Борух Горин

Недельная глава требует: «Не обманывайте друг друга и бойся Бога».

Побойся Бога — это знакомые слова. Когда ни в суд не обратиться, ни к совести — побойся Бога, Он всё видит!

Комментаторы именно такой смысл и вкладывают в эту заповедь: когда у тебя просят совета, думай не о своей выгоде, а его, пришедшего к тебе за советом. Отбрось всё личное.

А ведь никто не проверит. Кто знает, что на уме у человека? Никто, кроме него самого. Никто? Бога бойся, Он-то тебя знает.

И это вообще-то главная рефлексия верующего. Не то, как он выглядит в глазах людей — их можно обмануть. Истинность веры проверяется в том, что никто не увидит. Поэтому, быть может, намного важнее поведение человека наедине с собой, чем на людях.

Ребе Рашаб говорил: «Бога не обмануть, людей тоже долго обманывать не получится, обмануть можно только самого себя — а какой смысл обманывать глупца?»

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Умер Герман Вук. Любимец американских военных моряков из-за огромных романов о ВМФ, сам военный моряк во время Второй мировой, для нас, советских евреев, он, конечно, в первую очередь, автор «Это Бог мой», маленькой книжечки о связи евреев с Богом, написанной человеческим языком.

А ещё ему Ребе дал великий урок. Он спросил Ребе, как бороться с ассимиляцией в Америке. Ребе ответил: «Здесь прекрасные евреи — их нельзя заставить делать что-либо, но их можно научить всему!»

104 года без малого было ему. Пусть покоится с миром!

Поделиться
Отправить

Недельная глава рассказывает, среди прочего, о праздниках. Формула на редкость мудреная: «Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в назначенное для них время». Перевод — весьма приблизительный, буквалистика и вовсе сделает текст нечитаемым.

Так или иначе, но этот стих говорит об обязанности бейт-дина, раввинского суда, устанавливать новолуния, високосные года и т.п. То есть — в отличие от шабата, никак не зависящего от воли людей, праздники будут тогда, когда раввины скажут.

И это такой узаконенный волюнтаризм. Удивительно, учитывая любовь евреев к спорам и природный скептицизм по отношению к авторитетам, что календарные войны были кратковременными и бескровными. Но интереснее сам подход — исчисление священных, «Господних» дат отдано на откуп людям. Это они определят, они разделят — что будни, а что праздники.

Мне в этом видится нечто большее, чем календарный казус — фундаментальная основа предназначения человека. Быть «соработником» Бога, изменяя не только реальность нашего низменного мира, но и высший порядок небесных светил. Мы можем! Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

О любви

10 мая, 18:42

Недельная глава содержит в себе «великий принцип» Торы — «Возлюби ближнего, как самого себя».

Самая известная, самая вульгаризированная, самая оболганная фраза Писания.

Как можно повелеть любить? В чем она, любовь, выражается? Инквизиторы тоже любили своих жертв, даруя им «очищение огнём».

Алтер Ребе в Тании учит, что истинная любовь к ближнему недоступна тем, для кого собственная телесность важнее собственной души. Не дано человеку ощущать физически чужую боль, как свою; наслаждаться чужим удовольствием, как своим. А вот «душевный» человек, тот, для кого душа важнее тела, вполне может по-настоящему наслаждаться благополучием ближнего. Но, предупреждает Ребе, уж совсем небесной эта любовь к ближнему быть не должна — следует ее распространить и на телесность, материальное благополучие другого человека.

Собственно, этот поиск себя, души в теле, и есть путь человека на земле. Только полюбив свою душу, человек может «возлюбить ближнего, как самого себя».

Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

В 2018 году Израиль вошёл в первую десятку стран мира по продолжительности жизни. Газа клепала ракеты.

В 2018 году Израиль занял 6 место в рейтинге стран мира по уровню здравоохранения. Газа клепала ракеты.

В 2018 году Израиль занял 19 место в рейтинге стран мира по уровню образования. Газа клепала ракеты.

В 2018 году Израиль уступил только Японии и обошёл Сингапур в рейтинге уровня жизни населения стран Азии. Газа клепала ракеты.

Поделиться
Отправить

Одежды

3 мая, 11:56

Нынешняя (в диаспоре) недельная глава называется «После смерти». Это такая работа над ошибками, приведшими к гибели сыновей Аарона — Надава и Авигу. И мудрецы логично за «принятыми мерами» видят, что именно послужило причиной трагедии.

