Борух Горин

Чё-то я запутался.

Трамп удивляется после очередного скандала с монструозными конгрессвуменками из демократической партии: как это евреи могут голосовать за демократов. Это либо, говорит, плохая информированность, либо нелояльность.

Нелояльность кому? Ну, очевидно, еврейским интересам. То есть, по сути дела, самый твитанутый президент обвиняет американских евреев в отсутствии двойной лояльности. Примерно, как моя бабушка говорила: ви дос вэт зайн фар ди йидн, как это будет для евреев?

Президент США с менталитетом еврейской бабушки, да ещё и нью-йоркской, это, конечно, немного курьезно. Он, вон, в Данию отказался ехать, потому что зачем встречаться с клиентом, который не хочет продать недвижимость — Гренландию.

Но каким-то невообразимым логическим построением в этой его местечковой тираде объекты тирады таки усмотрели обвинение в двойной лояльности! Как?!

Я, если что, за то, чтобы у человека было много лояльностей — жене, детям, семье, предкам, принципам. Ну и родине, конечно. Какая-то очень многосторонняя лояльность получается, так и мы не одноклеточные.

Поделиться
Отправить

«Мой отец и учитель?»

21 августа, 09:50

Я помню, когда отдали дело днепропетровского раввина, р. Леви-Ицхака Шнеерсона, я готовил его к публикации в «Лехаиме».

Тогда, кстати, и обнаружилась эта фотография. Там есть ещё и в профиль. Ермолку дорисовали потом. До этого была известна только одна его фотография — глубокого старика. Когда Ребе привезли позднюю фотографию, на обороте он подписал «Мой отец и учитель?». Между ними — около трёх лет. И допросы, и тюрьма, и страшная ссылка в Чиили. Голод, одиночество, страх и тревога за сына в оккупированном Днепропетровске.

Один из основных пунктов обвинения — организация выпечки мацы для евреев Украины. И помощь семьям арестованных. Он пишет в жалобах: «Вы же хотите, чтобы советские люди честно занимались своей работой. Моя работа — раввин, и я честно занимался своим делом». Кого эта чистая логика волновала?

От него требовали имена. И он называл. Возмущённый следователь отмечал: этот умер, этот в Палестине.

Он даже для них был слишком немощным, чтобы пустить в расход. И они выслали его в казахстанскую степь.

У него отобрали всё. Но отобрать Тору у него было невозможно. И ТАМ он писал свой комментарий к ней. Почти до самой смерти.

Сегодня — 75 лет со дня кончины великого праведника рабби Леви-Ицхак Шнеерсона. Пусть его страдания и его праведность будут защитой его народу!

Поделиться
Отправить

Обеты, аскеты

2 августа, 17:02

В недельной главе Моше передаёт главам колен правила отмены обетов. Надо сказать, что иудаизм к дополнительным ограничениям, добровольно принятым на себя человекам, относится с глухой настороженностью. «Тебе мало того, что запретила Тора?!»

Но почему? Что плохого в аскетизме? Может, наоборот, хорошо пройти эту жизнь, не затронув душу плотскостью?

Есть своя логика в том, что эта тема обсуждается перед входом в Землю Израиля. Впереди пот и кровь, посевы и коммерция. И естественная реакция — оградиться от всего этого, запереться в «духовность».

Вот, кстати, колена Реувена и Гада ровно про то же: «Не переводи нас через Иордан!»

И это не страх и не лень, это, как уже было сказано, естественная реакция «поколения Знания». Заметим, не первый раз именно так они реагируют на светлое будущее «по ту сторону Иордана».
Но, узнав, что они при этом готовы участвовать по необходимости в общем деле народа Израиля, «поспешно выступим впереди сынов Израиля — и приведем их на место, [уготованное] для них», Моше согласился.

Да, твой личный духовный путь важен, ты можешь и должен думать о своей душе, но не за счёт общества! Выполнив свой долг перед своим народом, можешь вернуться к себе. Но не раньше.

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Мотивы Пинхаса

26 июля, 17:10

Неоднозначный персонаж. Если эта читательская характеристика имеет какой-то смысл, то она будто создана для Пинхаса.

