Моя маленькая внучка спросила меня недавно: «Дедушка, почему в Гугле нет ответа, когда кончится эпидемия?» Прекрасный вопрос! Мы вдруг поняли, что далеко не такие мудрые, как казалось. Век все ускоряющегося прогресса, каждый день новые открытия, новые вещи, новые теории, — но тут появляется один крохотный вирус, и мы обнаруживаем, что не знаем ответа на то, что действительно важно.
Так все‑таки мудрые мы или невежды? Давайте посмотрим, что говорит мишна: «Семь качеств свойственны невежде и семь мудрому: мудрый молчит в присутствии более мудрого и старшего; мудрый не перебивает другого; он не торопится с ответом на вопрос; он спрашивает по существу и точен в своих ответах; сперва отвечает на первый вопрос, потом на второй и дальше по порядку; если он чего‑то не слышал, так и скажет — “не слышал”; признаёт правду. Противоположные качества свойственны невежде».
Возникает несколько вопросов. Почему мишна объявляет сперва «семь качеств невежды», а потом только разбирает качества мудрого человека? Кроме того, в самом начале «Поучений отцов» уже цитировалась книга Мишлей: «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека». Что принципиально нового сообщает наша мишна? И, наконец, почему именно перечисленные качества характеризуют мудреца? А как же знания, как же изучение Торы?..
Ответ мы находим в Торе и у мудрецов Талмуда. Мудрость, которую Тора от нас ожидает, это не столько свод знаний (мудрость Торы бесконечна, исчерпать ее невозможно), сколько мудрость действий, мудрость поведения. Не «мудрость для себя», а «мудрость для других», помощь и поддержка ближнего. Наши мудрецы сформулировали это так: «Главное не ответить на вопрос, а ответить человеку!»
На этот счет есть притча о раввине, которого один еврей спросил, можно ли на седере вместо вина пить молоко. Раввин сразу понял причину вопроса: у человека просто нет денег на пасхальное вино. Но сказать такое прямым текстом нельзя — это может унизить! «Ты задал очень сложный вопрос, я смогу на него ответить только после праздника. Так что возьми пока вот это вино, и вернемся к этой теме через неделю», — сказал раввин. И это был не просто самый верный, но самый нужный ответ.
Почему так важно «помолчать в присутствии старшего»? Возможно, он не столько знает, сколько ты, но главное показать ему и всем окружающим, что ты их уважаешь, серьезно воспринимаешь их мнение. Тогда и они к тебе будут относиться с уважением.
Почему не надо перебивать собеседника и торопиться с ответом? По той же причине: спрашивающий может решить, что его не воспринимают всерьез. Вот еще одна притча — о женщине, пришедшей к раввину с несколько наивным вопросом о кашруте. Раввин у нее на глазах просмотрел с полдюжины книг, привел с десяток цитат и в конце концов объяснил женщине, что делать. «Для чего ты столько с ней возился? — удивилась ребецн, когда гостья ушла. — Я бы ей в двух словах объяснила, безо всяких ссылок!» — «Да, но тогда бы она решила, что задала глупый вопрос, застеснялась и больше не пришла бы, даже с серьезными и сложными делами», — ответил раввин.
Почему важно спрашивать по существу? Вопрос — это всегда половина ответа, и мудрый человек задает вопрос, чтобы помочь своему собеседнику разобраться в теме, правильно сформулировать основные положения и, возможно, самому прийти к верной мысли.
Почему надо «сперва отвечать на первый вопрос», а не в том порядке, как вам удобнее? В этом проявляется уважение к собеседнику: если тот задал некий вопрос первым, значит, для него именно этот вопрос самый важный.
Почему надо всегда признавать, что «чего‑то не слышал»? Потому что это показатель скромности — а если скромности нет, никакие знания не помогут.
И, наконец, финальный аккорд: мудрый «признает правду», всегда говорит то, что есть. Об этом — знаменитая хасидская история о Зеэве Кицесе, ученике Бешта, собравшемся в Святую землю. Бааль‑Шем‑Тов благословил его на поездку, но сказал: «Спросят тебя — взвешивай каждое слово и отвечай как есть». В пути Кицес отстал от спутников, оказался в незнакомом городе, и старый еврей пригласил его встретить шабат. За столом хозяин спросил о жизни евреев в его стране. «Да ничего, — ответил хасид, — Б‑г не забывает Своих детей…» Спустя какое‑то время, уже покинув этот город, Кицес сообразил, что нарушил просьбу своего учителя. Он прервал путешествие, вернулся в Меджибож и во всем признался Бааль‑Шем‑Тову. «Что ты наделал! — воскликнул Бешт. — Ведь это тебя пригласил Авраам авину, он каждый день просит Б‑га спасти евреев, дать им окончательное избавление, — скажи ты правду, Г‑сподь уже послал бы нам Машиаха!»
Возвращаясь к нынешней ситуации с коронавирусом и с тем, насколько хватает наших знаний для решения возникающих проблем, надо прежде всего осознать: время дает нам важнейший урок того, как правильно строить отношения с другими людьми. А это и есть настоящая мудрость.