У этой недельной главы и следующей за ней «Микец» есть общая тема: сны. Из «Вайешев» мы узнаем о снах Йосефа, а из «Микец» — о снах фараона. Тот и другой видели по два сна, имеющих общий смысл, но переданный разными символами. Есть ли принципиальное различие между снами Йосефа и фараона, и если да, то в чем оно? Почему каждый сон повторялся? Каково значение символов? На все эти вопросы есть ответ.
ДВОЕ СПЯЩИХ И ЧЕТЫРЕ СНА
В начале этой недельной главы мы узнаем о двух снах Йосефа (Берешит, 37:5‑9). Оба они сообщали об одном: Йосеф будет царствовать. Из первого открывалось, что он возвысится над братьями, и те придут ему поклониться. Во втором в образе солнца и луны предстали Яаков и Бильга, и означал он, что те придут вместе с братьями Йосефа.
Между этой главой и следующей, которая повествует о двух, в сущности, одинаковых снах фараона (Берешит, 41:1‑7), можно провести параллель. И все же в случае с фараоном Тора объясняет, почему его сон повторился дважды: «потому что уготовано это Всесильным, и Всесильный вскоре исполнит это» (Берешит, 41:32). Что же касается сна Йосефа, то объяснения, почему он повторился, нет. Хотя намек на ту дополнительную информацию, которую мы узнаем из второго сна, все же можно усмотреть в первом. Это заставляет предположить, что два подобных сна Йосефа подразумевают и некое различие.
В чем же это различие? Какое значение оно имеет для нас? Как известно, деяния отцов служат знаком для детей их. А дела Йосефа относятся к деяниям праотцев, ведь он был рожден Яаковом, как сказано в начале главы: «Вот родословие Яакова: Йосеф…» (Берешит, 37:2).
СНОПЫ И ЗВЕЗДЫ
Два сна Йосефа отличаются друг от друга следующим. Первый связан с землей: «Вот мы вяжем снопы посреди поля». А во втором речь идет о небесных светилах: «Солнце, Луна и одиннадцать звезд».
Сны фараона связаны только с земными понятиями, причем по нисходящей: от высших — животных («семь коров»), к низшим, то есть растениям («семь колосьев»). У фараона нет связи с небесным царством. И поэтому его сны представляют собой нисходящее движение, «спуск». А сны Йосефа — «подъем» к святости (о связи между этими понятиями, «подъем» и «спуск», применительно к святости, и праздником Ханука,
который всегда совпадает с днями чтения этих глав, см. «Шабат», 21б, и хасидские труды по Хануке).
Это различие между Йосефом и фараоном — пример одной из уникальных особенностей еврея: он всегда связан и с материальным, и с духовным, и с этим миром, и с миром грядущим. Как сказал шестой Любавичский Ребе — Ребе Раяц, когда один из следователей стал угрожать ему пистолетом (он был арестован в СССР в 1927 году): «Этой игрушки боится тот, у кого много богов и всего один мир. Но тому, у кого два мира и один Б‑г, ничего не страшно». Эти два мира — сегодняшний мир и мир грядущий — не разделены во времени. Напротив, еврей связан с высокой духовной реальностью даже здесь, в этом мире. Он находится на «лестнице, стоящей на земле, верх которой достигает неба» (Берешит, 28:12), и в своем служении Всевышнему продвигается от низшей («земля») к высшей («небеса») духовности, всегда шагая только вверх.
ДВА МИРА В ОДНОМ
В Торе все очень значимо, и в каждой детали заложен урок, как строить жизнь. Смысл того, что Йосефу приснились два сна о двух мирах (земле и небесах) в следующем: еврей должен объединять материальное и духовное в одно целое. Между ними не только не должно возникать противоречий, но материальное должно вносить вклад в духовную жизнь настолько, что само проникнется духовностью. Рамбам (Законы Деот, нач. ч. 4) особенно подчеркивает этот момент, когда говорит, что «здоровое и совершенное тело — часть пути к (служению и познанию) Б‑гу».
Для каждого еврея вполне естественна мысль, что удовлетворение его физических потребностей, таких, как еда и питье, происходит во имя Всевышнего.
История о Ребе Шмуэле, четвертом Любавичском Ребе, рассказывает: как‑то раз, тогда двое его сыновей еще были детьми, он разговаривал с ними об особых добродетелях евреев и, чтобы подтвердить свои слова, спросил у слуги:
— Бенцион, ты уже поел?
— Да, — ответил слуга.
— Ты хорошо поел?
— Я, слава Б‑гу, доволен.
— Зачем ты ел?
— Чтобы жить.
— Зачем ты живешь?
— Чтобы быть евреем и исполнять заповеди Б‑га.
Сказав это, слуга погрустнел.
Позже Ребе сказал своим детям: «Видите, у еврея в природе заложено, что он ест, чтобы жить, а живет, чтобы быть евреем и выполнять то, что велел ему Б‑г. Но он все равно тоскует от того, что не достиг конечной истины».
Раз в каждом движении еврея заложен духовный смысл, его действия становятся частичкой святости. Как говорил Бааль‑Шем‑Тов: «Человек находится там, где его стремления».
ЗНАЧЕНИЕ СНОПОВ
Теперь нам ясно, почему Йосефу приснились два сна. Рассмотрим в деталях содержание каждого.
