Открытый доступ

Абсурд театра и жизни

Михаил Липкин 7 ноября 2023
Поделиться

Нынешняя подборка материалов еврейской прессы столетней давности состоит из вестей театральных, а также сообщений, которые предвосхищают многое из того, чему суждено было произойти в ближайшие годы. И авторы, и читатели 1923‑го увидят и испытают эти трагедии.

«Габима» — театр на иврите. Все в курсе, что название — это ивритское הבימה — сцена, а также площадка, возвышение в центре синагоги (бима). У истоков создания «еврейского театра» стояли не только евреи: Станиславскому и Вахтангову «Габима» обязана превращением из любительской провинциальной труппы в театр мирового значения. Говоря о «Габиме», мы не обойдемся без упоминания роли этих важнейших фигур. Но так же важна и национальная составляющая — еврейский ответ из России на вызов мировой театральной культуры.

Этот театр гастролировал по миру, у него были свои зрители и поклонники. Но, глядя из перспективы столетия, мы уже знаем, что не в последнюю очередь из‑за своей успешности недолго ему оставалось быть в России. Уже через три года он оказался там, где на иврите говорят все и где он находится и сегодня.

Но пока мы в 1923‑м, будущее еще туманно, порадуемся же успеху театра, а успех несомненен, вплоть до того, что поклонники готовы засесть за иврит ради полноценного понимания театрального действа.

Эмигрантская пресса живо интересуется всем происходящим в стране исхода, но и окружающая действительность заметно вторгается на ее страницы.

Оказалось, то, от чего евреи бежали в Европу и Америку, настигло их и там. Да, это он, наш верный спутник — антисемитизм, у которого везде найдутся пламенные адепты и спонсоры.

Генри Форд, светлый технический ум, символ американской предприимчивости и деловой хватки, всерьез подумывавший о президентском кресле, засветился в качестве спонсора антисемитского движения в Европе. Авторы публикации, принимая желаемое за действительное, подводят читателя к мысли, что Форд такой один, он — тот центр, из которого все финансируется: через Швейцарию, дальше в Венгрию, Польшу, Румынию, а также в Германию, прежде всего Баварию, «славящуюся» своей антисемитской агитацией и уже реальными действиями…

Как все было бы просто, будь Форд и вправду единственным «меценатом» антисемитизма. Но таких, как он, хватало, и агитация падала на подготовленную почву. Гитлер и его сторонники не стеснялись выражаться и действовать открыто, даже демонстративно.

Да, образ будущего фюрера Германии уже в этот год появляется на страницах прессы. Мы видим его в судьбоносный день 8 ноября 1923 года — первый день пивного путча. Лидер НСДАП пылает решимостью, хотя никакого плана действий еще нет, но уже есть небезосновательная уверенность, что с рук сойдет абсолютно все: погромы, установление собственной «юстиции», насильственные действия антигосударственного характера… Народные массы уже готовы к восприятию его лозунгов.

Правда, как показало дальнейшее, уже на следующий день, 9 ноября, когда разыгрались основные события с кровавыми жертвами, полиция была еще достаточно сильна, чтобы противодействовать вооруженному мятежу, но само государство оказалось слабым. Как мы помним, Гитлер получит небольшой срок, потом его еще и скостят. А в качестве наиболее эффективного, хотя и не слишком быстрого способа восхождения к власти он предпочтет самый легитимный и демократичный, основанный на массовой народной поддержке и энтузиазме. Ведь уже стали общим местом и неоспоримой истиной для многих немцев утверждения о предательстве и ноже в спину, о евреях — виновниках поражения Германии в войне и вообще виновниках всех проблем страны…

Трудно сказать, питают ли авторы публикаций иллюзии о будущем. В отношении еврейского театра в СССР — скорее да, а в отношении перспектив НСДАП в Германии — никаких эвфемизмов, только ощущение надвигающегося ужаса.

Стране предстоит катастрофа: театр жизни оказался более драматичным, абсурдистским и при всем том непосредственно связанным с повседневной реальностью, чем самые роскошные, талантливые и необычные театральные постановки.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Многострадальная Хоральная

Инициатива закрытия Московской еврейской синагоги и превращения ее в клуб принадлежала самим «еврейским трудящимся». В ответ старосты и прихожане Московской синагоги на Маросейке, а точнее в Спасоглинищевском переулке, написали в Народный комиссариат юстиции просьбу отказаться от проекта. Документ свидетельствует о глубокой подавленности, ощутимой в еврейских кругах советской России.

1923: еврейские Берлин, Париж и Петроград

Сто лет назад из‑за войны и прочих катаклизмов значительная часть интеллигенции, в том числе еврейской, оказалась за границей. В эмигрантской среде шли дискуссии о будущем России, и голос остававшихся в Советской России также бывал различим...

Между коммунистами и сионистами

И евреи вновь перед выбором: бороться «за счастье человечества», что в действительности означает утрату своего еще не созданного государства, или решать собственные проблемы к неудовольствию противников самой идеи, что евреи такие же люди, как все остальные, и имеют право на свое государство, как все народы... Об этом писал Владимир Жаботинский в журнале «Рассвет» столетней давности.