А вы, друзья, как ни садитесь…

Борис Немировский 12 апреля 2015
Поделиться

«Международный русский консервативный конгресс», прошедший в Петербурге, вызвал целую волну критических публикаций… за пределами России: принявшие в нем участие представители праворадикальных партий Европы известны своими откровенно нацистскими взглядами, а некоторые даже были осуждены за пропаганду нацизма или восхваление Гитлера. К сожалению, все это не помешало организатору конгресса, партии «Родина», устроить это сборище, да еще и скопом записать его участников в «друзья России».

При этом российская пресса обошла конгресс стыдливым молчанием, а многочисленные официальные антинацистские организации (за исключением разве что ФЕОР) предпочли не заметить «бревна в своем глазу», направив всю свою бурную энергию на борьбу с проявлениями нацизма за пределами России.

Петербургский пикетчик, выступающий против конгресса, с плакатом: «Нацистской грязи не рады». 22 марта 2015

Петербургский пикетчик, выступающий против конгресса, с плакатом: «Нацистской грязи не рады». 22 марта 2015

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты» — эта старая, как мир, поговорка не потеряла в наши дни ни грана своей актуальности. Отношение к любому человеку и даже к любой стране во многом определяется кругом их друзей. И если в «друзья России» вдруг оказались посвящены представители целого ряда европейских партий и организаций откровенно праворадикального характера — что, простите, приходится думать о самой России?

Впрочем, следует признать, что большинство из тех, кто собрался на питерский конгресс, себя к фашистам стараются не причислять. Оно и неудивительно — в подавляющем большинстве европейских стран фашизм и нацизм поставлены вне закона, так что не стоит ожидать, что кто‑нибудь из этих людей, называющих себя политиками, вдруг открыто заявит: «Я — преступник». Да и российские участники конгресса подобные вещи стараются отрицать — к примеру, лидер незарегистрированной Национально‑демократической партии России Константин Крылов заявил: «Я не вижу там никаких зигующих людей со свастиками. Там собрались вполне приличные люди, которые просто отстаивают права своих народов и консервативные ценности». На самом деле, консервативными ценностями в большинстве случаев у новоявленных «консерваторов» и не пахнет — если, конечно, не считать таковыми «традиционный» антисемитизм и почитание Третьего рейха, но штука в том, что, несмотря на постоянные рассказы о «еврофашистах», называть себя в Европе нацистом или фашистом по‑прежнему не только опасно, но и совершенно не модно. К таковым относят себя разве что бритоголовые маргиналы — а если человек вместо «косухи» и Springerstiefel носит приличный костюм и туфли, если он не размахивает флагом со свастикой, а попросту походя замечает, что Гитлер вообще‑то был большой молодец и много сделал для своей страны, то он сразу переходит в категорию «националиста». А уж если он вдруг оказался «другом России», то его даже повышают до солидного, приятного для слуха уровня «консерватора».

«Консерваторы» или уголовники?

Увы, но шила в мешке не утаить. Каких именно «друзей‑консерваторов» пригласила партия «Родина» на свой конгресс? Вот Удо Фойгт — деятель из немецкой Национал‑демократической партии (НДПГ).

Удо Фойгт на «Международном русском консервативном конгрессе». Петербург. 22 марта 2015

Удо Фойгт на «Международном русском консервативном конгрессе». Петербург. 22 марта 2015

Еще три года назад официальная «Российская газета» посвятила ему статью под заголовком: «Неонацист осужден берлинским судом. Удо Фойгт наконец‑то получил по заслугам». Теперь он же — «консерватор», приглашенный официальной российской партией в Санкт‑Петербург, город боевой славы. Когда‑то, в советские времена, некий недалекий функционер велел расклеить здесь плакаты, приуроченные к очередной, кажется 40‑й, годовщине прорыва блокады: «Привет освободителям блокадного Ленинграда от немецко‑фашистских захватчиков!»

Сегодня этот «привет» осуществляется официально, так сказать, на политическом уровне. За что же Фойгта из «неонациста» произвели в «консерваторы»? Не за его ли выступление на конгрессе, в котором он, в частности, рассыпался в похвалах «умелой и тонкой» политике российского президента и поразился, «какое терпение проявляет Россия»?