Тора рассказывает, как и когда должен первосвященник служить в Святая Святых. Не в тот момент, когда захочет, а только в День Искупления. В специальном облачении. И молиться он должен, в частности, за «свой дом». Из этого Талмуд трактует правило, что первосвященник, служащий в Святая Святых в День Искупления, должен быть женатым: только у семейного человека есть «свой дом», своя семья.

Надав и Авигу были святыми в общепринятом смысле этого слова. Отринувшими материальность. Одного Б-га они желали, Святая Святых. Такое стремление не только похвально, но и есть суть святости. Но, стремясь ввысь, мы не должны забывать возвращаться на землю: ведь именно привносить Б-жественность в «нижний мир» — миссия человека. Как? Создавая «специальные одеяния», исполняя заповеди, материальные одежды для Б-жественной души.

Ребе Рашаб говорил, что «не верит в Б-гобоязненность ешиве-бохрим», студентов ешивы. Если у человека нет никаких забот о пропитании, если он круглосуточно находится в стенах ешивы, зачем ему «бояться Б-га»? Мирские заботы — вот вызов, вот борьба. И в этом смысл: жениться, родить детей, содержать семью — и дома, и на работе оставаться Б-гобоязненным человеком.

Очень сложно, но очень надо! Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Будет торжественно, но ничего поделать не могу.

Много в эти дни написано о настоящем героизме — спасении детей, сопротивлении террористу. Счастлив наш народ, что его сыны готовы жизнь положить друг за друга.

Но вот штрих, о котором говорится куда меньше. Всё, террорист сбежал. Кажется, смерть отступила. Тяжелее всех ранен раввин Гольдстейн. Его надо срочно везти в больницу. Но он не поедет, пока не скажет прихожанам главного. Прикрыв талитом зияющие вместо двух указательных пальцев кровоточащие раны на руках, он кричит своим братьям и сёстрам: «Не бойтесь! Не дайте им нас победить. Оставайтесь единой общиной, не разбегайтесь. Когда мы вместе, мы непобедимы. Ам Исроэль хай!»

Знаете, я не верю словам проповедей и воззваний. Я верю в момент истины. Момент истины раввина Исроэль Гольдстейна наступил в этот шабат.

Говорили об одном великом хасиде, что если вскрыть его вены, польётся не кровь, а хасидское учение. Из огнестрельных ран посланника Любавичского Ребе полилась не кровь, а великая миссия — сохранить еврейство. Террорист бежал, но мог остаться страх. Страх быть теми, в кого стреляют. И выход — сбросить с себя эту вечную мишень. Перестать быть евреем.

Посланник Ребе кричит в момент истины: оставайтесь евреями. Счастлив народ, у которого есть такой Ребе и такие его посланники!

Поделиться
Отправить

Не стало Каливского Ребе. Ему было 96.

В 1944 году раввин Менахем-Мендл Тауб был депортирован в Аушвиц. В результате медицинских опытов «доктора» Менгеле он на всю жизнь остался бездетным, у него не росли волосы.

Вся его жизнь после войны была посвящена душам погибших. Он ввел в своей общине дополнительное ежедневное произнесение «Шма, Исроэл» в память о последних словах миллионов жертв. Так же он назвал составленный им сидур. Кроме того, он занимался увековечиванием духовной стойкости евреев в концлагерях и гетто.

Но лучшим памятником этой стойкости был сам Каливский Ребе. Бывший узник, он считал своим долгом регулярно объезжать израильские тюрьмы, и помогать заключенным. Много лет Каливский Ребе писал хасидские нигуним, и пел их на свадьбах. Лишенный возможности вести под хупу собственных детей, он отомстил, неся священную радость чужим детям.

Пусть он будет нам заступником пред Престолом Славы!

Поделиться
Отправить

Лори Гилберт-Кей. 10 августа прошлого года ей исполнилось 60. Она тогда написала на своей странице в фейсбуке: «Бесстрашна в 60! Вступая в новое десятилетие, я преисполнена признанием и благодарностью за то многое, чем меня благословила жизнь. Повторю то, что говорила в 40 и 50:
Жизнь измеряется не количеством сделанных нами вдохов, а количеством моментов, от которых у нас перехватывает дыхание».

По информации ее подруги, когда началась стрельба, Лори, вместо того, чтобы спрятаться, выбежала из женской половины и встала между пулями и раввином, ведущим молитву. Видимо, именно его пытался убить террорист.

Благословенна ее память, да взыщет Господь за ее кровь!

