Послания Любавичского Ребе

Время утешать

Мендл Калменсон 9 августа 2019
Поделиться

14 тевета 5730 (23 декабря 1969) года

Бруклин, Нью‑Йорк

Благословение и мир Письма к мужчинам Ребе неизменно начинал словами «мир и благословение», а письма к женщинам — «благословение и мир».

Я получил Ваше письмо, — к сожалению, в силу обстоятельств не смог ответить сразу, — в котором Вы пишете о кончине Вашей матери, благословенной памяти, и о своих мыслях и чувствах, вызванных этой [трагедией].

Истина состоит в том, что никто из нас ничего не знает о путях Творца, который сотворил всех людей, направляет и следит за каждым из них. Однако нет никаких сомнений, что Он — средоточие добра, а, как гласит известное высказывание, «в природе доброго — творить добро». Если временами человеческий разум не может постичь поступки Всевышнего, в этом нет ничего удивительного. Какое значение может иметь ограниченное, смертное сотворенное существо по сравнению с вечным и бесконечным и особенно по сравнению с абсолютно Вечным и Бесконечным?

Тем не менее Всевышний открыл часть Своей мудрости людям из плоти и крови. Он сделал это с помощью Своей святой Торы, которую называют Учением света и Учением жизни. Иными словами, она освещает наш жизненный путь — насколько наши ограниченные способности могут воспринять этот свет. Поэтому даже в ситуации вроде Вашей или в других подобных случаях мы все‑таки можем что‑то понять в соответствии с тем, что разъяснено в Торе, [Письменной и Устной].

Фактически наше понимание основано на двух законах Торы, касающихся поведения в подобных обстоятельствах. На первый взгляд они противоречат друг другу, хотя и приведены в одном разделе свода еврейских законов Шульхан арух (букв.: «Накрытый стол») — кодекс практических положений Устного закона, составленный рабби Йосефом Каро (1488–1575). — Примеч. ред. . Этот раздел (Йоре деа, 394) начинается словами: «Не следует излишне скорбеть; тот, кто впадает в крайность…» Однако тот же раздел заканчивается так: «Тот, кто не скорбит согласно предписанию мудрецов, — черствый и жестокий человек». Если же скорбеть так естественно, то что плохого в том, чтобы скорбеть больше предписанного? А если излишняя скорбь недопустима, то почему скорбеть меньше положенного считается жестокостью?

Ответ на этот вопрос мы находим в заключительных словах мудрецов (которые приводит и Рамбам): «Следует трепетать и беспокоиться, исследовать свои поступки и каяться».

Несомненно, что душа бессмертна. Соответственно, любая болезнь плоти и крови не может убить душу или уменьшить ее жизненную силу. Она может причинить ущерб только плоти и крови или связи между ними и душой, и даже, Б‑же сохрани, привести к разрыву этой связи. Т. е. смерти. С разрывом этой связи, удерживающей душу в теле, душа возносится и освобождается из темницы тела с ее ограничениями и запретами. Благодаря добрым делам, совершенным в то время, когда она пребывала на земле, в теле, душа восходит на новый, более высокий духовный уровень, нежели тот, на котором она пребывала, прежде чем спуститься в этот мир. Говоря языком мудрецов, душа спускается в мир ради восхождения — восхождения на более высокий уровень.

Поэтому очевидно, что каждый, кто был близок усопшему, каждый, кому он был дорог, должен понимать, что его душа достигла более высокого уровня, чем тот, где она пребывала прежде. Утрата ощущается только здесь, в этом мире, в нашей жизни. Поэтому чем ближе нам был усопший, чем он нам был дороже, тем сильнее наша боль. Ибо мы ощущаем утрату, вызванную тем, что душа покинула тело, что ее больше нет в этом мире.

Смерть является утратой еще в одном смысле: оставшись в этом мире, душа могла бы достичь еще более высокого уровня в соответствии со словами наших мудрецов: «Миг раскаяния и добрые дела в этом мире стоят больше, чем вся наша жизнь в Мире грядущем» (Авот, 4:17).

Таким образом, смерть близкого человека имеет два аспекта, противоречащих друг другу. С одной стороны, это освобождение души из темницы тела и ее восхождение в мир Истины; с другой стороны — боль утраты, упомянутая выше. Именно поэтому у нас есть два закона. С одной стороны, Тора требует скорбеть в течение определенного времени, предписанного мудрецами. Вместе с тем она запрещает чрезмерную скорбь (то есть скорбеть больше положенного срока), а также предписывает, насколько интенсивно следует скорбеть в те или иные дни.

