Алексей Мокроусов 3 мая 2016
Поделиться

[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true” type=”seealso”]
[phead]Леонид Соломаткин. По канату. 1866. Коллекция Ильи Зильберштейна[/phead]
[part]

Илья Зильберштейн

Москва, Отдел личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина

до 28 августа

Выставка памяти выдающегося ученого и коллекционера, общественного деятеля Ильи Самойловича Зильберштейна (1905–1988) в ГМИИ выглядит неизбежной. Собственно, Музей личных коллекций (несправедливо разжалованный в отдел личных коллекций ГМИИ) появился на свет после того, как Зильберштейн передал ему свое собрание из более чем 2000 работ. В нем 22 рисунка П. Федотова и 72 — А. Бенуа, более 60 произведений И. Репина, почти 50 Л. Бакста, К. Сомова и других «мирискусников», бывших главной сферой интересов ученого. Он опубликовал мемуары А. Бенуа и К. Коровина, уникальные сборники документов, связанные с С. Дягилевым и В. Серовым. Помимо мирискусников, на Волхонке показывают творчество европейских авторов — Луки Камбьязо, Тьеполо, Рембрандта, Яна ван Бейлерта, а также «россику» —произведения иностранцев, работавших в России, — Пьетро ди Готтардо Гонзага, Джакомо Кваренги, Тома де Томона.

Много Бакста, в том числе его эскизы костюмов к трагедии Еврипида «Ипполит» (1902) и полная серия эскизов костюмов и декораций к балету Роже‑Дюкаса «Орфей» (1914–1915), а также портреты Айседоры Дункан и Анны Павловой. Есть и Борис Анисфельд: эскиз декорации к балету М. Балакирева «Исламей» (1911) и эскизы костюмов и декораций для пьесы Евгения Замятина «Блоха» (1925–1926).

В документальном разделе — автографы Александра I, Николая I, Наполеона, Гарибальди, Гоголя, Тургенева, Глинки, Цветаевой, Блока, Волошина, Репина, А. Бенуа, Дягилева, Шаляпина, Горького. Среди библиофильских радостей — альманах «Северные цветы» за 1832 год, изданный Пушкиным в память о Дельвиге, с посвящением «Плетневу от Пушкина в память Дельвига 1832. 15 февр. СПб.», а также «Борис Годунов» (1831) с надписью «Баратынскому от А. Пушкина. Москва 1831 янв. 12». Последнюю книгу Зильберштейн выменял у французского друга‑литературоведа на 90‑томное собрание сочинений Л. Н. Толстого.

[/part]
[phead]Лев Бакст. Портрет М. Н. Гриценко в детстве. 1905. Русский музей[/phead]
[part]

Бакст

Санкт‑Петербург, Государственный Русский музей

до 31 мая

Нервный, злой, завистливый — Лев Бакст (1866–1924) обладал несносным характером и в то же время, когда хотел, был обаятелен. Друзья прощали ему многое, хотя стороннему взгляду художник мог показаться человеком едва ли не пустым. В черновых записях Ларионова о нем говорится едко: «Все, что он делал, была сознательная компиляция набранных из разных мест вещей и соединенных в одной — иногда бестолково и бессмысленно до невозможности». А при этом место в истории обеспечено благодаря такой вершине, как «Шахерезада» «Русских сезонов». Но дальнейшее сотрудничество с Дягилевым не было столь удачным. Окруженный поклонниками и поклонницами, Бакст все больше отходил от живописи и театра, занявшись декоративно‑прикладным искусством, в частности тканями, и самоповторением прежних эскизов.

На выставке в ГРМ — в корпусе Бенуа (Александр Николаевич одно время был лучшим другом Бакста) представлены работы из российских собраний, в том числе эскизы костюмов и декораций из петербургского театрального музея. Летом расширенную версию выставки покажет ГМИИ на Волхонке.

[/part]
[phead]Исаак Левитан. Деревья над рекой 1896. Частное собрание[/phead]
[part]

Круг художников Ермоловой

Москва, Театральный салон на Тверском бульваре

до 10 мая

Влас Дорошевич называл Малый театр вторым московским университетом, где получали образование продвинутые горожане, а главную звезду театра Марию Ермолову сравнивал с его покровительницей. Этот образ передает атмосферу поклонения, которой была окружена в Москве начала ХХ века самая знаменитая русская актриса той поры.

