Способность превозмочь
В трудные жизненные моменты многие черпали силу и утешение в принципиальной и стимулирующей концепции Ребе, в основу которой легли слова Талмуда: «Всевышний не требует невозможного от Своих созданий» .
Так же как невозможно представить, что любящие родители дадут ребенку задание, заведомо непосильное, Всевышний, наш любящий Отец, никогда не ставит перед нами задач, с которыми мы не в силах справиться.
Ребе развил эту мысль: по его словам, чем тяжелее трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, тем больше внутренних сил нам дано, чтобы их преодолеть. Как красноречиво свидетельствует следующая история, любые испытания, по мнению рабби Шнеерсона, являются свидетельствами внутренней силы, а не слабости.
Однажды традиционный еврей, у которого возникла связь, запрещенная Торой, пришел к Ребе, чтобы поделиться своими религиозными затруднениями. Изложив дело, он замолчал, ожидая упреков в том, какой страшный грех он совершил. Некоторое время рабби Шнеерсон тоже молчал, а затем произнес: «Я вам завидую».
Молодому человеку показалось, что он ослышался: «Ребе, человек, достигший такого высокого духовного уровня, завидует МНЕ?» Ребе между тем продолжал: «В жизни любого человека много лестниц, у каждого они свои. Эти лестницы — жизненные трудности и сложный выбор, предназначенные нам. Испытания, с которыми мы сталкиваемся, помогают подняться на более высокий духовный уровень: чем сложнее испытание, тем выше лестница.
Б‑г послал вам трудное испытание, ибо верит, что вы справитесь; Он дал вам достаточно сил для этого. Только самым сильным предлагают такую лестницу, как вам. Вот почему я вам завидую» .
О том же Ребе написал молодому человеку, который в своем письме к нему рассказал о сложных моральных и религиозных проблемах, с которыми столкнулся.
С Б‑жьей помощью
25 швата 5746 (4 февраля 1986)
Бруклин, Нью‑Йорк
Мир и благословение
Я получил Ваше письмо от 26 января, в котором Вы пишете о серьезной проблеме.
Как Вы и просили, я помяну Вас в своих молитвах и попрошу, чтобы Ваши сокровенные желания исполнились.
Не нужно объяснять, что человек, страдающий подобными или более сложными неврологическими проблемами, может спросить: почему Б‑г создал меня с таким сильным побуждением, которое противоречит Его нравственным законам? Почему эта проблема возникла именно у меня — ведь я искренне хочу следовать Его заповедям?
Ни один человек не в силах ответить на эти вопросы. Только сам Бог‑Творец знает ответ. Есть, однако, одно соображение, которое способно прояснить вопрос «почему именно я?». Если человек столкнулся с определенной трудностью, испытанием, [сложной] ситуацией и т. д., можно предположить, что Всевышний наделил его дополнительными силами, необходимыми, чтобы справиться именно с этой сложной проблемой. При этом подчас сам человек не знает о своих внутренних силах. В этом случае испытание преследует одну‑единственную цель: открыть человеку глаза на его скрытые способности, которые, когда проблема будет решена, он может добавить в «арсенал» известных ему способностей, чтобы достичь в жизни большего — на благо себе и окружающим.
Маймонид, автор «Путеводителя растерянных», который также считался величайшим врачом своего времени, писал в своем знаменитом законодательном кодексе «Мишне Тора»: «У каждого человека есть свобода выбора: если хочет идти по правильной дороге и быть праведником — имеет возможность это сделать, и если хочет свернуть на дурную дорогу и быть злодеем — имеет возможность это сделать. Об этом сказано в Торе: “Вот, стал человек как один из нас, знающим добро и зло” (Берешит, 3:22). То есть человеку нет подобного в материальном мире в том отношении, что человек сознанием своим отличает плохое от хорошего и действует в соответствии со своей волей, и нет ничего, что могло бы удержать его от совершения хорошего или дурного поступка» . Посмотрите там подробнее.
