Борух Горин

Почему евреям лучше решать вопросы в суде Торы — в раввинском суде? Какую роль для общества играет праведный суд и чем опасен суд коррумпированный? Почему тысячелетнее изгнание еврейского народа из Земли Израиля началось с суда? Об этом главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает в талмудической недельной главе Мишпатим.

 

Поделиться
Отправить

Почему только у горы Синай евреи должны были поверить «в Моисея»? И какое событие стало основой иудаизма? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин ищет ответы на эти вопросы в недельной главе Итро.

 

Поделиться
Отправить

Что произошло, когда евреи оказались у Красного моря во время исхода из Египта, и что случилось до самого Чуда? О том, из-за чего разошлись воды моря, рассказывает главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

 

Поделиться
Отправить

Сколько лет сыны Израиля находились в египетском рабстве? И как из семидесяти человек, пришедших в Египет, к моменту Исхода получился целый народ? Ответы на эти и другие вопросы в недельной главе Бо ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Поделиться
Отправить

Почему нельзя начать что-то новое, не переосмыслив прошлое, и как пришел к раскаянию египетский фараон? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Ваэра и рассказывает о фароне как о личности.

 

Поделиться
Отправить

По части истории

23 января, 12:09

Россия — великая объединительница народов. По части истории. Литва, поддерживающая Польшу в исторических оценках причин и результатов Второй мировой войны, и из-за этого президент не едет в Иерусалим — круть! Предлагаю провести в Вильнюсе — сам город послужит прекрасной декорацией на тему этих самых итогов. Да и Львов сойдёт.

Кстати, тут, в пресс-центре Яд ва-Шем, польская речь со всех сторон. Будет весело.

Страшно представить себе, какие торжества пройдут в 2025-м!

Обиднее всего за Яд ва-Шем. Но это всё не сегодня началось. Яд ва-Шем входит много лет в обязательную программу визитов глав государств. Обязательную! Теперь вот освоен маршрут Старый город-Рамалла-Яд ва-Шем. Хотя — довольно старый маршрут, упаси нас Всемилостивый от повторения.

Мировые лидеры на 5-м Всемирном форуме памяти Холокоста в Иерусалиме, 22 января 2020 года
Поделиться
Отправить

Что происходило с евреями в Египте между смертью Йосефа и рождением Моисея? Почему смена династии фараонов породила недоверие к евреям и привела к их порабащению? И как сохранился еврейский народ в Египте в эти годы? Ответы на эти вопросы в недельной главе Торы Шмот ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

 

Поделиться
Отправить

О чем говорил перед смертью праотец Яаков со своими сыновьями? Почему его завещание легло в основу апокрифических книг? И что вообще можно понять из пророчества Яакова? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин пытается найти ответы на эти вопросы в недельной главе Вайехи.

 

Поделиться
Отправить

Чем закончилась «коллизия» Йосефа с его братьями в Египте, в частности — его конфликт с Иудой? Почему праведность Йосефа оказалась практически несовместимой с нашим миром? И чем жизненный подход Иуды похож на историю еврейского народа? Об этом в недельной главе Ваигаш читает главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

 

 

Поделиться
Отправить

Удобные мишени

29 декабря 2019, 13:20

Эти евреи в меховых древних шапках. Эти евреи в уже немодных шляпах. Эти евреи в ритуальных кипах.

Как лату, носят они свое еврейство. На них сначала рисуют карикатуры. Их изображают в предвыборных клипах, комментируя хорошо поставленными голосами, что от них все беды. В них направляется хорошо поставленная юдофобия.

И на них нападают. Не ошибешься.

Вчера вечером в их дом в Монси, что в Нью-Йорке, ворвался афроамериканец с мачете. Успел ранить несколько человек, пока его обратили в бегство.

Это был десятый антисемитский инцидент в Нью-Йорке за неделю. Все инциденты были связаны именно с ними. Их оскорбляли, толкали. И вот — резали.

Сами виноваты! Чего они выделяются своей нелепой одеждой? Чего они?

Они? Они это мы. Они это я. Любой человек, на которого набросились из-за того, что он еврей — это я.

И им меня не заставить перестать быть собой.

