Послания Любавичского Ребе

Время утешать

Мендл Калменсон 5 сентября 2019
Поделиться

3 нисана 5738 (10 апреля 1978) года

Бруклин, Нью‑Йорк

Мир и благословение

Я получил Ваше письмо, в котором Вы пишете о том, что произошло в Вашей семье, и спрашиваете, как могло случиться такое несчастье, если ни в своих поступках, ни в своем поведении Вы не находите ничего, чем могли это заслужить.

Я уверен, Вам не нужно объяснять, что вопрос «почему страдают праведники и благоденствуют нечестивцы» был задан еще нашим учителем Моше, который получил Тору из уст Всевышнего и передал еврейскому народу, чтобы она стала наследием всех и каждого еврея на все времена. Возможно, Вы также знаете, что вся книга Иова посвящена именно этой проблеме и что этот вопрос обсуждается по сей день.

Смысл ответа, который предложили наши мудрецы, можно объяснить на следующем примере: маленький ребенок не всегда понимает, почему его отец, такой мудрый и добрый человек, иногда причиняет ему боль и заставляет его плакать. Никого не удивит, что ребенок не понимает своего отца, хотя вся разница между ними — в возрасте и развитии. В то же время ребенок инстинктивно чувствует и знает, что отец его любит и делает все исключительно для его же блага, а не ради какого‑то другого ребенка или собственных интересов. Ведь совершенно немыслимо, чтобы отец, у которого есть один‑единственный сын, причинил ему боль ради чужака или собственного блага.

Иллюстрация Уильяма Блейка «Благополучие возвращается к Иову и его семье» из серии «Книга Иова» 1805–1825.

Если это справедливо в отношении отца и сына, отличающихся, как уже было сказано, только возрастом и развитием, то это тем более верно, когда речь идет о сотворенном существе и его Создателе, ибо разница между ними абсолютна и непреодолима. Воистину, было бы удивительно, если бы человек понимал пути Творца помимо тех аспектов Б‑жественного провидения, которые Б‑г, в Своей милости, сам ему открыл, причем в очень ограниченном объеме. Более того, Тора, которую называют Торой Жизни и Истинной Торой, заверяет нас, что когда евреи действительно уповают на Г‑спода, чье Провидение не забывает никого из нас и являющегося воплощением блага (а в природе доброго — творить добро), то это само по себе поможет нам лучше понять пути Всевышнего и в то же время удостоиться Б‑жественного благословения в виде явного и осязаемого блага.

Как было выше сказано, то, что над этим вопросом ломал голову уже наш учитель Моше, ни в малейшей мере не отражается ни на простой вере в Б‑га, ни на соблюдении в повседневной жизни заповедей Торы. Это касается всех евреев во всех поколениях.

Очевидно, не нужно объяснять, что Ваш вопрос, возникший в определенных жизненных обстоятельствах, может быть задан в связи с долгой историей страданий [еврейского] народа, который 1900 с лишним лет находится в изгнании. Тем не менее, невзирая на все гонения, мученичество и страдания, евреи продолжали держаться Торы и соблюдать заповеди. И все это не ослабило их веры и не лишило надежды на полное и окончательное Избавление, которое принесет праведный Машиах, когда станет очевидно, что долгое и мрачное изгнание было не чем иным, как скрытым благословением.

Поскольку приближается Песах, праздник освобождения, посылаю Вам искреннее пожелание веселого и кошерного Песаха, чтобы Вы совершенно освободились от всего, что мешает служить Б‑гу искренне и в радости.

С благословением.

Письмо о мезузе

Рош ходеш элуль 5736 (август 1976) года

Бруклин, Нью‑Йорк

Ко всем еврейским матерям и дочерям повсеместно, да благословит вас Всевышний.

В свете последних событий — захвата и спасения заложников, которых держали в Уганде, и теракта в стамбульском аэропорту — необходимо понять, что все эти происшествия указывают, что евреи должны как можно раньше принять все необходимые меры для обеспечения собственной безопасности и защиты. В первую очередь это относится к нашей духовной жизни, служащей каналом получения Б‑жественных благословений, касающихся всех аспектов материальной жизни и необходимых в том числе, чтобы чувствовать себя в безопасности от врагов и избежать нежелательных происшествий, Б‑же сохрани.