Ребе неоднократно повторял , что концепция, согласно которой Б‑г не посылает людям испытаний, которые те не смогут выдержать, относится ко всем жизненным областям.
Летом 1976 года Армия обороны Израиля оплатила поездку в США для группы ветеранов‑инвалидов. Когда группа была в Нью‑Йорке, один любавичский хасид пришел в гостиницу и предложил ветеранам встретиться с Ребе. Предложение было с радостью принято, вопросы с доставкой ветеранов в штаб‑квартиру Хабада (многие из них передвигались на инвалидных креслах‑каталках) удалось быстро решить, и вскоре израильтяне оказались в знаменитой большой синагоге, расположенной в подвале здания по адресу Истерн Парквей, 770.
Извинившись перед ветеранами за свой ашкеназский иврит, отличающийся от современного израильского произношения, рабби Шнеерсон произнес короткую речь, в частности сказав: «Если человек лишился органа или какой‑то способности, это свидетельствует, что Всевышний дал ему особую силу, чтобы преодолеть это ограничение; силу, превосходящую возможности обычного человека. Поэтому вы ни в коем случае не “увечные” и не “инвалиды”, но, напротив, особые, неповторимые люди — у вас есть потенциал, которого нет ни у кого из нас. Поэтому, — продолжил Ребе с улыбкой, — хотя это и не мое дело, но евреи славятся тем, что высказывают свое мнение по вопросам, которые их не касаются, мне кажется, что вас следует называть не нехей Исраэль (“инвалиды Израиля”), но мецуяней Исраэль (“выдающиеся люди Израиля”)» .
Произнеся эту речь, рабби Шнеерсон подошел к ветеранам и, переходя от одного кресла‑каталки к другому, пожал всем руки и сказал каждому несколько теплых слов. Кроме того, он вручил каждому долларовую банкноту, чтобы получатель отдал ее на благотворительность, сделав его «партнером» в деле исполнения этой заповеди.
Ребе был глубоко убежден, что к каждой трудности, какой бы непреодолимой она ни казалась, прилагается соразмерный запас внутренних сил и мужества, позволяющий нам заглянуть глубоко в себя и обрести упорство и настойчивость, необходимые для того, чтобы решить проблему и жить дальше. Рабби Шнеерсон учил, что проблема — это приглашение к действию, а жизненные трудности существуют для того, чтобы мы открыли самые глубокие и возвышенные составляющие элементы своего «я».
Уважение к воле покойного
Ребе многократно повторял, что души усопших продолжают участвовать в жизни оставшихся на земле.
В одном из писем он сообщал о важности этой миссии — что, глядя с небес на землю, погибшие отцы и мужья будут рады узнать, что их жены и дети окружены заботой. Главное для павшего солдата, писал Ребе, быть уверенным, что его дети вырастут достойными людьми .
Однако интерес к жизни оставшихся на земле касается не только духовных и религиозных вопросов, но также радостей и трудностей повседневной жизни.
«Душа сохраняет все свои способности и, как сказано в наших святых книгах, реагирует на поступки и чувства своих родственников, разделяя их радости и горести… Она молится и заступается за родных и близких, оставшихся на земле» , — писал Ребе.
Эту же мысль Ребе высказал и в другом письме, адресованном женщине, потерявшей одного из своих сыновей, — Ребе сообщили, что брат покойного от горя стал угрюмым затворником:
Поскольку состояние Вашего сына является следствием того, что произошло с его братом, постарайтесь мягко объяснить ему, что, согласно нашей религии, душа бессмертна и сохраняет связь с семьей, а потому его скорбь и затворничество совсем не радуют его любимого брата .
Из истории, приведенной далее, мы видим, что рабби Шнеерсон призывал людей учитывать интересы и желания тех, кто покинул этот мир.
