Борух Горин

Были ли ангелы телесны? Об одном из самых спорных вопросов в комментариях Торы за последнее тысячелетие и о начале текущей недельной главы Ваера рассуждает главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Поделиться
Отправить

Чем необычна фигура Авраама? За что именно он получил благословение на свой особый путь? И почему о заслугах Авраама до текущей недельной главы Торы Лех Леха ничего не было сказано? Ответы на эти вопросы ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Поделиться
Отправить

В текущей недельной главе Торы рассказывается о Потопе, о том, что произошло после того, как человечество «извратилось». О каких преступлениях идет речь? Чем согрешило поколение Потопа? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин  — о недельной главе Ноах.

Поделиться
Отправить

Почему слова Б-га «плодитесь и размножайтесь» в первой главе Торы, по мнению многих еврейских мудрецов, не являются заповедью? Ответ на этот вопрос ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Поделиться
Отправить

Чем печальны последние строки Пятикнижия? Что так тревожило в этих строках еврейских мудрецов на протяжении поколений? О последней главе Торы рассказывает главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

 

Поделиться
Отправить

Текущая недельная глава Торы «Вайелех» повествует о последних днях Моисея. Главный редактор «Лехаима» Борух Горин — о том, что особенно беспокоило в эти дни Моше Рабейну.

Поделиться
Отправить

Двар Тора. Ницавим

26 сентября, 17:02

Недельную главу «Ницавим» читают накануне праздника Рош а-Шана. Главный редактор «Лехаима» Борух Горин разбирает фрагмент из этой главы.

Поделиться
Отправить

Чё-то я запутался.

Трамп удивляется после очередного скандала с монструозными конгрессвуменками из демократической партии: как это евреи могут голосовать за демократов. Это либо, говорит, плохая информированность, либо нелояльность.

Нелояльность кому? Ну, очевидно, еврейским интересам. То есть, по сути дела, самый твитанутый президент обвиняет американских евреев в отсутствии двойной лояльности. Примерно, как моя бабушка говорила: ви дос вэт зайн фар ди йидн, как это будет для евреев?

Президент США с менталитетом еврейской бабушки, да ещё и нью-йоркской, это, конечно, немного курьезно. Он, вон, в Данию отказался ехать, потому что зачем встречаться с клиентом, который не хочет продать недвижимость — Гренландию.

Но каким-то невообразимым логическим построением в этой его местечковой тираде объекты тирады таки усмотрели обвинение в двойной лояльности! Как?!

Я, если что, за то, чтобы у человека было много лояльностей — жене, детям, семье, предкам, принципам. Ну и родине, конечно. Какая-то очень многосторонняя лояльность получается, так и мы не одноклеточные.

Поделиться
Отправить

«Мой отец и учитель?»

21 августа, 09:50

Я помню, когда отдали дело днепропетровского раввина, р. Леви-Ицхака Шнеерсона, я готовил его к публикации в «Лехаиме».

Тогда, кстати, и обнаружилась эта фотография. Там есть ещё и в профиль. Ермолку дорисовали потом. До этого была известна только одна его фотография — глубокого старика. Когда Ребе привезли позднюю фотографию, на обороте он подписал «Мой отец и учитель?». Между ними — около трёх лет. И допросы, и тюрьма, и страшная ссылка в Чиили. Голод, одиночество, страх и тревога за сына в оккупированном Днепропетровске.

Один из основных пунктов обвинения — организация выпечки мацы для евреев Украины. И помощь семьям арестованных. Он пишет в жалобах: «Вы же хотите, чтобы советские люди честно занимались своей работой. Моя работа — раввин, и я честно занимался своим делом». Кого эта чистая логика волновала?

От него требовали имена. И он называл. Возмущённый следователь отмечал: этот умер, этот в Палестине.

Он даже для них был слишком немощным, чтобы пустить в расход. И они выслали его в казахстанскую степь.

У него отобрали всё. Но отобрать Тору у него было невозможно. И ТАМ он писал свой комментарий к ней. Почти до самой смерти.

Сегодня — 75 лет со дня кончины великого праведника рабби Леви-Ицхак Шнеерсона. Пусть его страдания и его праведность будут защитой его народу!

Поделиться
Отправить

Обеты, аскеты

2 августа, 17:02

В недельной главе Моше передаёт главам колен правила отмены обетов. Надо сказать, что иудаизм к дополнительным ограничениям, добровольно принятым на себя человекам, относится с глухой настороженностью. «Тебе мало того, что запретила Тора?!»

Но почему? Что плохого в аскетизме? Может, наоборот, хорошо пройти эту жизнь, не затронув душу плотскостью?

Есть своя логика в том, что эта тема обсуждается перед входом в Землю Израиля. Впереди пот и кровь, посевы и коммерция. И естественная реакция — оградиться от всего этого, запереться в «духовность».

Вот, кстати, колена Реувена и Гада ровно про то же: «Не переводи нас через Иордан!»

И это не страх и не лень, это, как уже было сказано, естественная реакция «поколения Знания». Заметим, не первый раз именно так они реагируют на светлое будущее «по ту сторону Иордана».
Но, узнав, что они при этом готовы участвовать по необходимости в общем деле народа Израиля, «поспешно выступим впереди сынов Израиля — и приведем их на место, [уготованное] для них», Моше согласился.

Да, твой личный духовный путь важен, ты можешь и должен думать о своей душе, но не за счёт общества! Выполнив свой долг перед своим народом, можешь вернуться к себе. Но не раньше.

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Мотивы Пинхаса

26 июля, 17:10

Неоднозначный персонаж. Если эта читательская характеристика имеет какой-то смысл, то она будто создана для Пинхаса.

Факты, только факты: на глазах у всех в более чем табуированном обществе происходит разврат. Развратник — не кто-нибудь, а глава колена. Все это в пустыне, где Всевышний с ними говорил. Ужасно и страшно: Б-г уже не раз карал народ за подобное. И вот сейчас — мор. А что делать, непонятно. Никому, кроме Пинхаса. Он врывается в шатёр распутного высокопоставленного чиновника, и поражает его копьем. Вполне библейский накал страстей. И мор прекращается. Кажется, те, кому было ужасно и страшно, должны быть благодарны Пинхасу.

Но возникает ряд вопросов. Моисей не знал, что делать, многие другие авторитетные люди замешкались, а этот полез поперёк батьки в пекло. Откуда прыть? Пошушукались и решили: дело в генах — среди его предков были жестокие люди, и парню пролить кровь — как два пальца Черчиллю поднять.

Тогда вмешался Сам. Генетика, говорите? Да, это она, но не туда смотрите. Решительность его была следствием генов деда Аарона-Первосвященника, который искал мира между ссорящимися — так и Пинхас помирил Меня с вами.

История эта — про мотивы. Если ты видишь, что кто-то сделал нечто хорошее, зачем искать плохое, что за этим стоит? Завидуй молча, если сам такого не совершил. Подтягивайся, становись лучше — пусть это будет мотиватором, а не поводом для сплетен.

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Выбор редакции