«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.
Эта глава полностью посвящена событиям, происшедшим после ухода из этого мира нашей праматери Сары: покупке участка земли для ее захоронения; женитьбе Ицхака на Ривке, которая стала утешением Ицхаку после смерти его матери; потомкам Ишмаэля.
Но название главы «Жизнь Сары», казалось бы, вовсе не соответствует своему содержанию, ведь все, что в ней представлено, произошло после смерти жены Авраама. Как известно, названия глав Торы очень точны и всегда тесно связаны с тем, что в них описано. Какой же смысл заложен в названии «Хаей Сара»?
Истинная жизнь вечна. Она не прекращается с уходом человека из этого мира, продолжается в его потомках и, в более глобальном смысле, в событиях, происходящих в мире. С этой точки зрения именно события, происходящие после смерти, больше раскрывают смысл жизни.
В этой главе, повествующей о событиях, развивавшихся после смерти Сары, нам указывается на вечность ее жизни. Мы с удовлетворением узнаем, что Ривка продолжает идти по путям Сары.
Все молитвы Сары при ее жизни были обращены на то, чтобы ее единственный сын получил благословение Всевышнего и его потомки стали «народом священников». Авраам же был отцом и других народов, потомков Ишмаэля. Для него было столь же важно будущее потомков и других детей, не только Ицхака. Когда Сара возжелала изгнать из дома «сына служанки» Ишмаэля, Авраам был весьма обеспокоен этим и молился за благополучие своего первенца.
Начинается глава с рассказа о покупке пещеры Махпела, в которой были похоронены Адам и Хава, праотцы всего рода человеческого. Это место Авраам выбрал для захоронения своей жены Сары. В дальнейшем около него были похоронены праотцы и праматери еврейского народа. Тем самым исполнились молитвы Сары о благословении ее потомков.
Элиэйзер, лучший из учеников Авраама, о котором сказано, что он «поил учением своего учителя других», не удостоился того, чтобы учитель женил своего сына Ицхака на его дочери. Как объяснил сам Авраам: «Сын мой благословен, ты же проклят, и проклятый не прилепится к благословенному».
И сказано в той же главе: «…отдал Авраам все, что было у него, Ицхаку».
Таким образом, исполнились все желания Сары, видевшей в Ицхаке собственное продолжение и молившей Всевышнего о благословении своего сына.
(Опубликовано в № 79, ноябрь 1998)