Алексей Мокроусов 14 июля 2014
Поделиться

[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true”]
[phead]Александра Якобсон. Литография. Иллюстрация к стихотворению К. Родичевой «Подарок». 1939[/phead]
[part]

Все в сад

Москва, галерея «Ковчег»,

до 5.7

Есть вещи, которые мало кому удается миновать в жизни. Например, детский сад. Выставка в «Ковчеге» собрала графику и живопись, плакаты и фотографии, арт-объекты и образцы материальной культуры, связанные с детсадом. Среди авторов — Дмитрий Митрохин, Алексей Кравченко, Константин Истомин, Алексей Пахомов, Петр Караченцов. Есть и цветная литография Александры Якобсон (1903–1966) «Подарок» (1939). Автор училась в известной иркутской студии И. Л. Копылова (здесь же познакомилась со своим будущим мужем Минеем Куксом), затем в Ленинграде у Петрова-Водкина и Филонова. Литографию предоставила московская Галерея Галеева — как и картины «Дети в саду» (1932) Владимира Гринберга и «Бухарские дети» (1937) Израиля Лизака.

Среди других участников выставки — Объединение «Выставочные залы Москвы», картинные галереи Вологды, Твери и Красноармейска Московской области, общество «Мемориал», Фонд Марджани, NB Gallery, а также частные коллекционеры и художники.

[/part]
[phead]Инге Морат. Глория Вандербильд. Нью-Йорк. 1956. Музей модерна в Зальцбурге[/phead]
[part]

Я и другие

Зальцбург, Рупертинум,

до 13.7

Как и многие европейские музеи, Музей модерна в Зальцбурге обладает слишком большим постоянным собранием, чтобы показывать публике хотя бы его половину. Помимо живописи и графики, в коллекции более 18 тыс. фотографий и произведений медиаискусства. Работы для выставки отбирали также из госколлекции Австрии и собрания Bank Austria.

Есть и снимки Труде Фляйшман (1895—1991), одной из самых ярких фотографов межвоенной Вены (Алексей Мокроусов // Еще посмотрим. Лехаим. 2011. № 6), запечатлевшей Альбана Берга, Карла Крауса, Макса Рейнхардта и Стефана Цвейга. После аншлюса Австрии ей как еврейке пришлось бежать из страны. Через Париж и Лондон Фляйшман добралась до Нью-Йорка, где вскоре открыла ателье на Манхэттене. Среди ее известных портретов американского периода — Альберт Эйнштейн, Оскар Кокошка и Артуро Тосканини.

Музей в Зальцбурге хранит значительную часть архива Фляйшман довоенного времени.

[/part]
[phead]Павел Кондратьев. В лодке. Иллюстрация к рассказу Е. Л. Шварца «Вода и ветер». Журнал «Чиж» (1933, № 10). Ярославский художественный музей[/phead]
[part]

Павел Кондратьев

Москва, Галерея Галеева,

до 1.8

Первая за 30 лет ретроспектива художника из круга Филонова. Помимо живописи, представлена его книжно-журнальная графика: в 1930-х Кондратьев много работал для детских издательств, а также журналов «Чиж» и «Ёж». Показывают, в частности, его иллюстрации к рассказам «Менеке» Л. Савельева (псевдоним Лео­нида Липавского) и «Вода и ветер» Евгения Шварца (обе — 1933).

Среди архивных материалов выделяется групповая фотография студентов ВХУТЕИНа 1925 года. Ее публиковали и прежде, но сейчас впервые расшифрованы почти все участники этой многофигурной экспозиции — 17 человек из 18. Одни из них, как Евгений Чарушин, стали знаменитыми на всю страну, других, как Бориса Гурвича (1905–1985), ценили в основном коллеги (в галерее в Козихинском показывают его дружелюбно-ироничное письмо Кондратьеву, позволяющее понять атмосферу этих отношений). С Теодором (Тевелем) Певзнером-Райчиком (1904–1942) Кондратьев сдружился уже в 1930-х. О погибшем в блокаду художнике сегодня помнят немногие, даже фамилия его в разных источниках пишется по-разному. После войны было иначе: в 1946-м выставка Певзнера прошла одновременно с выставкой еще одного блокадника, Иосифа Еца (1902–1941). Сам же Кондратьев подготовил посмертную выставку другого своего товарища по «Ежу», Льва Юдина (1903–1941).