Факты, только факты: на глазах у всех в более чем табуированном обществе происходит разврат. Развратник — не кто-нибудь, а глава колена. Все это в пустыне, где Всевышний с ними говорил. Ужасно и страшно: Б-г уже не раз карал народ за подобное. И вот сейчас — мор. А что делать, непонятно. Никому, кроме Пинхаса. Он врывается в шатёр распутного высокопоставленного чиновника, и поражает его копьем. Вполне библейский накал страстей. И мор прекращается. Кажется, те, кому было ужасно и страшно, должны быть благодарны Пинхасу.

Но возникает ряд вопросов. Моисей не знал, что делать, многие другие авторитетные люди замешкались, а этот полез поперёк батьки в пекло. Откуда прыть? Пошушукались и решили: дело в генах — среди его предков были жестокие люди, и парню пролить кровь — как два пальца Черчиллю поднять.

Тогда вмешался Сам. Генетика, говорите? Да, это она, но не туда смотрите. Решительность его была следствием генов деда Аарона-Первосвященника, который искал мира между ссорящимися — так и Пинхас помирил Меня с вами.

История эта — про мотивы. Если ты видишь, что кто-то сделал нечто хорошее, зачем искать плохое, что за этим стоит? Завидуй молча, если сам такого не совершил. Подтягивайся, становись лучше — пусть это будет мотиватором, а не поводом для сплетен.

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Запертая дверь

12 июля, 12:58

В недельной главе рассказывается о ритуале очищения прахом «рыжей коровы» от скверны, вызванной контактом с мертвым телом.

Абсолютно иррациональный закон. Смерть естественно воспринимается человеком как «запорожье», нечто по ту сторону. Противоположность жизни. Так что многочисленные табу, связанные с ней, естественны. Соприкосновение с трупом — высшая степень духовной нечистоты. И поэтому Моисей побледнел, дойдя до законов этого уровня «тумы», нечистоты. Тогда Г-сподь поведал ему пути очищения. Следует найти абсолютно рыжую корову, двухлетку, которую никогда не использовали в хозяйстве. Таких за всю историю было всего девять. Священник ее забивает, потом тушу сжигают, прах разводят в особом жидком растворе, и окроплением из него в дальнейшем «очищают» от скверны.

Довольно дикий ритуал. Сплошная мистика.

Царь Соломон, что был «мудрее всех людей», оставил такую мысль об этой мицве: «Все [заповеди Торы] постиг я. Но глава о рыжей корове, при том, что вникал я в нее, задавался вопросом о сути ее и доискивался, что же за тем стоит, а мудрости моей должно бы на это хватить, – глава эта осталась для меня непостижимой».

В одном из мидрашей говорится, что Моше был единственным человеком, кому было даровано понимание закона о рыжей корове. «Тебе открою Я смысл этого закона; для всех же прочих он будет непостижимой сутью».

Этот закон — архетип заповеди. Мудрецы говорят, что даже мицвот, вполне постижимые разумом, следует исполнять как закон о рыжей корове. Воля Б-жья. Непостижимая.
И понятно, почему. Любые «смыслы» ограничивают. Надо почитать родителей? Спросите у сестёр Хачатурян!

Герой Жаботинского в «Пятеро» говорит: «…А почему нельзя?”. Уверяю вас, что никакая мощность агитации не сравнится, по разъедающему своему действию с этим вопросом. Нравственное равновесие человека искони держится именно только на том, что есть аксиомы: есть запертые двери с надписью “нельзя”. Просто “нельзя”, без объяснений, аксиомы держатся прочно, и двери заперты, и половицы не проваливаются, и обращение планет вокруг солнца совершается по заведенному порядку. Но поставьте только раз этот вопрос: а почему “нельзя”? – и аксиомы рухнут».

Поэтому только Моше было дано «понимание» смысла закона о рыжей корове. Одному, только одному человеку в истории это знание не повредило бы. Даже для мудрейшего царя Соломона эта дверь должна быть заперта.

