась на поэтические слэмы, где быстро заняла видное место.

В 2020 году Экхарт опубликовала книгу «Омама» — роман, основанный на событиях жизни ее бабушки, но продолжила при этом выступать в кабаре. Помимо красочного языка, ее стендап‑программы отличаются тем, что она одета обычно в экстравагантные костюмы.

Ее все чаще видят на немецком телевидении, и последнее появление снова включало упоминание евреев. «В отличие от евреев, женщины не преуспели в том, чтобы развить подлинное чувство юмора в отношении своего долгого угнетения, — рассуждает она. — Когда дело доходит до юмора, почему евреи с горбатыми носами всегда выигрывают у женщин?..»

Филиппа Пеймана Энгеля, редактора немецко‑еврейской газеты Jüdische Allgemeine, программа с Экхарт возмутила с двух точек зрения.

«Это очень раздражало меня не только с профессионально‑журналистской точки зрения, но и с еврейской», — написал он, отметив, что передача транслировалась 9 ноября, в годовщину «Хрустальной ночи».

В его статье выступления Экхарт были названы «очень близкими к антисемитским оригиналам». Он добавляет: «Естественно, существует свобода выражения мнений. Но если она выражает себя именно так, она должна терпеть критику».

Подобные обвинения, похоже, не беспокоят Экхарт. В переписке с Haaretz она заявляет: «Поскольку юмористов обвиняют изо дня в день, я больше не принимаю никаких упреков на личный счет. Что меня поражает, так это мерзость людей, которым из‑за их полного творческого бессилия и обиды остается только разрушительность. Я не надеюсь когда‑нибудь привыкнуть к такого рода гадостям».

Экхарт обычно описывает себя как сторонницу «равных возможностей» и заявляет, что мишенью для ее юмора «может быть каждый».

Эта аргументация не убеждает Энгеля.

«Я не уверен, что это улучшает положение, — говорит он. — Так, как она шутит о евреях, — в этом нет ни иронии, ни двойного смысла. Я не хочу, чтобы меня поняли так, будто она антисемитка; я не могу заглянуть ей в голову. Но я могу сказать точно, что если это идея ее художественного самовыражения — шутить о евреях и других меньшинствах, чтобы разоблачить определенные взгляды, — то это очень слабая идея».

Пределы сатиры

Экхарт — не первый случай за последние годы, когда обсуждаются пределы сатиры.

Вспомним хотя бы два известных дела: первое связано с популярным телеведущим Яном Бёмерманом, чье непристойное стихотворение о президенте Турции Реджепе Тайипе Эрдогане в 2016 году спровоцировало дипломатический инцидент между странами. Второе — колонка Хенгаме Ягубифара в 2020 году в одной левой газете, сравнивающая полицейских с мусором.

Но в то время как эти два инцидента были единичными, Экхарт всегда близка к попаданию в СМИ. Непросто определить ее политические предпочтения, и она сама борется против подобной идентификации. Как левые, так и правые

СМИ кажутся сбитыми с толку ее выходками, и в обоих лагерях можно найти как ее критику, так и защиту.

Считает ли она себя популярным комиком в Германии, несмотря на критику? «Конечно, — отвечает она, — причем среди всех категорий населения: мужчин, женщин, стариков, молодых, а также <…> правых и левых».

Недавно немецкая газета Die Welt вновь упомянула Экхарт, отмечая, что немецкое телевидение переживает «кризис юмора».

«Проблема не в том, что «во времена политкорректности» больше нельзя смеяться. Проблема в том, что люди больше не хотят смеяться», — написала Ханна Люманн.

Экхарт в некоторой степени согласна с этим. «Кажется, все большему количеству людей чуждо чувство юмора, — заявляет она. — Они разглагольствуют о «безумных» шутках, но в действительности имеют в виду все подряд анекдоты. Везде, где есть смех, они подозревают злорадство».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Washington Post: Можно ли антисемитский твит счесть высмеиванием антисемитизма?

«Он позволял себе любые перегибы, — написал Меклат о своем персонаже, которого он создал, вдохновившись французским художником‑дадаистом Марселем Дюшаном. — Он исследовал понятие провокации. Как далеко он сможет зайти? Что его сможет остановить?»

The New York Times: Почему евреи вызывают смех?

Кто мог подумать, что комическое у немецкого еврейства было до такой степени направлено на высмеивание более набожных евреев из Восточной Европы, изображая их продажными, глупцами, сексуальными извращенцами и деревенскими простаками. Еврейское меньшинство Берлина сделало ставку на ассимиляцию и интеграцию, стараясь дистанцироваться от чуждых им соплеменников из Восточной Европы. Но, оглядываясь назад, кто был большим глупцом?

Тот самый Мюнхгаузен, которого ценили и Герцль, и Геббельс

30 января 1933 года, при вступления Адольфа Гитлера в должность рейхсканцлера, гитлерюгендовцы маршировали под песни на стихи Мюнхгаузена. В октябре 1933 года Мюнхгаузен в числе 88 членов Академии присягнул на верность Адольфу Гитлеру, а в 1934‑м, после смерти президента Гинденбурга, подписал воззвание к работникам искусств о поддержке объединения постов президента и канцлера.