Интересно, что друг Фойгт, вернувшись после конгресса домой, в Германию, скорее всего, испытал приступ дежавю: оказалось, что, покуда он отсутствовал, прокуратура города Саарбрюккен начала против него расследование по обвинению в отрицании Холокоста (в ФРГ это — дело подсудное). Вообще, следует заметить, что саарбрюккенская прокуратура отличается особым «нюхом» на неонацистов: на ее счету, к примеру, успешно доведенное до обвинительного судебного приговора дело против еще одного деятеля НДПГ, Удо Пастерса, за разжигание межнациональной розни. Скорее всего, теперь и Фойгта ждет приговор — и если это так, то «друга России» официально станут называть на родине не «консерватором», а «рецидивистом».

У греческой партии «Золотая Заря», чьи представители также были приглашены в Петербург, в послужном списке — статьи в партийном журнале о «положительных сторонах политики Третьего Рейха», а в настоящем — открытое уголовное дело против руководства. В связи с убийством греческого антифашиста. Это не помешало записать в «консерваторы» делегата питерского конгресса из этой партии Георгиоса Эпитидейоса — также, очевидно, за проявление искренней дружбы по отношению к России.

Итальянец (или, как он сам предпочитает подчеркивать, римлянин) Роберто Фьоре, представлявший на конгрессе праворадикальную партию «Новая сила», в отличие от своих «коллег», не стесняется называть себя фашистом — очевидно, потому, что в итальянском законодательстве, в отличие от немецкого, уголовные наказания за подобное не предусмотрены. Но в России он тоже стал «другом» — видимо, за заявление о том, что «Москва — это Третий Рим».

Дружба крепкая не сломается?

На самом деле таким образом можно перечислить многих и многих делегатов, собравшихся в Питере, — не только европейцев, но и своих, русских, вроде одиозного господина Алексея Мильчакова, «прославившегося» своими фотографиями с нацистским флагом и «фоторепортажем» о садистском убийстве щенка… а ныне воюющего в Украине на стороне «Новороссии». Он тоже, очевидно, «консерватор». И таких, как он, в Питере собралось более чем достаточно, — увы, но конгресс, как уже упоминалось, не привлек особого внимания ни российской прессы, ни российских организаций, позиционирующих себя в качестве «борцов с нацизмом», — они по‑прежнему предпочитают бороться с этим уродливым монстром где‑нибудь за пределами Российской Федерации. Дома как‑то хуже получается, дома неонацистов нынче в друзья записывают.

Евреи, в том числе и российские, как ни крути, в некоторых вопросах были и остаются истинными, не по названию, консерваторами. Скажем, в смысле отношения к неонацистам, фашистам и почитателям Гитлера, как бы кто их ни называл. Ну вот не получается у евреев пересмотреть свое отношение к подобным людям, даже если они, евреи, в данном конкретном случае в большинстве своем предпочли промолчать. Раз промолчат, другой промолчат — а на третий, глядишь, и вспомнят, до чего довело их молчание в тридцатых‑сороковых годах прошлого века, когда в Германии тоже вдруг понятие «нацист» превратилось в рес­пектабельное.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

В чем причины нынешнего скандала вокруг Ивана Ильина

В 1920-1930-х Ильин восхищался фашизмом. В 1928 году он написал программную статью «Русский фашизм», ключевая идея которой была такова: «Фашизм есть спасительный эксцесс патриотического произвола». В статье 1953 года под названием «Германия возрождается» одним из главных преступлений Гитлера Ильин называл не чудовищные военные преступления и Холокост, а проигрыш войны, который отныне всей Европе угрожал «советским нашествием».

Пятый пункт: погромщики, дрожащая Европа, цензура или экспертиза, Иван Ильин, Достоевский и др.

Как американские университеты отреагировали на антисемитские акции студентов? Почему в Голландии ограничивают мероприятия памяти жертв Второй мировой войны? И зачем в Российском государственном гуманитарном университете прославляют идеолога русского фашизма? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели.

2000-е. «Шират а‑стикер». А‑даг Нахаш (2004)

Знаком ли вам израильский рэп? А имя писателя Давида Гроссмана, автора одного из самых популярных речитативов? Может ли одна песня удовлетворить все запросы на плюрализм? И знаете ли вы, что такое «секонд‑хенд‑стихи»? Продолжаем знакомить читателей с фрагментами подкаста «Кумкум. Плейлист» о десяти песнях, которые сформировали Израиль