Винеровская библиотека в Лондоне — старейший архив Холокоста
Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста
В записных книжках, которые он держал при себе во время двухлетнего заключения в транзитном лагере Терезиенштадт, остались два портрета Филиппа Манеса, немецко‑еврейского бизнесмена начала 20 века, пишет журналист JTA Джейкоб Джуда.
Оба нарисованы незадолго до того, как в октябре 1944 года Манес был депортирован в Освенцим. Но портреты сильно отличаются друг от друга. На одном из них Манес изображен в виде старика с усталыми глазами и дряблой кожей. Другой изображает его как героическую фигуру, подобную Гете, и сопровождается посвящением, в котором Манес описывается как «культурный первопроходец Терезиенштадта».
Посвящение связано с тем, что годы, проведенные Манесом в Терезиенштадте, стали временем расцвета для десятков еврейских интеллектуалов. Манес провел в лагере более 500 лекций, спектаклей и музыкальных представлений, собирая культурнейших евреев со всей Европы для кратких моментов нормальной жизни.
Его записные книжки представляют собой редкое свидетельство о жизни во время Холокоста и входят в число более чем миллиона документов, хранящихся в лондонской Винеровской библиотеке — старейшем в мире архиве Холокоста.
«Это совершенно уникальные документы», — замечает Тоби Симпсон, директор библиотеки, листая страницы одной из записных книжек Манеса.
Симпсон раздвигает две металлические полки в подвале узкого здания архива. Он расположен между двумя другими кирпичными зданиями на оживленной Рассел‑сквер в центре Лондона, почти скрытый от глаз прохожих.
Полки расступаются, как Красное море, и открывают вид на стопки аккуратно подшитых и пронумерованных коробок, содержимое которых отображает рост антисемитизма в Германии начиная с 1920‑х годов и его трагические последствия.
Основанный в 1933 году как Еврейское центральное информационное бюро, которое, в свою очередь, выросло из еще более раннего бюро, руководимого Альфредом Винером в Берлине в 1920‑х годах, этот институт был создан для мониторинга немецкого антисемитизма. Большая часть коллекции собрана до и во время Холокоста.
Тысячи газет, брошюр, фотографий и других документов говорят о том, что исследователи и беженцы, работавшие в институте, считали важным сохранить все то, что характерно для коллекций Холокоста.
«Из‑за этого <коллекция> имеет развивающийся характер, — говорит Симпсон. — Уникальность библиотеки в том, что она возникла во время Холокоста и до него».
Винер, изучавший арабистику, имел награды и был ветераном Первой мировой войны. Он оказался очень обеспокоен антисемитскими теориями заговора, популярными в Германии после Первой мировой, и занялся мониторингом и борьбой с ультраправым подпольем Германии.
Его первая брошюра «Прелюдия к погромам» была опубликована в 1919 году и пророчески предупреждала, что ультраправые и милитаристские течения немецкого общества очарованы идеей организованного насилия против евреев Германии.
Он начал собирать брошюры, книги и листовки, пытаясь отследить нацистов, и открыл свой офис при главном представительном органе немецких евреев.
К середине 1920‑х годов он уже дискутировал с немецкими нацистами — как в печати, так и в публичных дебатах — и в 1925 году написал критические заметки о гитлеровской «Майн кампф».
К тому моменту, когда Гитлер в 1933 году пришел к власти, Винеру было небезопасно оставаться в Германии.
Он перенес все свои операции в Амстердам, откуда его сотрудники «плели» сеть, которая могла давать информацию о еврейской жизни по всему Третьему рейху.
«К тому времени, когда Гитлер пришел к власти, они уже достаточно хорошо понимали, что именно необходимо сохранить, — рассказывает Симпсон. — Они были новаторами в сборе газетных вырезок, ультраправых эфемерных (не предназначенных для долгосрочного хранения) материалов и брошюр. Эти вещи обычно утрачивались в других коллекциях…»
Типичной для коллекции Винера является брошюра, изданная в 1935 году еврейской парой беженцев, путешествовавших на машине по Германии с целью фотографировать антисемитские дорожные знаки. Фотографии, которые были представлены и распространены на мероприятии в Амстердаме в 1935 году, рисуют тревожную картину нацификации Германии. «Евреям здесь не рады!» — кричит один знак. «Братство с евреями ведет к исключению из деревенской общины», — говорится в другом, стоявшем на окраине небольшой деревни.
«Хрустальная ночь» все изменила.
Свидетельства очевидцев хлынули в амстердамский офис Винера от евреев Германии и Австрии. Исследователи — а многие из них бежали вместе с Винером в 1933 году — начали сбор свидетельств: 305 из них оказались в коллекции музея и были включены в отчеты, отправленные политикам и в газеты по всему миру.