Поделиться
Отправить

Давал ли Йосеф советы фараону или просто разгадывал его сны? Были ли эти сны знаком Всевышнего? И насколько серьезно вообще следует относиться ко снам? Ответы на эти вопросы ищет в недельной главе Микейц главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Поделиться
Отправить

Символ света

22 декабря 2019, 14:06

Ханука в последние годы стала одним из самых узнаваемых еврейских праздников. В том числе в России. Связано это и с публичным возжиганием ханукальных светильников, менор, на площадях многих городов нашей страны. Но, думается мне, главный секрет всё же в универсальности символов и смыслов этого «праздника огней».

Напомним вкратце историческую и традиционную канву Хануки. В IV веке до н.э. Александр Македонский захватывает Святую землю у персов, которые тогда ее контролировали. Это приводит к нескольким последствиям как для Святой земли, так и для еврейской истории. Во-первых, с того времени евреи начинают достаточно глубоко соприкасаться с греческой цивилизацией. Можно вспомнить, что называемая Библией книга в общечеловеческом, общецивилизационном плане — это греческий перевод Септуагинта, который стал возможным только благодаря этой военной победе Александра Македонского.

К слову, Александр Македонский в еврейских источниках почитается очень хорошим царем и вполне приемлемым завоевателем на фоне остальных. В первую очередь потому, что проявлял огромную мудрость в ненавязывании неких государственных религий. То есть он считал, что каждая захваченная территория должна существовать в рамках своей религиозной традиции, и поэтому для местных, для уклада их религиозной жизни с приходом Македонского ничего не менялось.

В еврейской традиции это приобрело один очень любопытный оттенок: по талмудической легенде, в благодарность евреи в год после завоевания Македонским Страны Израиля назвали всех новорожденных мальчиков Александрами, и с тех пор это имя стало популярным у евреев. В разных своих формах, в таких как Сендер, оно и сейчас достаточно распространено.

Однако всё это замечательное полиэтническое, полирелигиозное единство, как мы помним из истории, было подвергнуто огромным испытаниям после того, как Македонский умер и его военачальники, полководцы в разных частях его огромной империи стали самостоятельно править этими землями. Не прошло и 140 лет, как Израиль достался Селевкидам. Это была хоть и греческая династия, однако больше имевшая отношение к Азии, к южной Турции, так называемой Антиохии. Династию эту называют греко-сирийской.

При Селевкидах всё было по-прежнему до тех пор, пока к власти не пришел Антиох IV, называемый Епифан, имя которого еврейские мудрецы интерпретировали как «Безумный». Он решил навести порядок, а именно — привнести единую веру во все провинции своей страны.

Захватчики начали религиозные гонения на иудаизм и в конце концов осквернили Храм в Иерусалиме. Это стало последней каплей, и началось народное восстание, завершившееся победой восставших, очищением и обновлением Храма. Символом обновления в еврейской традиции считается чудо с маслом для храмового светильника. Найденного единственного кувшинчика должно было хватить на один день, но масло горело восемь дней, необходимых для изготовления нового.

В память об этом главным ритуалом Хануки стало возжигание на протяжении восьми дней ханукальных свечей — в первый день одной, а затем по нарастающей: в восьмой день восемь свечей. Это первый универсальный символ Хануки — свет, перед которым отступает тьма.

Маккавеи, вожди восстания, кстати, стали почитаемыми героями в христианстве, символом несгибаемости веры. Казалось бы, без единого шанса на удачу они одержали победу. Вот вам и второй универсальный урок Хануки — несгибаемая Вера. Жертвы инквизиции и сгинувшие в ГУЛАГе во имя веры — они и были новыми маккавеями, и пример маккавеев их вдохновлял. Можно убить, но нельзя сломить.

Но, главное, Ханука стала символом возвращения и обновления достоинства народа. Пока люди помнят, они не побеждены. Захватчики и внутренний враг может одерживать победу за победой, но им не победить, пока люди помнят свой Храм и свой Иерусалим. Сто лет пройдет или двести, или даже тысячелетия — но они вернутся, и зажжется огонь Меноры.

Известия

Поделиться
Отправить

Выбор редакции