Алексей Мокроусов 19 июня 2014
Поделиться

[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true”]
[phead]Ульрике Гроссарт. Инсталляция. Часть первая: «Если бы я была тканью, то покрасилась бы». 1989–2000. Фонд Дженерали[/phead]
[part]

Ульрике Гроссарт

Вена, Фонд Дженерали,

до 29.6

Это первая большая ретроспектива немецкой художницы — и, кажется, многие пожалеют, что открыли для себя ее имя так поздно. Гроссарт работает над долгими проектами, самые ранние из них относятся к концу 1970-х, когда она еще занималась современным танцем. Это отразилось на тогдашних сюжетах, в чем убеждает первая часть выставки «Если бы я была тканью, то покрасилась бы».

C 2006 года Гроссарт создает «люблинский цикл», связанный с «городом Торы, раввината и благочестия». Люблин, с его знаменитой ешивой, называли «польским Иерусалимом», а после переезда сюда в 1790 году Яакова-Ицхака Горовица он стал хасидским центром. В начале ХХ века евреи составляли половину населения города, но нацистскую оккупацию пережили лишь 237 человек.

Сплавляя старые фотографии и язык инсталляций, Гроссарт работает с образами еврейского Люблина эпохи его расцвета — 1920–1930-х годов, много внимания уделяя мистической стороне талмудического иудаизма — Шхине. Автор ведет и диалог с важнейшей для себя книгой — «Vita novа, или О деятельной жизни» Ханны Арендт.

Эта выставка станет последней в венском периоде истории Фонда Дженерали, знаменитого своей работой в области современного искусства. Летом фонд переезжает в Зальцбург, его коллекцию передадут на хранение в тамошний Музей модерна.

[/part]
[phead]Футляр для Торы. XVIII век. © Sammlung der Jürdischen Gemeinde Venedig[/phead]
[part]

Сокровища еврейского гетто Венеции

Вена, Зимний дворец,

до 6.7

С момента своего основания в 1516 году и вплоть до закрытия согласно наполеоновскому указу в 1797-м Венецианское гетто считалось одним из крупнейших не только финансовых, но и культурных центров Европы, местом притяжения издателей и ученых (см.: Алексей Мокроусов. Венеция и гетто // Книжные новинки, Лехаим. 2014. № 4). Синагоги продолжали работать здесь и позже. Их сокровища два престарелых служителя спрятали в крупнейшей синагоге города Scola Espagnola в сентябре 1943-го, когда немцы вошли в Италию. Оба старика погибли в лагерях смерти. Спасенное ими нашли уже в наше время.

Сокровища, вошедшие теперь в коллекцию Еврейского музея Венеции (к 500-летию гетто его заново откроют в отреставрированном здании), находились в очень плохом состоянии, в некоторых случаях даже невозможно было понять, из какого материала предметы сделаны. При поддержке некоммерческой организации «Venetian Heritage» и фирмы «Vhernier» их специально отреставрировали, прежде чем отправить в мировое турне; ход реставрации и возникшие при этом трудности описаны в каталоге, вышедшем на немецком и итальянском языках. После длившихся почти полтора года выставок в Америке настала пора Европы. Начали с самой Венеции, продолжили Веной.

Среди показанного — множество предметов религиозного назначения, датируемых XVII—XIX веками и сделанных большей частью из серебра и бронзы в лучших ювелирных мастерских Венеции. В их числе ковчег для Торы начала XVIII века, лампы нер тамид, блюда-кеара для седера, многочисленные парные серебряные навершия для свитков Торы (римонимы), в том числе датированные 1820-ми годами, когда Габсбурги владели Городом на воде.

[/part]
[phead]Яков Чернихов. Объемно-конструктивная театральная композиция. Тема «Возрождение». 1927–1930[/phead]
[part]

Квартира-музей

Москва, Музей личных коллекций

до 17.8

Музей личных коллекций (так изначально назывался проект Ильи Зильберштейна, позднее, в силу бюрократических причин, вошедший в состав ГМИИ им. А. С. Пушкина как Отдел личных коллекций) обрел еще одно здание. Первая выставка в новом помещении создана на основе частных собраний и посвящена квартирам и мастерским художников и коллекционеров, выглядящим как готовые музеи. Здесь и воссозданный дом семьи Штеренберг—Алфеевского, и квартиры собирателей Игоря Сановича и Романа Бабичева, и художественное пространство, созданное Лео­нидом Тишковым в честь полузабытого автора предвоенных лет Дмитрия Тархова. Показывают и мастерскую архитектора Якова Чернихова (1889–1951), выдающегося мастера конструктивизма, теоретика и визионера.

До революции Чернихов, уроженец Павлодара, выходец из еврейской семьи с 11 детьми, учился в Одесском художественном училище, а также в Петербургской академии художеств у Леонтия Бенуа. Расцвет его творчества приходится на первые советские годы и связан с промышленной архитектурой. Из его заводов и фабрик мало что сохранилось, но время редко краснеет от подобных упреков. Когда конструктивизм насильственно изгнали с художественной сцены, Чернихов переключился на преподавание и писание книг. Наборы многих из них были рассыпаны в последнюю минуту, но те, что успели вый­ти, — среди них «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931) и «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933) — стали настольными для целых поколений, их переводят и переиздают до сих пор. Архитектурные фантазии Чернихова стоят в одном ряду с графикой Пиранези и Клода-Никола Леду, что служит слабым утешением жалеющему о недопроявленной судьбе.