Для выставки «В Вашей картине правда» (в названии — цитата из письма Ермоловой), посвященной кругу художников Ермоловой, из фондов Театрального музея имени А. А. Бахрушина и московских частных собраний отобрали два десятка работ авторов, которых особенно ценила актриса, — от не сразу ею понятого Врубеля (показывают его театральную графику, одно время он сотрудничал с Малым театром) до Коровина.

В Театральном салоне на Тверском бульваре (на третьем этаже Дома‑музея М. Н. Ермоловой, филиала ГЦТМ им. А. А. Бахрушина), представлена, в частности, графика Серова, а также его знаменитый портрет Ермоловой, пейзажи Левитана, работы Леонида Пастернака, в том числе его портреты Нелли Самойловой, Алексея Бари.

[/part]
[phead]Яков Ромас. На плоту. Фрагмент. 1949. Институт русского реалистического искусства, Москва[/phead]
[part]

Россия в пути

Москва, Институт русского реалистического искусства

до 22 мая

Может, транспорт и высокое искусство — не самые близкие друг другу темы, но если вспомнить восторг футуристов перед скоростью или поэзию паровозов у Платонова, станет ясно, как влияло развитие техники на художественные миры, особенно в ХХ веке.

Около 60 картин отобрали из российских музеев, таких, как Третьяковка, Русский музей, Мемориальный музей космонавтики, художественных собраний Барнаула, Курска, Иркутска, Твери.

Движение понимается широко — так, полотно «На плоту» Якова Ромаса (1902–1969) посвящено плотовому лесосплаву. Художник (кстати, приемный сын Инессы Арманд) получил за картину, хранящуюся в Третьяковке, Сталинскую премию. Два года спустя он сделал повтор, его и показывают на выставке «Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем». Среди других экспонатов — «Летчица. Портрет Кати Мельниковой» (1934) Самуила Адливанкина, «Метро» (1935) Александра Лабаса, «На эскалаторе. Московское метро» (1941–1943) Григория Шегаля. В Риме, где выставка проходила в прошлом году, показывали и «Гидросамолеты» (1970) Владислава Леванта, сейчас полотно представлено в постоянной экспозиции музея.

[/part]
[phead]Отто Дикс. Портрет профессора Людвига Ноэ, сенатора Данцига. 1928 Kunstforum Ostdeutsche Galerie, Regensburg[/phead]
[part]

Новая вещественность

Линц, Ландесмузеум

до 5 июня

90 лет назад в Мангейме показали выставку «Новая вещественность. Немецкая живопись после экспрессионизма». Так было положено начало новому направлению в реализме — более жесткому в социальном, а в каком‑то смысле и в художественном отношении. Основные его представители, вышедшие, как правило, из кругов экспрессионистов и дадаистов, были связаны с Берлином, Дрезденом и Мюнхеном. Но в Линце показаны и «провинциальные» центры в Австрии, Богемии и Чехословакии, а также академия в Бреслау (Вроцлав). Среди художников выставки «Новая вещественность. Остро, как нож, и с любовью к деталям» — Отто Дикс и Александр Канольдт, Франц Седлачек и Франц Радзивилл. Показывают и работы Лазаря Сегала (1891–1957). Он родился в Вильнюсе в семье переписчика Торы, был шестым из восьми детей, в 15 лет уехал учиться в Берлин, оттуда в Дрезден, провел какое‑то время и в Петербурге. Его первая выставка прошла в 1910‑м в галерее Гурлитта; два года спустя он навестил переехавших в Бразилию родственников, — так начался растянувшийся на годы переезд в Южную Америку.

В 1919 году Сегал — среди основателей дрезденского Сецессиона, вместе с Отто Диксом и Конрадом Феликсмюллером. В 1923‑м он снова в Бразилии, где получил гражданство, стал классиком бразильского модернизма. Но основанное им Общество развития современного искусства распалось под влиянием националистического (и одновременно антисемитского) крыла.

Сегодня работы Сегала можно увидеть не только в его музее в Сан‑Паулу, но и в коллекциях всего мира, от Еврейского музея в Нью‑Йорке до Центра Помпиду в Париже.

[/part]
[/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»