Когда рабби Моше Феллеру, главному посланнику Хабада в Миннесоте, было двадцать четыре года, его мать скончалась. Через несколько лет Ребе попросил рабби Давида Раскина познакомить отца рабби Феллера с вдовой по фамилии Гросс. Они встретились и решили пожениться. Незадолго до свадьбы Ребе неожиданно послал Моше Феллеру записку. Понимая, что молодому человеку может быть неприятно, что другая женщина станет женой его отца, рабби Шнеерсон написал: «Знай, что, женившись снова, твой отец порадует твою мать, благословенной памяти, поскольку у него снова появится спутница жизни, которая станет о нем заботиться, а это именно то, чего она хочет» .
В записке молодому рабби Феллеру Ребе затронул тему, нередко болезненную для детей, потерявших одного из родителей, — когда другой решает снова вступить в брак. «Не причинит ли это боль душе умершего родителя? Может быть, мама (папа) расстроится или даже станет ревновать, если бывший супруг (супруга) найдет себе новую пару?»
Из записки, которую рабби Шнеерсон написал Феллеру, следует, что в тот момент, когда душа покидает тело и физический мир, она освобождается от всех человеческих слабостей, влиявших на ее восприятие и чувства во время нахождения на земле. И поскольку над душой больше не властны пустые и эгоистические страхи, связанные с условиями земной жизни, она чувствует радость, видя, что у родных людей все хорошо.
Каждый Суккот рабби Берл Раскин и его жена Эстер приглашают любавичских хасидов Краун‑Хайтс (Бруклин) в свою сукку, чтобы принять участие в кидуше , сопровождаемом обильным угощением, и праздничных посиделках. Однако в год, когда умер отец Эстер рабби Янкель Липскер, женщине показалось неуместным устраивать столь шумное и веселое празднество. Когда Ребе узнал, что в этом году кидуша у Раскиных не будет, он сказал: «Наоборот! Реб Янкель, который пребывает сейчас в раю, придет к вам в сукку, как он это делал, пока был жив, — и что же, там не будет никого, кто скажет лехаим? Поэтому сейчас нужно не просто сделать кидуш — нужно провести его масштабнее, чем в прежние годы!»
Самому Ребе также довелось следовать этому принципу — когда умерла его любимая жена Хая‑Мушка.
Доктор Роберт Фельдман, лечащий врач Хаи‑Мушки, подружился со своей пациенткой и часто бывал у нее в гостях. Незадолго до кончины ребецн дочь доктора Фельдмана Сара обручилась со своим будущим мужем Леви Шем‑Товом. Хаю‑Мушку, давшую девушке несколько материнских советов, пока та встречалась со своим суженым, очень обрадовала эта новость. Будущие супруги собирались вместе посетить Хаю‑Мушку, однако ребецн скончалась прежде, чем этот визит состоялся.
По окончании семидневного траура по своей супруге Ребе послал за доктором Фельдманом. «Скажите, когда будут праздновать помолвку?» — спросил он.
Вопрос оказался непростым. Первоначальная дата приходилась на период тридцатидневного траура по Хае‑Мушке. Однако перенести празднество на более позднюю дату оказалось непросто.
Прежде чем доктор Фельдман успел ответить, рабби Шнеерсон произнес: «Помолвка должна состояться в тот самый день, на который была назначена! А праздник проведите с бо́льшим размахом, нежели планировалось ранее!»
Изначально Фельдман предполагал провести скромный прием в своем доме. Однако Ребе настаивал, чтобы помолвку отпраздновали в зале торжеств, с живой музыкой, красивой посудой, «а самое главное — чтобы было много радости». Затем Ребе с огромным чувством и теплом произнес: «Это необходимо сделать, поскольку моя жена хотела, чтобы все происходило именно так… Она очень обрадуется» .
Согласно учению Ребе, печальные обстоятельства — не повод отменять или откладывать торжество. Напротив, следует приложить усилия, чтобы оно прошло как можно веселее и радостнее, поскольку так хотят те, кого уже нет с нами.