Борух Горин

Недельная глава Торы повествует об Исходе. В определенном смысле, начало начал. Отправная точка. Потому что нечего ждать откровения, пока ты раб.

Но — можно вывести людей из Мицраима, сложнее вывести Мицраим из человека.

Мы все рабы. Рабы привычек. Рабы моды. Рабы самомнения и гордыни.

И как же освободиться? Как освобождаться? Недельная глава даёт рецепт — двигаться быстро. Не задерживаться в своём болоте. Затянет. Бежать, не оглядываясь.

Мицраим сладок. Настолько сладок, что, как говорит мидраш, только каждый пятый вышел из него. Остальные не смогли, потому что недостаточно хотели.

Отказываться от своего болотца сложно, но нужно. Надо только захотеть. Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Содержание недельной главы Торы хорошо известно своим пасхальным дайджестом — Агадой. Жестокий упрямец фараон и казни египетские.

«Отпусти Мой народ». Слово «Мой» здесь главное. Диктатору важнее всего не склониться, не создать прецедент. У него свои планы, свои контрмеры.

И Г-сподь ведёт Себя с фараоном по правилам игры в Мицраиме, родины колдовства и фокусов. Казни, — до поры, до времени, — это египетские фокусы. Идёт битва фокусников.

Правила игры. Это история про правила игры. Про то, что люди себе часто их сами выбирают. А Небеса ведут себе в соответствии с выбранными людьми правилами. «Г-сподь Б-г изощрён, но не злонамерен» — говорил Эйнштейн.

Мы сами — кузнецы своего счастья. И несчастья. Притча: человеку даётся возможность вынести приговор самому себе, когда он оценивает поступки других. Ты мстителен и непреклонен? Но на скамье подсудимых непременно окажешься и ты сам, желаешь ли ты мстительного и непреклонного Высшего Суда над тобой?

Будем об этом помнить в отношениях друг с другом. Доброй недели!

Поделиться
Отправить

Недельная глава начинает новую книгу. Вторую книгу Пятикнижия. Книга «Исход» в еврейской традиции чаще именуется именно «Шмот», «Книга имён». Потому что как раз с перечисления имён она и начинается.

Но «Исход» как-то логичнее, нет? Ведь повествование в ней о главном — о великом превращении рабов фараона в свободный род. А «Книга имён» вроде ни о чем.

Можно, конечно, сказать, что это нерелевантный вопрос — традиция наименования книг и глав Пятикнижия не смысловая, а условная: первые слова раздела или книги. Но мы ведь говорим о самой священной книге евреев, так что в абсолютную «рандомность» не поверить. Да и неважно — важнее, каким смыслом нагрузила эти наименования тысячелетняя традиция.

«Были выведены из Мицраима в заслугу того, что сохранили свои имена». Реувен и Шимон пришли в Египет, Реувен и Шимон из Египта вышли.

Это, конечно, не только про имена. Это про всё, чему нас научили наши родители, бабушки и дедушки. Все эти словечки на идише или бухори, ладино или джуури. Не надо недооценивать латкес и фрейлехс — эти «имена» дали нам сохраниться до того времени, когда синагоги есть уже и там, где евреев нет.

И спасибо нашим бабушкам и дедушкам за эти «имена». Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Мне стало интереснее наблюдать, нежели участвовать в бесконечных и бессмысленных спорах. Жаль времени, когда проверено, что никого не убедить. Веселье новогоднее — из этого разряда. Все эти мудрствования о происхождении хвойных растений, нераскрытой темы Обрезания Сами-Знаете-Кого вызывают у меня уже аллергию. Тоже мне — бином Ньютона.

Наблюдать интереснее! Вот ведущая израильского ивритоязычного канала, например, честная и искренняя девушка. «Новигод» откровенно именует Рождеством и не болтает лишнего: ей очень нравится этот праздник из-за «огоньков в инстаграме и фоточек уютненьких свитерочков».

Каждый раз вспоминаю в таких ситуациях самый прекрасный из всех (а я их много наслышался) ответов раввина Лазара журналистам. Однажды, очень уже давно, его спросили, как он относится к тому факту, что Борис Березовский — православный христианин. Раввин ответил: «Он такой же христианин, как иудей, так что ничего существенного».

Девочка, которой понравились свитерочки, потом зачем-то рассуждала, что это никак не мешает ее еврейской идентичности. Думаю, что действительно никак не мешает. Какое Рождество, такая и еврейская идентичность.

