Алексей Мокроусов 16 июня 2016
Поделиться

[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true” type=”seealso”]
[phead]Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич, В. В. Пелевин. Проект станции метро «Спартаковская» (ныне «Бауманская»). 1940 год. Наземный вестибюль[/phead]
[part]

«Московское метро — подземный памятник архитектуры»

Москва, Государственный музей архитектуры

до 10 июля

Выставка рассказывает о станциях четырех первых линий столичного метро. Эскизы их проектов, осуществленных и нереализованных, сами по себе произведения искусства. К работе привлекли известных архитекторов — от Алексея Душкина и не раз обвинявшегося в плагиате Алексея Щусева (говорят, даже проект Мавзолея он отнял у своего сотрудника Исидора Француза) до Михаила (Моисея) Минкуса и Даниила Фридмана. Показаны и эскизы Бориса Иофана. Тот до конца жизни пытался реанимировать идею Дворца Советов, придумывал новые версии зданий на его фундаменте, но в итоге остался в истории автором одного крупного проекта — дома ВЦИК и СНК СССР на улице Серафимовича. Вряд ли к достижениям жизни он отнес бы пятиэтажки в Марьиной Роще и кварталы в Измайлове. А вот интерьеры станции «Бауманская» мог бы — Иофан занимался и люстрами, и решетками, о чем напоминает выставка. Показывают и эскиз Петра Корина «Дмитрий Донской перед Куликовской битвой» с дарственной надписью молодому архитектору Олегу Абрамовичу Великорецкому — именно тот в июне 1952 года случайно стал гидом Сталина во время его последнего посещения подземки.

[/part]
[phead]Фрагмент экспозиции работ Йозефа Франка. Вена, Музей декоративно‑прикладного искусства[/phead]
[part]

Йозеф Франк

Вена, Музей декоративно‑прикладного искусства

до 12 июня

Ретроспектива одного из виднейших австрийских архитекторов ХХ века охватывает все его творчество, от проектов отдельных домов и кварталов до интерьеров и дизайна тканей. Последними Йозеф Франк (1885–1967) занимался уже в Швеции, куда уехал в 1933‑м. До аншлюса оставались годы, но он вовремя почувствовал: у еврея шансов на родине нет.

Раздел тканей завершает выставку не только согласно хронологии, но и как самый эффектный, оторваться от этих расцветок невозможно. Впечатляют и постройки Франка, понимавшего архитектуру утилитарно, не любившего лишнего и мыслившего кварталами социального жилья. Кураторы вписали их в контекст эпохи, рассказав об идеях и творчестве коллег Франка. Можно увидеть и мебель — от стульев до шкафов и секретеров. Одновременно Архитектурный центр Вены организовал фестиваль вокруг доступной теперь для посещения виллы Беер, Франк построил ее в 13‑м округе австрийской столицы на Венцгассе.

5 июня в рамках выставки пройдет презентация книги Микаэля Берквиста и Олофа Микельсена «Josef Frank — Spaces», посвященной шести франковским проектам индивидуальных семейных домов.

Среди других венских выставок — «Женщины в психоанализе» в Музее Фрейда, объединяющая столь разных персонажей, как Лу Андреас‑Саломе и Сабина Шпильрейн.

[/part]
[phead]Фрагмент экспозиции «Климт, Купка, Пикассо и другие». Вена, Бельведер[/phead]
[part]

Климт, Купка, Пикассо и другие

Вена, Бельведер

до 19 июня

Большая выставка, посвященная поискам формы в искусстве начала ХХ века, прежде всего кубизму и конструктивизму, объединила работы классиков и менее известных авторов. В их числе даже создатели игрушек, которым в Бельведере посвящен особый раздел, — в торжестве абстрактного немалую роль сыграло народное искусство.

Среди показываемого — работы профессора Баухауза Ласло Мохой‑Надя (1895–1946) и выпускницы Баухауза Фридл Дикер‑Брендайс (1898–1944). Их судьбы сложились по‑разному. Мохой‑Надь еще в 1935‑м эмигрировал в Лондон, а два года спустя, уже в Чикаго, основал «Новый Баухауз». Урожденная венка Дикер‑Брандайс, считавшаяся одним из лучших европейских специалистов по интерьерам, в 1934‑м уехала в Прагу, а четыре года спустя в Гронов, где преподавала рисунок еврейским детям, пока в 1942‑м ее не депортировали в Терезиенштадт (см.: Алексей Мокроусов. Еще посмотрим), а затем в Освенцим.

[/part]
[phead]Фрагмент плаката к выставке Жан‑ Юбера Мартена в Гран‑Пале, Париж[/phead]
[part]

Столкновение

Париж, Гран‑пале

до 7 июля

Сложную по идее и составу выставку придумал Жан‑Юбер Мартен, прежде руководивший Центром Помпиду и Музеем искусства Африки и Океании в Париже, он был и куратором одной из московских биеннале.

