Алексей Мокроусов 4 сентября 2014
Поделиться

[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true”]
[phead]Владимир Вейсберг. Галя в зеленой блузке. 1955. Музей личных коллекций[/phead]
[part]

Новые поступления

Москва, Музей личных коллекций,

до 14.9

Музею личных коллекций на Волхонке постоянно что‑то дарят. Из поступившего в последние годы — коллекция ученых‑психологов Виктора Васильевича (1927–2008) и Клары Самойловны Лебединских (1925–1993), попавшая в музей три года назад. Среди почти сотни картин и рисунков русских авторов рубежа XIX–XX веков — работы Саврасова и Поленова, Кустодиева и Коровина. А коллекция поэта Всеволода Николаевича Некрасова (1934–2009) сфокусирована на неофициальном искусстве 1960–1970‑х годов. Выставлена лишь небольшая ее часть, в том числе произведения Оскара Рабина, Владимира Немухина, Евгения Кропивницкого и Эрика Булатова.

В открытых этой весной новых залах музея представляют обновленное собрание работ Владимира Вейсберга, в том числе редкий период раннего, «цветного» Вейсберга (единственная, кстати говоря, его музейная ретроспектива в XXI веке проходила именно на Волхонке).

А на галерее третьего этажа показывают подборку из 20 вещей Эдуарда Штейнберга. Большая часть полотен поступила от вдовы художника, известного искусствоведа Галины Маневич. Здесь же показывают и документальный фильм «Эдик Штейнберг — Метагеометрия» (2012) режиссера Жиля Бастиа­нелли, известного своим интересом к русской культуре. Облегчая жизнь особо ленивым: фильм можно также найти на YouTube.

[/part]
[phead]Лев Бакст. Элизиум. 1906. Русский музей[/phead]
[part]

Серебряный век

Вена, Бельведер,

до 28.9

Художественные связи России и Австрии начала ХХ века изучены плохо. Венский проект реконструирует две значительные выставки, организованные венским Сецессионом в столице империи Габсбургов в 1901 и 1908 годах. Среди их участников были авторы «Мира искусства» и «Голубой розы». Рассказывают и о более позднем присутствии русского искусства на берегах Дуная, например о гастролях «Русских балетов» Дягилева и венском периоде жизни Нижинского. На выставке обильно представлены не только классики, как Врубель и Кустодиев, но и забытые сегодня художники — Виктор Зарубин и Александр Средин. Много Бакста — из Русского музея (откуда привезли замечательный занавес «Элизиум», выполненный в 1906 году для театра Комиссаржевской на Офицерской улице, в здании бывшего театра Неметти) и собрания Петра Авена. Есть и замечательный пастельный портрет Рильке работы Леонида Пастернака, предоставленный Музеем Эшмола в Оксфорде.

Для лучшего понимания контекста кураторы показывают и творчество нескольких австрийских авторов начала века, в том числе Эмиля Орлика.

[/part]
[phead]Алексей Саврасов. Сельский вид. 1867. ГТГ[/phead]
[part]

Магия русского пейзажа

Лозанна, Музей изящных искусств,

до 5.10

От передвижников к модерну, от Александра II до революции — таковы эстетические и исторические рамки проекта, посвященного русскому пейзажу. Третьяковская галерея не пожалела для него лучших своих картин, включая Куинджи, Репина, Нестерова и Верещагина. Семьдесят полотен разбиты на темы: «Лес», «Море», «Ноктюрны», «Небо», для каждой из них стены покрашены в особый цвет (выставка проходит во дворце Рюмина, построенном в XIX веке на деньги русских меценатов, живших в Лозанне). Есть здесь и четыре полотна Левитана, включая хрестоматийное «Над вечным покоем». Впрочем, на что у Левитана ни посмотри, все у него уже хрестоматийное.

[/part]
[phead]Разрушенное еврейское поселение в Галиции. Фрагмент. 1915. Еврейский музей. Вена[/phead]
[part]

Закат мира

Вена, Еврейский музей,

до 14.9

«Еврейская жизнь и смерть в первой мировой войне» — таков подзаголовок выставки, рассказывающей о жизни евреев – австрийских подданных. Триста тысяч из них стали солдатами в армии, где служили и полевые раввины. Восемьдесят тысяч жителей Галиции, по которой скальпелем прошлись линии фронта, оказались беженцами в Вене, что очень повлияло на структуру столичной общины (всего же в Галиции проживало две трети австрийских евреев — 871 895 человек, согласно переписи 1910 года). Война разрушила не только привычный уклад жизни, но и повлияла на самосознание молодого поколения, сделавшего выбор между ассимиляцией и сионизмом в пользу последнего.

В музее на Доротеагассе показывают множество архивных материалов, связанных с войной, в том числе документы по истории антисемитизма. Среди экспонатов — картины, запечатлевшие казачьи погромы (их документированием занимался, в частности, писатель и этнограф Семен Ан‑ский, о котором тоже вспоминает выставка). Есть и листовка, призывающая население возобновить работу закрытых с приходом русской армии лавок и торговать всю неделю, включая субботу. Евреев, игнорирующих это распоряжение начальника Стрийского уезда Андреева, обещают как стачечников высылать из Галиции в пределы России.