[/part]
[phead]Магическое блюдо. Обожженная глина с росписью. Северо-восток Сирии. V–VI века н. э.[/phead]
[part]

1001 амулет

Базель, Еврейский музей,

до 20.7

Небольшая, но эффектная выставка с подзаголовком «Защита и магия — вера или суеверие?» строится вокруг коллекции древнеегипетских скарабеев и восточных амулетов из Музея Библии и Востока в швейцарском Фрибуре. Среди представленных талисманов и амулетов есть и защитные амулеты иуде­ев — для матери и ребенка, дома, против болезней, опасностей и сглаза. Талисманы передают, как правило, из поколения в поколения, многие носят их и сегодня. Большинство предметов датированы XVIII—XX веками и происходят из самой Швейцарии, Южной Германии и Эльзаса, с которым связи Базеля всегда были тесны. Есть и еврейские талисманы из Северной Африки и с Ближнего Востока. Отдельная витрина посвящена каббалистической традиции: ее тексты, знаки и символы можно обнаружить прежде всего на бумажных или пергаментных амулетах, в этом разделе помещен и текст для беременных.

[/part]
[phead]Запрос на проездные документы Красного Креста для Рикардо Клемента (Адольфа Эйхмана) в Южную Америку. 1950. © CICR[/phead]
[part]

Гуманизировать войну?

Женева, Музей Рат,

до 20.7

Стопятидесятилетие Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, одной из важнейших гуманитарных организаций в истории, отмечают большой выставкой в Женеве, где расположена ее штаб-квартира. Выставка хоть и юбилейная, но не обходит острые углы истории. Так, кураторы пытаются ответить на болезненные вопросы, связанные с Холокостом: почему Красный Крест почти не посещал концлагеря? Почему единственный визит его представителей в Терезиенштадт 23 июня 1944 года сопровождался положительным отчетом (его показывают на выставке)? Помогал ли он после войны бежавшим в Южную Америку нацистам?

Ответы известны заранее: в то время упор делался на работу с военнопленными, а массовыми депортациями, судьбами их жертв КК почти не занимался. Документы же для эмиграции Барбье, Эйхмана, Менгеле и других преступников выдавались по уже готовым досье, КК их не перепроверял. Но вопросы все равно остаются.

[/part]
[phead]Моисей Кислинг. Мари Лорансен. 1920. Музей Пти-Пале в Женеве[/phead]
[part]

Арп и Личини

Лугано, Музей искусства,

до 20.7

Двойная выставка классиков модернизма, уроженца Эльзаса Жана Арпа (1886–1966) и итальянца Освальдо Личини (1894–1968), увлекавшегося всем, от фовизма до футуристов. Показывают и работы их современников и учителей, от Родена и Матисса до Кандинского и Клее. Среди тех, кто повлиял на Личини, был Моисей Кислинг — устроители получили его редко показываемый портрет Мари Лорансен (1920), принадлежащий закрытому для публики музею Пти-Пале в Женеве. Есть и «Кариатида» Модильяни (1913).

[/part]
[phead]«Ритуал. Гид по жизни». Фрагмент экспозиции. Берн[/phead]
[part]

Ритуал. Гид по жизни

Берн, Музей коммуникации,

до 20.7

Ритуалы облегчают повседневную жизнь. Они сопровождают человека с утра до ночи, от первого «доброго утра» до чистки зубов и книги/видео на сон грядущий. Спортсмен, задирающий после забитого гола майку, и политик, поправляющий у возложенного венка ленту, — все это часть сложной системы символов, обязательной к исполнению.

Выставка в Берне посвящена разным ритуалам, в том числе и религиозным. В центре внимания — христианство и мусульманство, буддизм и иудаизм. Рассказывается, в частности, о бар мицве и бат мицве. Посетителю предлагается совместить на большом круглом столе названия ритуалов и соответствующие им фотографии. Задание кажется по-детски легким: выставка идеально сделана с точки зрения музейной педагогики. Именно такими заданиями больше всего увлекаются взрослые.

[/part][/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Четверо детей

Возможно, проблема еврейских общинных институтов — не в отсутствии интереса к этим институтам, а в том, что проблемы людей более масштабны, чем рамки, в которые их пытаются втиснуть. Если 63% американских евреев высказывают мнение, что Америка на неверном пути, не означает ли это, что их сложные отношения со своей общественной группой и религией напрямую связаны с нарастающим ощущением нестабильности американской жизни и общества?

Первая Пасхальная агада, ставшая в Америке бестселлером

Издание было легко читать и удобно листать, им пользовались и школьники, и взрослые: клиенты Банка штата Нью‑Йорк получали его в подарок, а во время Первой мировой войны Еврейский комитет по бытовому обеспечению бесплатно наделял американских военнослужащих‑евреев экземпляром «Агады» вместе с «пайковой» мацой.

Дайену? Достаточно

Если бы существовала идеальная еврейская шутка — а кто возьмется утверждать, будто дайену не такова? — она не имела бы конца. Религия наша — религия саспенса. Мы ждем‑пождем Б‑га, который не может явить Себя, и Мессию, которому лучше бы не приходить вовсе. Мы ждем окончания, как ждем заключительную шутку нарратива, не имеющего конца. И едва нам покажется, что все уже кончилось, как оно начинается снова.