В Гран‑Пале объединены разные эпохи и страны, включая искусство бронзового века и островов Кирибати, Дюрера и авторов наших дней. Среди экспонатов — афиша «Человек как дворец промышленности» врача и популяризатора науки Фрица Кана (1888–1968). Кан — из тех малоизвестных фигур в истории, которые для масс обычно остаются в тени, но продолжают вдохновлять на протяжении многих десятилетий. Его пятитомная книга «Жизнь человека» (1922–1931), вышедшая с иллюстрациями автора, произвела в свое время фурор. Стали бестселлерами и другие его книги — «Клетка» и «Евреи как раса и культурный народ». Кто знает, как развивалась бы карьера Кана, возглавившего организацию помощи пожилым евреям, если бы не политические изменения в Германии. Кан уехал в Палестину, затем во Францию, а оттуда в Америку. Он продолжал выпускать книги и после войны, но их внешний вид изменился — от былого революционного оформления не осталось и следа. Пионером инфографики Фрица Кана называют за поиски предвоенных лет, когда вера в прогресс определяла простую и эффектную логику его фантастических образов.

[/part]
[phead]Фрагмент экспозиции «Искусство — музыка — танец». Университет Зальцбурга[/phead]
[part]

Искусство — музыка — танец

Зальцбург, Музей модерна

до 3 июля

Архив танцовщицы и педагога Фридерики Дерры де Морода (1897–1978) хранится в Университете Зальцбурга. На выставке представлены экспонаты из его фондов — материалы, касающиеся жизни и работы самой де Морода. Дочь греческого писателя и венгерской исследовательницы искусства, она четыре года занималась у главного репетитора «Русских сезонов» Энрико Чеккетти и одно время танцевала в дягилевской труппе. Показывают и посвященные танцу и движению произведения современных художников, многие из них заказаны специально для Зальцбурга и датированы прошлым годом.

Один из разделов посвящен переписке Дерры де Морода с юристом и балетным критиком Иосифом Левитаном (1894–1976). Выпускник Петербургского университета, он эмигрировал в Берлин, где печатался как балетный критик. Письма развешаны в зале в виде фотокопий, их можно листать, рядом — их машинописная версия. Переписка датирована 1927 годом, когда Левитан начал издавать журнал «Der Tanz», ставший важнейшим журналом немецкоязычного культурного пространства. Левитан не терял связи с родиной, публиковал иллюстрации русских авторов, в частности, в одном из номеров есть танцевальный рисунок Федора Богородского, уехавшего в конце 1920‑х в двухлетнюю творческую командировку в Италию и Германию. В другом — «Тунис, танцующие музыканты» Александра Яковлева.

В июле 1933‑го Левитан вынужденно оставил работу в редакции, с его уходом «Der Tanz» стал терять былое значение (сам журнал он продал лишь в начале 1936‑го). Неудивительно, что сегодня ни в одной немецкой библиотеке нет его полного комплекта — лакуны касаются в первую очередь конца 1930‑х, когда издание перестало интересовать профессионалов; последний номер вышел в 1944‑м. 

В 1935‑м Левитан уехал во Францию, оттуда в Марокко, после войны обосновался в США и работал переводчиком в ООН. Его личный архив хранится в Нью‑Йоркской публичной библиотеке.

[/part]
[phead]Людвиг Майднер. Поднятие Торы. 1944. Франкфурт, Еврейский музей[/phead]
[part]

Внимающий времени

Франкфурт, Музей Гирша

до 10 июля

Музей Гирша был основан как частная картинная галерея, недавно он стал частью Франкфуртского университета. Выставка, посвященная эмигрантским годам немецкого художника, еврея по происхождению, Людвига Майднера (1884–1966), сделана вместе с Еврейским музеем Франкфурта, где хранится его архив; сам музей сейчас на реконструкции.

Показывают графику лондонского периода майднеровской жизни; изоляция, преследование и уничтожение — ее основные сюжеты. Есть и автопортреты, в том числе в кипе: уже в 1920‑х Майднер погрузился в религию. На берегах Темзы он провел 14 лет. Семья после войны так и осталась в Англии, Майднер же вернулся в Германию. Он писал другу: «Не знаю, остается ли Германия местом, где евреи еще существуют в большом числе и могут работать, но сам я могу жить лишь там, где говорят и пишут по‑немецки, и с этим ничего не поделать».

Выставка — часть большого проекта «Людвиг Майднер — сейсмограф», в его рамках в Германии до 2017 года откроется еще несколько экспозиций.

[/part]
[/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: гибель заложников, сделка с ХАМАСом, непоколебимость по-британски, Германия, «Лехаим»

Как повлияет убийство заложников на сделку с ХАМАСом? Зачем Израилю контроль над Филадельфийским коридором? И что угрожает евреям Германии? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Спор о Б‑ге

Одни умирали ради жизни других, другие убивали ради бессмертия Темного Лорда. Для одних символ бессмертия — змея, выползающая из черепа, для других — птица Феникс, сгорающая и восстающая из пепла. Зло кажется нам двойником добра, обезьяной добра, тенью добра, как в сказке Андерсена или в пьесе Шварца. И не крикнешь: «Тень, знай свое место!» — потому что тень своего места не знает

Мика

В начале 1970‑х он стал неотъемлемой частью Того‑Чего‑Не‑Может‑Быть — независимого еврейского движения в СССР. Он любил всю жизнь Израиль, но не уезжал, даже не пытался. Будто чувствовал, что тут без него прервется цепь. Он был связующим звеном между тем, подпольным еврейством СССР — и нынешним, структурированным и вполне легальным. Не ворчал, не предавался сладкой ностальгии, а просто жил как всегда — с любопытством