[/part]
[phead]Ольга Эйгес. Жатва. Начало 1930‑х. Собрание галереи «Ковчег»[/phead]
[part]

Ольга Эйгес

Москва, галерея «Ковчег»,

до 28.9

Открытие старых новых имен — фирменный стиль галереи «Ковчег». Сейчас на улице Немчинова показывают творчество Ольги Эйгес (1910–1996). В ряду выпускников Московского института изобразительных искусств (среди наставников — Фаворский, Бруни, Дейнека и Истомин) она занимает явно не последнее место.

В роду Эйгес многие занимались музыкой, а мать, Надежда Эйгес, была известным педагогом‑педологом, организатором первых яслей в СССР. Не менее интересными были и другие члены семьи, прежде всего дедушка Роман Михайлович (Рувим Манасиевич) Эйгес (1840–1926), врач родом из Вильно, получивший за свою деятельность личное дворянство и титул действительного статского советника. В рамках цикла «Неизвестные имена» показывают более ста работ Ольги Эйгес, начиная со студенческих времен — пейзажи, городские виды, графические циклы военных лет, портреты. Много видов Москвы 1950–1960‑х годов. Ее интерес к переменам в жизни большого города понятен: как участник бригады Фаворского‑Бруни Эйгес много оформляла общественные пространства, от метро и санаториев до павильонов ВСНХ‑ВДНХ, понимание пуб­личности архитектуры формировалось всей профессиональной жизнью.

[/part]
[phead]Отто Гетце. Плакат. Берлин. 1906. Библиотека Вены[/phead]
[part]

Первые европейцы

Хоэнэмс, Еврейский музей,

до 5.10

Этим летом множество выставок в Европе посвящено первой мировой войне (например, в Еврейском музее Вены, о ней см. выше). Музей в Хоэнэмсе поставил перед собой самую, видимо, трудную задачу — рассказать о взаимоотношениях Габсбургов и евреев на протяжении веков. Сделано это с поразительным лаконизмом: всего 41 предмет, пояснений в зале нет, для чтения выдается буклет (текст в нем — сокращенная версия каталога, вышедшего на немецком и английском). Самый ранний экспонат — рукописная копия книги «Ор заруа» («Посеянный свет») венского талмудиста Ицхака бен Моше (ок. 1180 — ок. 1250). Она хранится в собрании библиотеки Розенталиана Амстердамского университета, вторая копия — в Британской библиотеке в Лондоне. Возможно, и в Средневековье существовало всего две копии, чем объясняется то, что книгу ценили знатоки, но мало кто ее знал.

Среди других редкостей — ме­мор­бух из синагоги в Фюрте (1633–1932, хранится в Еврейском музее Франкена), проект синагоги в Дрездене, созданный автором оперного теат­ра Готфридом Семпером (1838–1840, Высшая школа изобразительных искусств в Дрездене), неописуемой красоты настольный прибор (Аахен, ок. 1880, собрание Эзельсонов, Швейцария). Есть и неожиданные вещи, вроде плаката 1906 года, обращенного к одиноко путешествующим девушкам. Он был призван спас­ти деревенских простушек от обманов большого города — в начале века многие приезжие попадали в Вене в широко расставленные сети борделей. Среди тех, кто боролся с торговцами человеческим товаром, была и Берта Паппенгейм (1859–1936). Знаменитая пациентка Фрейда, она основала в немецком Ной‑Изенбурге приют для молодых матерей и тех, кого принудили к занятию проституцией. В 1942 году всех его воспитанниц депортировали в Терезиенштадт.

[/part][/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Памяти Джорджа Берси, хирурга-новатора и пионера лапароскопии 

Берси, венгерский еврей, едва избежал депортации в Аушвиц, прежде чем стал работать хирургом в Будапеште после Второй мировой войны. Он бежал из Венгрии после антикоммунистического восстания 1956 года и в итоге поселился в США. Применив изобретательность ремесленника к практике хирургии, он модернизировал ее таким образом, что уменьшил боли и осложнения для пациентов и позволил врачам видеть тело такими способами, которыми раньше они никогда не могли его видеть

По «израильской визе»

Все последующие места жительства окажутся для Бродского лишь условным домом. Во всех географических точках он будет подсознательно воссоздавать для себя тот же «модуль существования». Родители в аэропорт не поехали. Для них это было слишком больно и тяжело. Тогдашняя волна эмиграции уезжала в один конец, без обратного билета, с отказом от советского гражданства

Как в Албании евреи были спасены от нацистов местным населением

«Албанцы прятали евреев независимо от того, откуда они приехали, были они богаты или бедны». В Албании во время Второй мировой войны нашли убежище около 3 тыс. евреев из других стран. «Во времена коммунизма никто не говорил о Холокосте. Эту тему не преподавали в школе. И после падения режима в 1990-х годах это все еще было неизвестной страницей истории»