Поделиться
Отправить

Нашей недельной главой мы прощаемся — с первой книгой Торы, с праотцами, с патриархом еврейского народа Яаковом, aka Израиль, сынами которого мы называемся. Впереди — история еврейского народа, позади — его корни.

На смертном одре патриарх благословляет своих сынов. И — двоих внуков. Избранные дети избранного сына, Эфраим и Менаше Иосифовичи. Первые дети Израиля в изгнании, они уже уроженцы Египта. Диалог изгнания и отцовского дома закодирован даже в их именах: первенец, Менаше, плод «забвения дома отца своего», второй, Эфраим, «расплодил меня Г-сподь». Так их отец выплескивал свою тоску по дому — Менаше будет ему всегда парадоксально напоминать то, что естественно стирается из памяти, а Эфраим будет символом крепкого стояния на ногах, пусть и вдали от родины.

Благословляя внуков, Яаков опять смешал все карты — он никогда не стремился скрывать предпочтения за маской «всех вас я люблю одинаково». Возложив правую руку на стоящего «ошую» Эфраима, а левую на Менаше, приготовленного для благословения первенца «одесную», патриарх не внял просьбе сына исправить нарушенный порядок. И с Менаше, говорит, всё будет хорошо, но Эфраим получит главное благословение.

Патриарху лучше знать, что важнее. Тоска по отцовскому дому, ностальгия и воспоминания Менаше — это достойно и необходимо, но главное — расти, укрепляться, быть здесь и сейчас. И завтра. Эфраим.

Хорошего завтра нам всем и нашим потомкам! Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Я брат ваш, Йосеф

14 декабря 2018, 12:21

Наша глава начинается с драматического разговора Иеуды с Йосефом. Проясним — Иеуда не со своим пропавшим братом Йосефом разговаривал, а с могущественным казначеем фараона Цафнат Панеахом. Разглядеть в этом самоуверенном вельможе мальчишку-сновидца Иеуда не мог, но это не помешало ему разговаривать дерзко, «с позиции силы». В его требовании освободить брата, Биньямина, звучала явная угроза, фанатичное самопожертвование.

Нет, сыны Израиля больше не отвернутся от брата — один за всех, и все за одного.

И Йосефа прорвало. Маски сброшены — я брат ваш, Йосеф. Я брат тех, кто готов погибнуть за брата. Мы с тобой одной крови.

Шабат шалом, сыны Израиля! Сил нам всем и братской любви!

Поделиться
Отправить

Объединенные ненавистью

10 декабря 2018, 12:14

Герой палестинского сопротивления расстрелял 21-летнюю женщину на 30-й неделе беременности. Всю ночь врачи боролись за ее жизнь. Продолжают и сейчас. Ей сделали кесарево. Ребёнок — в критическом состоянии.

Я достаточно сухо изложил факты для следующего голосования Генеральной ассамблеи ООН? Впрочем, кого это волнует? Их не волнует жизнь насильно родившихся оккупантов, а нам должно быть глубоко наплевать на мнения таких наций, объединённых только ненавистью к нам.

6 декабря Генассамблея ООН не приняла резолюцию с осуждением действий палестинской группировки ХАМАС.
Поделиться
Отправить

Ханука для меня это история про «не будите спящую собаку».

Вот мы говорим «Храм» с придыханием. Но это ведь ностальгическое. Храм был временами, главным образом, учреждением. Такой Администрацией еврейского народа. И, как любая Администрация, очень зависел от начальства. Новая метла вполне могла вымести оттуда и ту святость, что с придыханием. Ритуалы-то, конечно, на месте: песни всякие национальные, подношения опять же по расписанию. И Менора — куда же национальный смысл подевается?

Так что — священный огонь мог зажигаться и неправедными руками. И вообще всё в Храме можно было выхолостить и превратить в скрепы вместо святыни. Если правильных поставить.
Но — заигрались. Не надо было тушить Менору. Не надо было будить спящего льва.

Дремлющий дух Израиля проснулся, снес все преграды. И зажег Менору. Но только теперь уже не только в Храме. Не только в то время. Везде и всегда. Две с лишним тысячи лет спустя эти огни зажгутся от Москвы до Мельбурна. А не надо было играться с огнём Еврейства!

Поделиться
Отправить

Алгоритм примерно такой.

1. Я много пользуюсь Airbnb.
2. Airbnb сообщает, что снимает предложения евреев, живущих на «Западном берегу».
3. Я немедленно прекращаю пользоваться услугами Airbnb, не забывая сообщить им причину: «Ни копейки банде, мечтающей о Judea Judenfrei».