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Урок Кораха

5 июля, 11:05

Глава «Корах», которую мы читаем на этой неделе, рассказывает, соответственно, о Корахе, главе бунтовщиков против Моше и Аарона. И это, как водится, архетип революционера.

Корах образован, родовит, богат. Речи этого аристократа преисполнены призывами к равенству, к справедливости. А хасидские комментаторы находят в них еще и глубокие сущностные смыслы бытия.

И при этом Мидраш утверждает, что за всем этим стоит зависть и личные обиды.

Это прекрасно совмещается, заметим. Глупо и опасно считать, будто на подлости и мерзости готовы только мелкие душонки. Нет, именно с высоты падают особенно низко.

И это великий урок: даже если ты умен и знатен, как кузен Моисея, берегись — зависть и высокомерие разверзнут перед тобой бездну. Как бы красиво и справедливо ни звучали твои доводы.

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Грех дезертирства

28 июня, 12:15

В недельной главе рассказывается о «грехе разведчиков». Посланные Моисеем в Кнаан, чтобы проверить и доложить о состоянии дел там, они проверили и доложили: «Земля эта хороша весьма-весьма», но не взять ее. Не влезай! Убьет!

Алтер Ребе в «Ликутей Тора» объясняет это странное повторение «весьма-весьма» — они понимали, что Святая Земля преисполнена святости, и боялись, что этот повышенный фон Божественной энергии их убьет.

Были, по-своему, правы — история знала и знает прецеденты аварий такого толка. Но плох тот боец, который, изучив опасность, дезертировал, вместо того, чтобы составить соответствующий план победного наступления.

Мы можем, из лучших побуждений, избегать соприкосновения с материей. Так безопаснее. Но это будет дезертирством. В пустыне всё стабильно, однако из нее всегда надо выходить в мир. И делать его домом Божьим. Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

В нашей главе сыны Израиля получают заповедь принесения Песаха, пасхальной жертвы «во второй год» выхода из Египта. Хронологически эта заповедь была дана до всех событий, описанных ранее в этой книге Пятикнижия, и Раши объясняет, почему ее задвинуло повествование «на потом» — чтобы не обращать внимание на тот компрометирующий факт, что за все время пребывания в пустыне евреи принесли всего одну пасхальную жертву.

Однако сам же Раши в другом месте комментирует, что вообще-то приносить пасхальную жертву следовало только после вхождения в Землю Израиля, так что «во второй год» было нечто исключительное и одноразовое. Но тогда в чем же «компромат»?

Ребе предлагает замечательный ответ. Нет сомнений, что в пустыне не было обязанности приносить Песах, кроме этого исключительного «второго года». Но и на этот раз не все смогли исполнить уникальную заповедь. И далее Тора нам расскажет, что они с этим не смирились. «Почему мы должны быть лишены?» — заявили они Моше. Да, был форс-мажор. Да, «вынужденность Бог прощает», но «почему мы должны быть лишены?» Заповедь это не только обязанность, но и великий дар Божий человеку. И Бог согласился с их логикой, введя дополнительную возможность Песаха — Песах шени, через месяц после основного, для тех, кто был в пути или в состоянии ритуальной нечистоты в первый Песах.

И следовало бы ожидать, что на следующий год народ опять не согласится так просто с лишением себя этого дара, Божьей заповеди. Что станут просить разрешить принести благодарственную жертву за выход из рабства египетского. Но запросов не поступило, и это компрометирующий факт.

Этот комментарий очень важен для понимания правильного подхода к исполнению заповедей Божьих. Можно быть смиренным рабом Божьим, и это великая ступень. Но намного выше ступень сына, исполняющего волю Отца — с радостью и воодушевлением. Что называется, забегая все дороги.

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Следите ли вы за историей Кайла Кашува?

Кашув был среди подростков во время очередной американской школьной бойни — в Парклэнде. Полтора года назад. Тогда многие в очередной раз призвали к ограничению ношения оружия, но Кайл, наоборот, стал активным защитником Второй поправки. Так уж получилось, что это часть вообще правой идеологии. То есть — не все защитники права на ношение ультраправые, но все ультраправые активно за.