[/part]
[phead]Кристиан Шад. Портрет писателя Людвига Бомера. 1927. Берлинская галерея[/phead]
[part]

Вена—Берлин

Вена, Нижний Бельведер

до 15.6

В начале ХХ века обе европейские метрополии переживали развитие невиданными прежде темпами, хотя и не теряли своего лица. Берлин не испугался бы сравнения с американскими городами, Вена же оставалась столицей оперетт и барокко. Тем не менее ее население за четверть века, начиная с 1890-го, увеличилось почти вдвое. Среди приезжих преобладали чехи, венгры и евреи Галиции — притом что антисемитизм власти процветал всюду. И венский бургомистр, и его берлинский коллега немало очков в успешной политической борьбе набрали благодаря ксенофобии. До поры до времени это почти не касалось художников, а именно связям столиц в изобразительном искусстве посвящена выставка в Бельведере — в отличие от контактов литераторов, музыкантов и людей театра, эти связи раньше почти не исследовали. Меж тем многие авторы успели в 1920-х поработать в обеих столицах — например, Фридрих Кислер, идеи которого в области экспонирования даже были использованы в нынешней выставке (Алексей Мокроусов. Из Черновцов в Нью-Йорк. По дороге везде // Лехаим. 2013. № 6).

Охват эпох с точки зрения десятилетий невелик, но в художественном отношении огромен — от Сецессионов (берлинский, под руководством Макса Либермана, с его ориентацией на импрессионистов, был консервативнее венского) до 1930-х годов, включая экспрессионизм и «новую вещественность». Среди выставленного — полотна Густава Климта и Конрада Феликсмюллера, Эгона Шиле и Ласло Мохой-Надя, Людвига Майднера и Оскара Кокошки. Тех, кто дожил до 1930-х, ждали разные судьбы. Одни, как Кристиан Шад, благополучно пережили смену режимов, другие, как Наум Габо, смогли бежать от нацизма, кого-то, как Феликса Нусбаума и Фрица Шварц-Вальдега, ждала смерть в концлагере.

[/part]
[phead]Машина для пыток из «Исправительной колонии» Кафки. 1975–1977[/phead]
[part]

1900—1914. Экспедиция в счастье

Цюрих, Национальный музей Швейцарии

до 13.7

Эффектно сделанная выставка о последнем «золотом веке» европейской истории. В огромном полутемном зале собрали три сотни фотографий, объектов, картин и лент кинохроники, напоминающих о быте и повседневных радостях начала столетия. В Цюрихе вспоминают мыслителей и спортсменов, изобретателей и модников, писателей и живописцев, определивших дух эпохи, но не ее течение. Здесь обсуждают идеи Фрейда, тексты Кафки и Пруста (даже воссоздали знаменитую «пробковую комнату», в которой создавалась эпопея «В сторону Свана»), показывают картины Шенберга (венский центр его имени — среди двух десятков участников выставки) и выглядящий едва ли не комично с точки зрения современного дизайна гоночный автомобиль «40-60 HP Aerodinamica» образца 1914 года от «Alfa Romeo». Марка известна и сегодня, а вот того мира уже не вернешь. Разразившаяся в августе 1914-го катаст­рофа толком так и не кончилась, конец эпохи Просвещения — не единственный ее необратимый результат. К счастью или нет, человечеству не дано прозревать свое будущее, период затишья между бурями воспринимается им как вечный, в опасности оно не верит, а провидцев готово держать за чудаков и сумасшедших. Зато сколько силы, сколько энергии в этих заблуждениях!

[/part][/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пасхальный погром 1940 года в Варшаве: хроника разрушения, боли и предательства

Со Страстной пятницы и до пасхального воскресенья толпы варшавян громили еврейские магазины, лавки и дома. На улицах Хмельна, Желязна, Маршалковская происходили массовые нападения: избивали мужчин, женщин и стариков только за то, что они евреи. По оценкам историков, десятки людей были серьезно ранены, материальный ущерб оказался колоссальным

Армейский раввин и выжившие узники

Через двадцать пять лет после освобождения Бухенвальда его выживший узник Джек Брейткопф рассказал о первой молитвенной службе, на которой побывал после войны, устроенной «в доме на лагерной территории, где нацисты показывали кино». По его словам, дело было вечером, «всего через несколько дней после Песаха», и мой отец, раввин Гершл Шактер, «раздал мацу... Мы уж думали, нам никогда уже не доведется поесть мацы»

Послание Гарри Трумэна по случаю пасхального седера 1945 года

Трумэн упомянул об ужасах Холокоста и тысячелетних преследований евреев, а также признался, что восхищается не только еврейской стойкостью, но и тем, как евреи поддерживают тех, кто сталкивается с дискриминацией: «Невзирая на многовековые преследования, еврейский народ хранил нерушимую преданность своей древней вере — вере, которая придавала евреям смелости и мужества вытерпеть бесчеловечность человека к человеку. Более того, зачастую евреи оказывались в авангарде борьбы за помощь угнетаемым меньшинствам»