Следует понять, что эти события словно говорят нам: евреи должны как можно скорее укрепить все аспекты своей безопасности и защиты: первое и самое главное — аспекты духовной жизни, которая является каналом для получения Б‑жественного благословения, а также аспекты материальной жизни, а именно: изучать и понимать истинные пути и средства, необходимые для того, чтобы следовать естественному порядку вещей, и достичь в этих усилиях полного успеха согласно Б‑жественному обещанию: «Всевышний, Б‑г твой, благословит тебя во всем, что ты делаешь». Все это — для того, чтобы защитить и обезопасить себя от врагов и избавиться от любых неприятностей, да убережет Всевышний.

Серебряная мезуза. Италия. Конец XIX века.

Происшедшие события должны служить напоминанием и уроком для каждого из нас, а особенно для еврейских женщин и девушек, ибо каждая замужняя еврейская женщина названа в Торе «опорой дома», а каждая пока еще незамужняя девушка является будущей «опорой дома», к чему должна готовить себя с юных лет.

Нынешняя ситуация требует защитить каждый еврейский дом. Известно, что истинной и полной защитой обеспечивает только Всевышний, как сказано: «Г‑сподь защищает город». Чтобы удостоиться подобной защиты, жизнь еврейского дома должна полностью соответствовать всем аспектам Б‑жественной воли. Лишь в этом случае еврейский дом становится жилищем для Шхины — Б‑жественного присутствия, согласно обещанию Всевышнего: «И буду пребывать среди них».

В дополнение Б‑г дал нашему народу особый подарок, который способен защитить еврейский дом: заповедь мезузы, о которой совершенно ясно сказали наши мудрецы: «…дом, защищенный мезузой…»

Кроме того, мезуза защищает всех домочадцев не только когда они находятся в самом доме, но и когда они покидают его. Как сказано: «Б‑г охранит тебя при выходе твоем и при входе, отныне и навсегда». В наших священных книгах говорится, что буквы Б‑жественного имени (Шин‑Далет‑Йуд), написанные на обратной стороне пергамента, являются аббревиатурой фразы «Страж дверей еврейского дома».

Уместно также напомнить о том (и это — известная концепция святого учения хасидизма), что все евреи представляют собой единое тело и, подобно его органам, неразрывно связаны друг с другом. Поэтому следует знать, что каждая мезуза — гарантия Б‑жественной защиты не только для какого‑либо конкретного еврейского дома с домочадцами и со всем, что в нем находится. Каждая кошерная мезуза, прикрепляемая к косяку двери каждого еврейского дома, несет гарантию Б‑жественной защиты для всего нашего народа, где бы мы ни находились.

Учитывая, что каждая еврейская мать — «опора дома», а каждая еврейская дочь — будущая «опора дома», следует признать, что еврейские женщины обладают особой заслугой в отношении заповеди мезузы и несут ответственность как за то, чтобы кошерная мезуза была прикреплена к каждому косяку двери их дома (где ей положено быть по букве еврейского закона), так и за то, чтобы этой заповеди следовали их еврейские соседи и друзья.

Я надеюсь и молюсь, чтобы вы исполняли все сказанное с воодушевлением и радостью, и это не только принесет успех, но и вдохновит других на исполнение данной заповеди, а это значит, что их заслуги будут хранить и вас.

Настоящее время — наиболее благоприятно как для претворения в жизнь ваших усилий в этой области, так и для получения результата во всех добрых и святых делах. Ведь сейчас начало месяца элуль, время подведения итогов, когда необходимо учесть просчеты уходящего года и подготовиться к наступающему, который принесет добро и благословение для каждого из нас и для всего еврейского народа в целом.

С уважением и благословением на добрую запись в Книгу Жизни и утверждение ее печатью. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Время утешать

Те, кто считает, что постепенное ослабление траура может привести к тому, что душа усопшего обидится, глубоко ошибаются. Дело обстоит прямо противоположным образом: излишняя скорбь родных и близких не идет на пользу душе, пребывающей в мире Истины и видящей, что она стала причиной неправильного поведения их родных и близких, оставшихся на земле. Неправильного — ибо оно не соответствует букве и духу Торы.

Время утешать

Настойчиво требовать, чтобы Машиах пришел прямо сейчас, — именно так Ребе поступал, когда ему казалось, что невозможно понять, почему Б‑г «допустил» ту или иную трагедию. Это позволяло ему излить мучительную боль и горе в искренней молитве, идущей из глубине души; в требовании, чтобы Б‑г наконец понял: Машиах должен прийти прямо сейчас, безотлагательно!

Время утешать

То, что Машиах родился в день разрушения Храма, далеко не случайно, писал Ребе. Напротив, это стало проявлением Б‑жественного принципа: даже когда должно произойти непредвиденное бедствие, Всевышний, чтобы уравновесить это несчастье, заранее готовит путь к утешению.