 

Раввин Исроэл Гольдстейн. Получивший пули в кисти обеих рук, он продолжал свою работу, успокаивая прихожан.  После побоища в новозеландских мечетях раввин Гольдстейн написал: «Ненависть — главный враг человечества». Вчера жертвой ненависти стал он сам, человек, ищущий мира и любви между людьми.

Полнейшего ему выздоровления!

 

Ное Даган 8 лет. Она из Сдерота, городка на юге Израиля на границе с Газой. На Сдерот всю ее жизнь летят ракеты, и родители решили увезти девочку в спокойную Калифорнию. Вчера неонацист ранил Ною. Но Ноя улыбается. Назло всем мерзавцам, которые мечтают убить восьмилетнюю еврейку.

 

Альмог Перец, 31 год. Огнестрельное ранение в ногу. Израильтянин, дядя раненой 8-летней Нои. Когда началась стрельба, он, закрыв собой четверых детей, соседскую девочку и трёх племянниц, вывел их из синагоги. И вернулся туда, чтобы спасти остальных. Шериф Сан-Диего уже назвал израильтянина Альмога «американским героем».

Полного выздоровления!

Поделиться
Отправить

В самом начале седера, пасхальной трапезы, мы, указывая на мацу, скажем: «Вот хлеб бедности, который ели наши предки в Египте». Но маца ведь не только «хлеб бедности»! Более того, в Песах уместнее вспоминать о «хлебе свободы», том, который не успел закваситься из-за скорости «рывка на волю». Так зачем начинать за упокой?

В более общем смысле вызывает вопрос все это отмечание свободы, которой нет. Неужели в душных гетто рассказ об освобождении от рабства в далеком прошлом мог быть актуальным?

Не мог быть, а был, и остаётся. Да, мы продолжаем есть горький хлеб изгнания, хлеб бедности. Но мы уже вышли из Египта. Пускай, выйдя из рабства, мы так и не дошли пока до точки назначения, до истинной Свободы, — но направление задано. Никогда больше дети Израиля не были рабами фараону. Их можно было изгонять и громить, преследовать и уничтожать — но с их духом свободного народа справиться не мог больше никто. Потому что они упрямо твердили: «Сегодня порабощены, а в будущем году — свободные люди!»

Кошерного и веселого праздника свободы!

Поделиться
Отправить

Пульсация вен

12 апреля, 12:39

Недельная глава продолжает излагать законы, касающиеся кожных заболеваний. В частности, белоснежного «баэрет».

Вообще, цвет поражённого участка — один из главных симптомов, отличий этих заболеваний. Это даёт кабале основания для мистических прозрений.

Трактат «Эц Хаим» учит, что духовная причина их — «отдаление света мудрости». Рабби Шнеур-Залман в «Ликутей Тора» раскрывает тему. Телесное это модель метафизического. «Отток крови», таким образом, символизирует отсутствие высшей мудрости.

Так бывает: человек испытывает глубокие внутренние переживания, подъем, но это так и остаётся в нем — его образ жизни, поведение не затронуты, нет в них пульсации вен. Кровь не потекла по жилам, белоснежная скатерть вместо живой ткани.

Рецепт — действуй. Не оставайся в тюрьме чувств и размышлений. Дай душе повлиять на тело. Не жди перемен, а меняйся. Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Наша недельная глава посвящена ритуальной чистоте человека. Тема эта, центральная для храмового иудаизма, отошла после разрушения Храма, в основном, в область теории — настолько, что большая часть знаний о кожных заболеваниях, упомянутых в Торе, утеряна. Мы, вслед за переводчиками, именуем их, например, проказой или лепрой, но есть все основания считать, что это ошибка.

Логично, что не знаем. Очевидно, что для Торы в этой теме не медицинская сторона вопроса суть. Эти заболевания были сигнальной системой — совершившийся грех влек за собой немедленный знак, предупреждение Небес: стоп, одумайся. Людей, поражённых определенными видами кожных заболеваний, следовало до выздоровления изолировать в своего рода диспансеры. Время и место для очищения.

Нет у нас больше такой прямой связи. Мы блуждаем в потёмках, плохо отличая прямоту от клеветы, честность от злословия. Подлость и безжалостность с успехом рядятся в белые одежды благочестия.

Но, читая эти главы Торы, хорошо бы остановиться и задуматься — если бы и сейчас система обнаружения грехов работала, как бы я выглядел?

Нельзя мириться с потерей сигнала, надо самим выходить на связь — со своей совестью, со своей душой, с Б-гом. Шабат шалом!

Поделиться
Отправить

Выбор редакции