Америка Ильфа и Петрова: как все было

Материал подготовлен Лизой Иршаи 10 июня 2016
Поделиться

Выставка «Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях» в ММОМА не просто иллюстрировала путешествие Ильфа и Петрова по США, но воссоздавала среду, атмосферу американской жизни, с ее героями, джазом в Нью‑Орлеане и премьерой «Порги и Бесс». Здесь можно было встретить всех, кого видели в пути писатели, — Хемингуэя, Дос Пассоса, Форда, брата Ильфа Сандро Фазини (в Париже), который впоследствии погиб в Освенциме. Приключение Ильфа и Петрова разыгрывалось как киносюжет, с использованием кинохроники, комиксов и стрит‑арта, но главное, с уникальными артефактами: десятками писем и сотней с лишним фотографий. «Лехаиму» о них рассказывает автор выставки, режиссер Рома Либеров, снявший в 2013 году фильм «ИЛЬФИПЕТРОВ».

1. Раздел экспозиции, посвященный приезду Ильфа и Петрова в Нью‑Йорк. Архитектор — Анна Румянцева, стрит‑арт — Zucclub. Маршрут их начался в Варшаве. Дальше была Прага, Вена, Париж, Гавр и Нью‑Йорк, куда корреспонденты газеты «Правда» Илья Ильф и Евгений Петров прибыли 7 октября 1935 года на пароходе «Нормандия». «“Нормандия” похожа на пароход только в шторм, — писал Ильф, — тогда ее хоть немного качает».

 

2. Сашенька Ильф с родителями. Из архива И. Ильфа, 1936. Александра Ильинична Ильф, которой посвящена выставка, — это та самая Сашенька или Пига, о которой Ильф спрашивает жену Марусю в каждом письме. Он уехал, когда Сашеньке было полгода. Александра Ильинична Ильф умерла в 2013 году. Все, что есть на выставке, извлекла, сохранила, изучила и задокументировала она.

 

3. Соломон и Флоренс Трон. Parallel Comics, 2016. Они нашли в Америке, как назвал его Ильф, «ангела без крыльев» — инженера «Дженерал электрик» Соломона Трона и его жену Флоренс, с которыми они и отправятся в поездку. Соломон Трон был человеком левых взглядов — настолько, что в 1947‑м, при первом серьезном всплеске маккартизма, эмигрировал в Лондон. Про Трона есть фильм — «Американец, который электрифицировал Россию». Он реализовывал план ГОЭЛРО, строил Днепрогэс. Трон прекрасно говорил по‑русски, обожал Советский Союз и блестяще знал Америку. Он и есть тот самый мистер Адамс из «Одноэтажной Америки», который будет сопровождать писателей в поездке. А Флоренс — миссис Адамс — сядет за руль «форда», который купят в Нью‑Йорке Ильф и Петров.

 

lech290_Страница_52_Изображение_00044. Евгений Петров, Илья Ильф и его американские кузины. Из архива И. Ильфа, 1935. «Вчера утром заехал за мной дядя Уильям с женой, — писал Илья Ильф Марусе, — и мы поехали в Хартфорд, в штате Коннектикут. Дяде 56 лет, он маленький, с совершенно белыми волосами, похож на папу моего, только не лицом, а походкой и манерами». В Хардфорд до революции эмигрировала семья Ильфа — все Файнзильберги, кроме его отца. И до сих пор вы найдете в Хартфорде много Файнсильверов — так они изменили свою фамилию, перебравшись в США.

 

 

 

 

 

 

 

5. Открытка с видом отеля «Шелтон» в Нью‑Йорке, на 27‑м этаже которого жили Ильф и Петров. Из архива И. Ильфа, 1935. Илья Ильф писал жене Марусе — и она ему — каждый день. Письма шли две, а то и три недели. Корреспонденция из Москвы приходила в советское консульство, а оттуда пересылалась Ильфу, как только он телеграфировал, где находится. Таким образом, между написанием письма и ответом могло пройти шесть недель.

6. Жан Аренс. Из архива И. Ильфа, 1936. Генеральный консул СССР в США Жан Львович Аренс, конечно, имел совсем другое имя, он был Исаак Израилевич Альтер. Его внук Антон, увидев этот портрет, сказал: «Я впервые вижу на фотографии улыбающегося деда».

Поездка Ильфа и Петрова в Америку — это было чудо, которое осуществилось благодаря Аренсу. В 1937 году Аренс пишет: «…Теперь уже скоро напомним вам о себе лично. 6 февраля покидаем Нью‑Йорк и в двадцатых числах ждите нашего телефонного звонка. Представляете, как мы рады вернуться на родину!» Петров успеет подарить Аренсу только что опубликованную книгу «Одноэтажная Америка». Аренса арестуют и расстреляют в 1938‑м.

 

lech290_Страница_52_Изображение_00087. «Форд», на котором Ильф и Петров путешествовали по Америке. Из архива И. Ильфа, 1935. Они купили в Нью‑Йорке два автомобиля. Первый себе, второй, точно такой же, перед возвращением, — Валентину Катаеву, брату Евгения Петрова. Но тот и другой пользовались машинами недолго — с началом войны «форды» у них забрали для нужд Красной Армии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lech290_Страница_52_Изображение_00078. Илья Ильф и Евгений Петров в Нью‑Йорке. Из архива И. Ильфа, 1935. Американских фотографий с Ильфом немного — в основном он был фотографом. Все документы, письма, фотографии на выставке — только из его архива, потому что архив Евгения Петрова находится в Одессе и сейчас, к сожалению, недоступен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»