Как уже было сказано, основная причина траура и скорби — ощущение утраты, присущее живущим. Именно в этом заключается смысл предписанного периода траура: оставшимся в живых необходимо понять, чем они заслужили такое горе. Именно им «следует трепетать и беспокоиться, исследовать свои поступки и каяться». С помощью этого достигается еще одна цель: сохраняется связь между живыми и усопшим, ибо душа бессмертна и вечна и она видит и наблюдает за всем, что происходит с теми, кто связан с ней и был ей дорог. Поэтому каждое доброе дело доставляет ей духовное наслаждение, особенно когда речь идет о заслугах тех, кого она учила и воспитала так, что в результате они совершили упомянутое доброе дело. Иными словами, душа причастна к поступкам, совершенным вследствие воспитания, которое она [при жизни] дала своим детям, тем, на кого она смогла повлиять.

Поскольку все изложенное выше является предписаниями Торы, [квинтэссенции] мудрости и воли Всевышнего, исполнение этих предписаний — неотъемлемая часть служения Творцу, о котором сказано: «Служите Г‑споду в радости» (Теилим, 100:2). Предписание Торы также служит источником силы, дающим возможность исполнить эту заповедь. Соответственно, поскольку заповеди Торы предназначены всем и каждому, любой человек в силах их исполнить, причем в соответствии с требованием «служите Г‑споду в радости».

Это касается всех членов семьи. Однако в первую очередь — и это предполагает гораздо большую ответственность — тех, кто может повлиять на других членов семьи, которые видят в них примеры для подражания. Поэтому эта ответственность, прежде всего, ложится на главу семьи и старших детей. В Вашем случае я имею в виду Вас и Вашего отца. Слова «искал и нашел» также применимы и здесь.

Все сказанное в письме является ответом на Ваш вопрос, как облегчить ношу и т. д. Если Вы станете поступать в соответствии с вышеизложенным и сохраните твердую веру в Б‑га, то преуспеете во всех своих начинаниях.

Дай Б‑г, чтобы отныне у Вас были только хорошие новости.

С благословением и пожеланием успехов во всех начинаниях.

М. Шнеерсон

 

Письмо сыну еврея, пережившего Холокост, которого мучили вопросы и сомнения, связанные с Катастрофой

23 швата 5744 (28 января 1984) года

Бруклин, Нью‑Йорк

Мир и благословение

Это ответ на Ваше письмо от 23 января 1984 года, в котором Вы пишете, что родились в Германии в лагере для перемещенных лиц, что Ваши родители пережили Катастрофу. Вы спрашиваете, почему Б‑г допустил Холокост. Несомненно, Вам известно, что существует обширная литература, посвященная этой трагедии и что письмо вряд ли является формой, позволяющей должным образом обсудить этот вопрос. Но поскольку Вы мне писали, я должен Вам ответить, а потому [хочу поделиться с Вами] следующими мыслями.

Как говорили наши мудрецы, все евреи, включая нас с Вами, — «верующие сыны верующих». Глубоко в душе каждый еврей верит в Б‑га, Творца и Владыку вселенной, и что у этого мира есть цель. Всякий разумный человек, наблюдающий, к примеру, Солнечную систему, неизбежно придет к выводу и убеждению, что мироздание не могло возникнуть «случайно». Куда бы мы ни посмотрели, мы видим замысел и цель.

Из этого следует, что у каждого человека тоже есть свое предназначение, особенно когда речь идет о миллионах. Поскольку Создатель сотворил мир с конкретной целью, логично предположить, что Он хочет, чтобы эта цель была достигнута, и сообщил единственному существу, достаточно разумному, чтобы разобраться в таких вещах (т. е. человеку), что это за цель и как ее достичь. Именно в этом состоит жизненное предназначение каждого человека — сделать свою работу, связанную с Б‑жественным замыслом и целью творения. В соответствии со здравым смыслом также можно утверждать, что без Б‑жественного откровения человек не сможет узнать самостоятельно, что это за цель и как ее достичь, — точно так же, как ничтожный компонент огромной сложной системы не может понять ни эту систему в целом, ни тем более ее создателя.

Казимеж, бывший еврейский район Кракова. 1999.

Поясню это на простом примере. Маленький ребенок не в силах понять мысли и поступки великого мыслителя, хотя и тот и другой — люди, и вся разница между ними связана исключительно с разницей в возрасте, образовании и зрелости. Более того, вполне может случиться, что со временем этот ребенок даже превзойдет этого ученого, который когда‑то тоже был маленьким. Так стоит ли удивляться, что человек не в силах понять пути Творца?

Столь же очевидно, что, поскольку у каждого человека есть свое жизненное предназначение, он наделен способностью осуществить его.

Также важно помнить: поскольку у всего сотворенного Б‑гом есть свое предназначения, в мире нет ничего лишнего или, наоборот, недостающего. Это включает и человеческие способности. Из этого следует, что наших способностей, связанных со знанием, временем, энергией и т. д., совершенно достаточно, чтобы исполнить свое жизненное предназначение. И если часть ресурсов используется ради достижения цели, не имеющей отношения к Б‑жественному замыслу, то это будет не просто неправильным использованием или расточительством, но и уменьшит [количество ресурсов, необходимых для достижения] подлинных жизненных целей.

В Торе, которую называют Торой жизни, Б‑г сообщил нам цель сотворения и снабдил всеми сведениями, необходимыми человеку, и прежде всего еврею, для осуществления своего предназначения. Евреи названы в Торе «царством священников и народом святым», поэтому они обязаны соблюдать все заповеди Торы. Неевреи должны соблюдать только семь основных моральных законов (известных как семь заповедей потомков Ноаха), со всеми их разъяснениями и уточнениями, которые являются основой любого человеческого общества, если оно хочет быть гуманным, в соответствии с волей и замыслом Создателя.

Согласно Торе, одним из основных элементов Б‑жественного замысла является то, что Б‑г хочет, чтобы мы осуществляли его по своей воле, а не по принуждению. Поэтому каждый человек волен жить согласно воле Всевышнего или же нарушать ее.

В свете всего сказанного выше вернемся к Вашему вопросу, который волнует многих: как мог Б‑г допустить Катастрофу? На этот вопрос есть лишь один ответ: это знает только Б‑г.

Тем не менее, хотя у нас нет удовлетворительного ответа на пугающий и очень важный вопрос «почему?», человек может и должен жить полноценной деятельной жизнью, бороться за справедливость и проявлять милосердие к тем, кто рядом, и, разумеется, помогать строить мир, в котором не будет места ни Холокосту, ни другим проявлениям жестокости к людям.

Более того, сказанное выше отвечает на другой вопрос: каким должен быть наш отклик на случившееся?

Ответ на этот вопрос очевиден. Для каждого еврея (поскольку евреи больше других пострадали в Катастрофе) главной задачей, за выполнение которой следует взяться со всей настойчивостью и целеустремленностью, должно стать следующее: независимо от того, сколько времени потребуется миру, чтобы залечить раны Холокоста, стараться сделать его подходящим местом для жизни всех людей, независимо от веры и происхождения; я, со своей стороны, сделаю все, что в силах, чтобы исполнить свое жизненное предназначение — искренне и с радостью служить Богу, чтобы сделать наш мир подходящим жилищем не только для людей, но и для Шхины, Б‑жественного присутствия.

Разумеется, на эту тему можно сказать еще очень много. Однако зачем останавливаться на таких печальных материях, если есть так много добрых дел, которые еще нужно сделать?

С благословением.

 

P. S. Понятно, что все сказанное выше может быть принято на рациональном уровне, однако не в силах заглушить боль и смягчить потрясение, особенно если человек лично пережил Катастрофу. И поскольку мы живем в эпоху всеобщей подозрительности, особенно когда дело касается людей, которых мы не знаем лично, возможно, кто‑то скажет: тому, кто эмоционально непричастен ко всему этому, легко рассуждать рационально. Поэтому мне показалось правильным добавить, что я тоже потерял в Катастрофе близких и дорогих мне родственников — бабушку, брата, двоюродных братьев и других, да отомстит Всевышний за их кровь. Однако жизнь, согласно заповедям Всевышнего, должна продолжаться, а [главный] признак жизни — развитие и творческое созидание. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Время утешать

Те, кто считает, что постепенное ослабление траура может привести к тому, что душа усопшего обидится, глубоко ошибаются. Дело обстоит прямо противоположным образом: излишняя скорбь родных и близких не идет на пользу душе, пребывающей в мире Истины и видящей, что она стала причиной неправильного поведения их родных и близких, оставшихся на земле. Неправильного — ибо оно не соответствует букве и духу Торы.

Время утешать

Настойчиво требовать, чтобы Машиах пришел прямо сейчас, — именно так Ребе поступал, когда ему казалось, что невозможно понять, почему Б‑г «допустил» ту или иную трагедию. Это позволяло ему излить мучительную боль и горе в искренней молитве, идущей из глубине души; в требовании, чтобы Б‑г наконец понял: Машиах должен прийти прямо сейчас, безотлагательно!

Время утешать

То, что Машиах родился в день разрушения Храма, далеко не случайно, писал Ребе. Напротив, это стало проявлением Б‑жественного принципа: даже когда должно произойти непредвиденное бедствие, Всевышний, чтобы уравновесить это несчастье, заранее готовит путь к утешению.