Вот и у 16-летнего Кайла это было частью идеологии. А дальше весь набор — убивать н-геров, мочить ж-дов.

В общем, моральный кодекс белого супрематиста в США. Но, — какая неожиданность! — Кайл еврей, а его родители эмигрировали до его рождения из Израиля. Бывает.

А вот сейчас 18-летнего Кайла сначала приняли в Гарвард, а потом из-за найденных записей в социальных сетях двухлетней давности университет отменил это решение.

Ах да — Кайл ещё и горячий сторонник Трампа, и, похоже, именно поэтому Гарвард активно изучал его записи.

Очень многие евреи парня активно поддерживают. Мол, это левацкий террор, дайте Кайлу шанс.

А я вот не знаю — по-моему, типичный случай отношений жабы с гадюкой.

Поделиться
Отправить

Тайна ковчега

14 июня, 17:24

В недельной главе рассказывается, кто и как переносил в пустыне Святилище. 42 перехода с места на место. Собрать, а потом разобрать довольно монументальное сооружение. И, главное, нести его с собой. Частично — на себе. Ковчег, менора и жертвенник.

Зачем? К чему эти мучения? 40 лет в пустыне — шумною толпой.

Наши учителя находили в этом парадигму существования еврейского народа, народа-скитальца. В этих бесконечных скитаниях был смысл и была тайна. Тайна ковчега. Тора должна осветить весь мир. С этим ковчегом на плечах евреи должны были распространиться «на запад, восток, север и юг». Это — смысл. И это тайна существования — Тора сберегла еврейский народ.

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Четвертая книга Торы, которую мы начали читать на этой неделе, в талмудической традиции называется “Книгой чисел”, из-за переписей, о которых в ней рассказывается. И уже в самом начале, в первой главе книги, Раши объясняет смысл этих подсчетов: “Постоянно пересчитывает их [сынов Израиля] из-за Своей любви к ним. Он уже сосчитал их, когда они вышли из Египта . Когда же [многие из них] умерли [из-за поклонения золотому] тельцу, Он вновь сосчитал их, чтобы знали число оставшихся [в живых]. [А теперь], когда Он пожелал, чтобы Шхина пребывала с ними, [Он снова] сосчитал их. В первый [день месяца] Нисан было сделано Святилище, а первого ияра сосчитал их”.

Ну, как пересчитывают сокровища. Но, положа руку на сердце, что за сокровище? Из Египта вышли ох какие разные люди: “Ах, какую рыбу подавали в столовках в Египте!” Некоторые из них даже потом сотворили тельца.

Но — “Пересчитай всех”. Речь идет о душах, о незамутненной сути человеческой. И к ней любовь не перебить ничем.

Сотни тысяч людей, но “как один человек с одним сердцем” стояли они у горы Синай. Такая вот арифметика!

Шабат шалом и веселого праздника получения Торы!

Поделиться
Отправить

Мальчики

6 июня, 11:13

75 лет назад началась Нормандская операция – союзники высадились на пляжи Нормандии.

Однажды в Англии я жил в необычном месте. В Виндзоре. Гостиница располагается в здании бывшей частной школы для мальчиков. В центре школьного парка памятник “Мальчикам школы, отдавшим свои жизни за свою страну в войну 1914-1918 года”. Ниже – ещё одна табличка: “И тем мальчикам, кто последовал за ними в войну 1939-1945 года”. И списки. Много имён.
Одна школа старой Англии.

В Нью-Йорке от усыпальницы Ребе до могилы моей бабушки по центральной аллее идти совсем недалеко. И вот на этом маленьком отрезке – два захоронения с похожими надписями под именами. 1925-1944, killed in action. Погиб в бою.

Это не военное кладбище, где обычно хоронят погибших солдат. Не захоронения во Франции на участках американских военнослужащих. Это еврейские могилы тех, чьи тела родители привезли домой, чтобы потом лечь рядом со своими мальчиками.

Пусть души их пребывают в райских кущах…

Поделиться
Отправить

Выбор редакции