«Когда вы сталкиваетесь с документами, — рассказывает Симпсон, — вы видите чувства удивления, паники или даже сомнения, которое пронизывает их».
В 1939 году, предвидя будущие события, Винер перевез свой архив в Лондон и наладил тесные связи с британской еврейской общиной.
На протяжении всей войны Винер и его коллеги собирали информацию, приходящую из Германии и оккупированной нацистами Европы. Они публиковали двухнедельный дайджест информации, полученной от проверенных информаторов, беглецов и газет со всей Европы, — сведения о систематическом разрушении еврейских общин в Европе.
В одном из выпусков Jewish News, в заметке корреспондента JTA в Лондоне, отмечалось: польские эмигранты в Лондоне получали сообщения о «концентрационных лагерях Освенцима».
Освенцим, в котором, как сообщалось, было «всего 15000 заключенных», позже стал известен под немецким названием Аушвиц.
«Иногда у людей возникает неверное представление о том, что никто ничего не знал точно, и только после освобождения концлагеря Берген‑Бельзен было осознано все то, что произошло, — замечает Барбара Варнок, сотрудник библиотеки. — У нас есть материалы, чтобы доказать, что многие сведения о Холокосте доходили до людей в Британии по мере развития».
Информация, собранная Винером и его соратниками до и во время Второй мировой войны, стала частью доказательств, представленных на послевоенных судебных процессах, включая Нюрнбергский трибунал и суд по делу Адольфа Эйхмана в Иерусалиме в 1961 году.
Уже в 1950‑е годы коллеги Винера начали один из самых ранних проектов по сбору свидетельств очевидцев Холокоста по всей Европе. В 1960‑х они предприняли одну из первых попыток собрать свидетельства о геноциде цыган.
В результате было собрано более 1000 свидетельств, что позволило сохранить голоса и воспоминания, которые, как правило, не записывались где‑либо еще.
«Реакции людей постарше, — говорит Варнок, — отличаются от многих послевоенных рассказов, которые давались на судебных процессах или в таком контексте, на который влияли местные обстоятельства».
Несмотря на то, что со временем Холокост отступает все дальше, усилия библиотеки по сбору информации лишь активизируются.
«И к нам по‑прежнему обращаются с пожертвованиями», — сообщает Варнок.
Ныне библиотека стремится стать центром не только просвещения о Холокосте, но и предупреждения об антисемитизме, геноциде и фашизме.
В 2021 году ее партнерский сайт The Holocaust Explained имел более двух миллионов уникальных просмотров из 200 стран мира, что сделало его одним из самых популярных сайтов в мире по вопросам Холокоста.
Регулярно проводятся выставки, лекции и конференции, иллюстрирующие последние исследования Холокоста, проведенные с помощью той сокровищницы документов, которая собрана Винером.
Читальный зал, где хранится часть 85 тыс книг, составляющих фонды библиотеки, свидетельствует о важности материалов Винера для историков. Исследователи изучают здесь документы, принесенные из хранилища, расположенного в подвале.
А на улице шумят студенты соседней Школы африканских и востоковедческих исследований — одного из четырех главных университетов Лондона…
Сотрудники Винеровской библиотеки предлагают молодым ученым циклы бесед и семинаров, таких, например, как еженедельный «Доктор философии и чашка чая».
Библиотека также стала местом хранилища документов и свидетельств о разнообразных иных геноцидах. В последние годы это документы о преследовании езидов в Ираке и Сирии со стороны ИГИЛ (организация запрещена в РФ. — Ред.), о нарушениях прав человека в Мьянме и преступлениях против человечности в Дарфуре — все эти документы были представлены в качестве доказательств в международные трибуналы.
Библиотека иногда выпускает заявления, предупреждающие о проблемах, которые считает актуальными, и тесно сотрудничает с антифашистскими организациями в Великобритании, включая «Надежду, а не ненависть». Так, она пыталась поднять тревогу по поводу антисемитской и ультраправой деятельности в Великобритании.
«Нам нравится думать о себе как о наборе инструментов для других, — заявляет Симпсон. — Мы рассматриваем свою деятельность как часть усилий по противодействию отрицанию Холокоста и различным предрассудкам. Мы понимаем, в чем мы хороши: это снабжение других теми инструментами, которые им нужны. Альфред Винер и основатели нашей коллекции считали себя частью борьбы. Мы исходим из того же и признаем, что другие теперь будут в лучшем положении, чем мы, на другой передовой: например, бросая вызов фашистам».