И никак иначе нельзя. Настоятельно рекомендую всем честным людям последовать моему примеру.

Поделиться
Отправить

Какая досада! Какая неожиданность!

Очень прогрессивная британка оказалась на рейсе Эйр-Индия из Мумбаи в Лондон. Симона О’Бройн не оставляла шанса общественности не узнать о своей прогрессивности. Требуя у стюардов бокальчик винца, она сообщила им, что за всю их вонючую Азию всю жизнь прогрессивно заступается, и поэтому, если вонючая индийская шлюха не нальёт ей винца, она призовёт бойкотировать эту вонючую азиатскую компанию. А она умеет — как-никак соавтор доклада ООН о нарушении прав человека Израилем на оккупированных территориях, а главное, видная фигура в BDS, движении за бойкот Израиля. Так что, вам лучше принести бутылку вина, вонючие индийские ублюдки.

Нет, мне правда не хочется на ее примере делать далеко идущие выводы обо всех прогрессивных борцах с Израилем. Да и ни к чему — а то я без этого не знал, что за кампаниями против Израиля стоят старые, вульгарные, до ужаса знакомые нацисты? Взявшие на вооружение при случае прогрессивную риторику.

«Вонючие» это, конечно, эвфемизм. Не могу же я материться, как британская аристократка.

Поделиться
Отправить

«Авраам породил Исаака»

9 ноября 2018, 11:51

«Исаак сын Авраама, Авраам породил Исаака».

Всё в этих словах первого предложения из недельной главы взывает к комментарию.

Зачем этот странный повтор — раз Исаак сын Авраама, стало быть, Авраам отец Исаака?

И комментарии — в изобилии. На поверхности: сын может и не быть продолжением отца, а быть Абрамом-непомнящим-отца, но Исаак был не таким.

Но дело в том, что Исаак б ы л , на первый взгляд, сыном, чей жизненный путь, чей характер очень не похож на отцовский. Авраам был странником, Ицхак всю жизнь прожил в Кнаане. Авраам был человеком миссии, «провозглашал Имя Всевышнего» пред всеми, Исаак «копал колодцы», не очень-то с людьми пересекаясь. На языке Кабалы — Авраам олицетворял «хесед», распространение на окружающих, а Исаак — «гвуру», сокращение контактов с миром.

Вот из-за этой видимой непохожести Тора и говорит: «Авраам породил Исаака» — на самом деле путь Исаака это продолжение пути Авраама. Пусть и другими методами, внешне несхожими, но Исаак добивается исполнения миссии Авраама. И к нему пришёл Авимелех, и сказал: «Мы убедились воочию, что с тобою Господь!». Имя Господа было провозглашено.

Строгость без доброты это жестокость, доброта без строгости это распутство. Одно немыслимо без другого. Этому учит нас недельная глава: «Авраам породил Исаака». Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

«Убирайся домой» — написал американский еврей Дэвид Саймон под твитом израильского министра Беннета о вылете в США для участия в траурных питтсбургских мероприятиях. — «Руки Нетаньяху в крови американских евреев» — уверен Давид Саймон.

Саймон зарабатывает на жизнь сценариями. И он великий. «Прослушку», которую он написал и спродюсировал, многие считают лучшим сериалом всех времён и народов.

Так что с воображением у Саймона всё хорошо. И он себе придумал сценарий. По этому сценарию Роберт Боуэрс пошёл позавчера расстреливать стариков в синагогу из-за Нетаньяху. Из-за того, что Нетаньяху себя неправильно ведёт. Он поддерживает Трампа, который развязал руки расистам. Кровь 97-летней Роуз — на руках евреев, которые поддерживают Трампа.

Отличный сценарий. Для одной серии. На сериал не тянет. Потому что в предыдущих сериях евреев убивали за то, что они левые, за то, что они правые. За то, что они богатые, за то, что они голодранцы. За коммунизм и за антикоммунизм, за капитализм и за антикапитализм.

Дэвид Саймон — в ловушке. Десятилетний еврейский мальчик начинает задаваться вопросом: за что нас не любят. К 58 годам уже можно бы понимать, что причины для ненависти не обязательны. Более того — настоящая ненависть слепа.

Евреи, перестаньте считать себя виноватыми! Перестаньте пытаться понравиться Роберту Боуэрсу!

А близкие погибших вчера встретили Беннета очень тепло. Потому что — им важно быть сейчас вместе. Нам важно быть вместе.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции