Алексей Мокроусов 14 июля 2014
Поделиться

[parts style=”clear:both;text-align:center” captions=”true”]
[phead]Александра Якобсон. Литография. Иллюстрация к стихотворению К. Родичевой «Подарок». 1939[/phead]
[part]

Все в сад

Москва, галерея «Ковчег»,

до 5.7

Есть вещи, которые мало кому удается миновать в жизни. Например, детский сад. Выставка в «Ковчеге» собрала графику и живопись, плакаты и фотографии, арт-объекты и образцы материальной культуры, связанные с детсадом. Среди авторов — Дмитрий Митрохин, Алексей Кравченко, Константин Истомин, Алексей Пахомов, Петр Караченцов. Есть и цветная литография Александры Якобсон (1903–1966) «Подарок» (1939). Автор училась в известной иркутской студии И. Л. Копылова (здесь же познакомилась со своим будущим мужем Минеем Куксом), затем в Ленинграде у Петрова-Водкина и Филонова. Литографию предоставила московская Галерея Галеева — как и картины «Дети в саду» (1932) Владимира Гринберга и «Бухарские дети» (1937) Израиля Лизака.

Среди других участников выставки — Объединение «Выставочные залы Москвы», картинные галереи Вологды, Твери и Красноармейска Московской области, общество «Мемориал», Фонд Марджани, NB Gallery, а также частные коллекционеры и художники.

[/part]
[phead]Инге Морат. Глория Вандербильд. Нью-Йорк. 1956. Музей модерна в Зальцбурге[/phead]
[part]

Я и другие

Зальцбург, Рупертинум,

до 13.7

Как и многие европейские музеи, Музей модерна в Зальцбурге обладает слишком большим постоянным собранием, чтобы показывать публике хотя бы его половину. Помимо живописи и графики, в коллекции более 18 тыс. фотографий и произведений медиаискусства. Работы для выставки отбирали также из госколлекции Австрии и собрания Bank Austria.

Есть и снимки Труде Фляйшман (1895—1991), одной из самых ярких фотографов межвоенной Вены (Алексей Мокроусов // Еще посмотрим. Лехаим. 2011. № 6), запечатлевшей Альбана Берга, Карла Крауса, Макса Рейнхардта и Стефана Цвейга. После аншлюса Австрии ей как еврейке пришлось бежать из страны. Через Париж и Лондон Фляйшман добралась до Нью-Йорка, где вскоре открыла ателье на Манхэттене. Среди ее известных портретов американского периода — Альберт Эйнштейн, Оскар Кокошка и Артуро Тосканини.

Музей в Зальцбурге хранит значительную часть архива Фляйшман довоенного времени.

[/part]
[phead]Павел Кондратьев. В лодке. Иллюстрация к рассказу Е. Л. Шварца «Вода и ветер». Журнал «Чиж» (1933, № 10). Ярославский художественный музей[/phead]
[part]

Павел Кондратьев

Москва, Галерея Галеева,

до 1.8

Первая за 30 лет ретроспектива художника из круга Филонова. Помимо живописи, представлена его книжно-журнальная графика: в 1930-х Кондратьев много работал для детских издательств, а также журналов «Чиж» и «Ёж». Показывают, в частности, его иллюстрации к рассказам «Менеке» Л. Савельева (псевдоним Лео­нида Липавского) и «Вода и ветер» Евгения Шварца (обе — 1933).

Среди архивных материалов выделяется групповая фотография студентов ВХУТЕИНа 1925 года. Ее публиковали и прежде, но сейчас впервые расшифрованы почти все участники этой многофигурной экспозиции — 17 человек из 18. Одни из них, как Евгений Чарушин, стали знаменитыми на всю страну, других, как Бориса Гурвича (1905–1985), ценили в основном коллеги (в галерее в Козихинском показывают его дружелюбно-ироничное письмо Кондратьеву, позволяющее понять атмосферу этих отношений). С Теодором (Тевелем) Певзнером-Райчиком (1904–1942) Кондратьев сдружился уже в 1930-х. О погибшем в блокаду художнике сегодня помнят немногие, даже фамилия его в разных источниках пишется по-разному. После войны было иначе: в 1946-м выставка Певзнера прошла одновременно с выставкой еще одного блокадника, Иосифа Еца (1902–1941). Сам же Кондратьев подготовил посмертную выставку другого своего товарища по «Ежу», Льва Юдина (1903–1941).

[/part]
[phead]Магическое блюдо. Обожженная глина с росписью. Северо-восток Сирии. V–VI века н. э.[/phead]
[part]

1001 амулет

Базель, Еврейский музей,

до 20.7

Небольшая, но эффектная выставка с подзаголовком «Защита и магия — вера или суеверие?» строится вокруг коллекции древнеегипетских скарабеев и восточных амулетов из Музея Библии и Востока в швейцарском Фрибуре. Среди представленных талисманов и амулетов есть и защитные амулеты иуде­ев — для матери и ребенка, дома, против болезней, опасностей и сглаза. Талисманы передают, как правило, из поколения в поколения, многие носят их и сегодня. Большинство предметов датированы XVIII—XX веками и происходят из самой Швейцарии, Южной Германии и Эльзаса, с которым связи Базеля всегда были тесны. Есть и еврейские талисманы из Северной Африки и с Ближнего Востока. Отдельная витрина посвящена каббалистической традиции: ее тексты, знаки и символы можно обнаружить прежде всего на бумажных или пергаментных амулетах, в этом разделе помещен и текст для беременных.

[/part]
[phead]Запрос на проездные документы Красного Креста для Рикардо Клемента (Адольфа Эйхмана) в Южную Америку. 1950. © CICR[/phead]
[part]

Гуманизировать войну?

Женева, Музей Рат,

до 20.7

Стопятидесятилетие Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, одной из важнейших гуманитарных организаций в истории, отмечают большой выставкой в Женеве, где расположена ее штаб-квартира. Выставка хоть и юбилейная, но не обходит острые углы истории. Так, кураторы пытаются ответить на болезненные вопросы, связанные с Холокостом: почему Красный Крест почти не посещал концлагеря? Почему единственный визит его представителей в Терезиенштадт 23 июня 1944 года сопровождался положительным отчетом (его показывают на выставке)? Помогал ли он после войны бежавшим в Южную Америку нацистам?

Ответы известны заранее: в то время упор делался на работу с военнопленными, а массовыми депортациями, судьбами их жертв КК почти не занимался. Документы же для эмиграции Барбье, Эйхмана, Менгеле и других преступников выдавались по уже готовым досье, КК их не перепроверял. Но вопросы все равно остаются.

[/part]
[phead]Моисей Кислинг. Мари Лорансен. 1920. Музей Пти-Пале в Женеве[/phead]
[part]

Арп и Личини

Лугано, Музей искусства,

до 20.7

Двойная выставка классиков модернизма, уроженца Эльзаса Жана Арпа (1886–1966) и итальянца Освальдо Личини (1894–1968), увлекавшегося всем, от фовизма до футуристов. Показывают и работы их современников и учителей, от Родена и Матисса до Кандинского и Клее. Среди тех, кто повлиял на Личини, был Моисей Кислинг — устроители получили его редко показываемый портрет Мари Лорансен (1920), принадлежащий закрытому для публики музею Пти-Пале в Женеве. Есть и «Кариатида» Модильяни (1913).

[/part]
[phead]«Ритуал. Гид по жизни». Фрагмент экспозиции. Берн[/phead]
[part]

Ритуал. Гид по жизни

Берн, Музей коммуникации,

до 20.7

Ритуалы облегчают повседневную жизнь. Они сопровождают человека с утра до ночи, от первого «доброго утра» до чистки зубов и книги/видео на сон грядущий. Спортсмен, задирающий после забитого гола майку, и политик, поправляющий у возложенного венка ленту, — все это часть сложной системы символов, обязательной к исполнению.

Выставка в Берне посвящена разным ритуалам, в том числе и религиозным. В центре внимания — христианство и мусульманство, буддизм и иудаизм. Рассказывается, в частности, о бар мицве и бат мицве. Посетителю предлагается совместить на большом круглом столе названия ритуалов и соответствующие им фотографии. Задание кажется по-детски легким: выставка идеально сделана с точки зрения музейной педагогики. Именно такими заданиями больше всего увлекаются взрослые.

[/part][/parts]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»