Первый сон начинается словами: «Вот мы вяжем снопы посреди поля». Другими словами, он начинается с описания работы. Этого нет в снах фараона. Там, где властвует порок, работы (то есть аводы, усилий, которые делает человек, служа Б‑гу) может и не быть. Как написано: «В Египте мы ели даром» (Бемидбар, 11:5) (то есть не соблюдая заповедей). Но награда святости — свет Всевышнего — приходит только через совершенное усилие. Значит, чтобы еврею подняться по лестнице с земли к небу, ему с самого начала надо стремиться, чтобы его обычные повседневные дела стремились к святости.
По природе эта работа, как и во сне Йосефа, заключается в связывании снопов (см. Тора ор, 28а). Мы приходим в этот скрытый мир, напоминающий поле, на котором вещи и люди, словно колоски, растут по отдельности, живут врозь, каждый сам в себе и для себя. Считается, что в человеке говорит его животная душа, которая разделяет людей. Но еврей должен преодолевать эти тенденции, объединяя, словно колосья в сноп, разрозненное в одно — служение Всевышнему. Служение, помогающее преодолевать себя и разобщенность.
Во сне, будучи уложены, снопы братьев встали и поклонились снопу Йосефа. Для нас это значит, что следующим шагом в служении Всевышнему должно быть преклонение, подчинение тому, что выше нас. Вместе евреи образуют единое целое, как если бы все они были органами одного тела. И как движения тела могут быть скоординированы только в том случае, если мышцы точно выполняют указания нервной системы, так и духовное состояние общего «тела» евреев зависит от способности «тела» повиноваться своей «голове» — главе поколения (Танья, ч. I, гл. 2). Именно он, глава поколения, учит нас, чтобы все члены общества вместе стремились к достижению верной цели.
На самом деле это подчинение предшествует объединению всех сторон жизни в служении Всевышнему. Способность к совместным действиям — следствие внутреннего подчинения главе поколения. Но на внешнем уровне это происходит, как во сне Йосефа: сначала «соединение», а затем подчинение.
ЗНАЧЕНИЕ ЗВЕЗД
Все это относится к первому сну Йосефа. Служение Б‑гу на этом уровне все еще ограничено земным пространством — физическим существованием человека. И задача еврея состоит в том, чтобы преодолеть эти ограничения, совершив тшуву («раскаяние», точнее, «возвращение»). Настоящая «тшува» совершается тогда, когда «душой он возвращается к Б‑гу, Который ему эту душу дал» (Коелет, 12:7), то есть когда еврейская душа возвратится в первоначальное состояние — то, в каком она была до заключения в тело. Это означает не то, что душа и тело должны быть (не дай Б‑г) разделены или что существование тела неважно. Это значит, что тело не должно скрывать свет души. Именно для этого душа спускается на землю, облекаясь в тело. Приняв этот образ существования, она должна сохранить свою непосредственную связь с Б‑гом.
Вот в чем смысл второго сна Йосефа. Сон рассказывает о еврее, который сумел подняться над служением, привязанным к «земле». Он покинул мир зависти и «разобщенности», состояние, когда кажется, что вещи существуют сами по себе и для себя, и ему уже нет необходимости собирать «осколки» своего существования. Его служение Всевышнему целиком перешло на «небесный» уровень, на путь к возвращению — к первоначальному состоянию души.
Но подчинение «главе» общего «тела» евреев вновь повторяется в этом сне (когда кланяются Солнце, Луна и одиннадцать звезд). Отсюда становится ясным, что к первоисточнику должен обращаться не только «работающий в поле», но и уже достигший небес. Хотя, конечно, ему уже не требуется путеводитель, оберегающий его от скрытых искушений, которыми физическое существование может испытывать душу. Но даже на этом уровне он должен стремиться к гармонии с другими людьми, подчиняясь вместе с остальными духовному лидеру.
СТУПЕНЬКИ ЛЕСТНИЦЫ, ВЕДУЩЕЙ В НЕБЕСА
Таким образом, во снах Йосефа заложена «карта», на которой обозначен путь для каждого. Прежде всего необходимо «поработать в поле», сделать усилие («авода»), чтобы объединить мир разрозненного существования людей в службе Всевышнему («связывание снопов»). И хотя евреев часто называют «сыновьями короля» (Шабат, 67а) или просто «королями» (Брахот, 9б), без приложения этого усилия нам не обойтись. Чтобы заслужить награду святости, надо поработать в этом мире. И мы даже не можем представить, какие награды нас ждут: они будут «найдены», то есть неожиданны, так как намного превысят наши заслуги в этом мире. Написано: «Если кто‑то тебе говорит, что он много работал, но ничего (т. е. никакого вознаграждения) не получил, не верь ему. Если скажет, что получил, ничего не делая, не верь этому. Но если скажет он, что много работал и получил вознаграждение, верь ему» (Мегила, 6б).
Во‑вторых, на любом уровне служения Всевышнему необходимо подчиняться «главе» «тела» еврейского народа.
И в‑третьих, в Пиркей Авот (2:4) сказано: «Подчини свои желания Его воле, чтобы Он подчинил Твоей воле желания других». Другими словами, силы сокрытия этого мира, то есть разобщенности и разрозненности, потеряют свою силу, и для нас раскроется путь к откровению и духовной жизни, то есть жизни Йосефа — праведной жизни.