Уроки Торы II

Уроки Торы II. Ваякгел‑Пкудей

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Сосуд

Зачем мы здесь? Этим вопросом вопросов задаются философы всех направлений, изучающие Тору, и каждый отвечает на него по‑своему.

В Талмуде написано лаконично и ясно: «Я был создан, дабы служить моему Творцу» (Талмуд, Кидушин, 82б).

Этическое учение Мусар определяет цель жизни как усовершенствование личных качеств человека. В Зогаре говорится, что Г‑сподь создал нас «дабы Его творения знали Его» (ч. 2, 42б). Мудрец кабалы рабби Ицхак Лурия («Святой Ари», 1534 — 1572) предложил следующее объяснение творения: Б‑г есть сущность Добра, и в природе добра — даровать добро. Но добро нельзя даровать, если его некому принять. Поэтому Б‑г создал наш мир — чтобы было кому принять Его Добро.

Учение хасидизма объясняет: эти доводы, как и те, что приводятся в других кабалистических и философских трудах, — все то же Б‑жественное желание творить, только выраженное в разнообразных «мирах» или «царствах», сотворенных Б‑гом. Также хасидизм предлагает собственную трактовку этого Б‑жественного желания, говоря, что мы «создаем дом для Б‑га в материальном мире».

 

Дом для Б‑га

Что значит «сделать наш мир домом для Б‑га»?

Главный догмат нашей веры заключается в том, что «вся земля полна славы Его» (Эц Хаим, Шаар а‑Клолим, гл. 1) и «нет места, где Он не присутствует». Следовательно, нам не надо приводить Б‑га в материальный мир — Он уже там. Однако Б‑г может обитать в мире, не ощущая его своим домом.

Быть «дома» — значит находиться в месте, «восприимчивом» к вашему присутствию, устроенном для удовлетворения ваших нужд и желаний. Здесь вы можете быть самим собой, таким, какой есть, в отличие от того, каким вы можете быть в прочих местах.

Материальный мир в своем обычном виде для Б‑га отнюдь не гостеприимная среда. Если можно выделить общее для всего материального, так это присущий ему эгоцентризм — всякая вещь утверждает себя как основу и цель существования. Каждой своей частицей камень провозглашает: «Я есть». Все инстинкты дерева и животного направлены на самосохранение и размножение, что и является для них целью всякого действия. А кто больше человека превратил честолюбие в искусство и самовозвеличивание во всепоглощающий идеал?

Эгоцентризм, себялюбие мешают видеть суть стоящего за ними, а суть такова: творение — не цель, а всего лишь производное своего Творца и Его орудие. Но себялюбие — не случайная или второстепенная примета нашего мира, а его определяющая черта. Так что, дабы сделать наш мир «домом» для Б‑га, мы должны изменить природу этого мира, перестроить его основы: из сущности, ориентированной на самое себя, создать нечто, существующее ради куда более значительных целей.

Мы осуществляем такое изменение всякий раз, когда обращаем материальный объект или духовные усилия на службу Б‑гу: беря ли кусок кожи для изготовления тфилин, отдавая ли банкноту на благотворительность или используя свой разум для изучения главы Торы, — все суть осуществление такого изменения. В своем изначальном состоянии кусок кожи как бы заявляет: «Я существую», но в тфилин это «заявление» уже иное: «Я существую, чтобы служить своему Творцу». Доллар в кармане «нашептывает»: «Жадность прекрасна», а в ящике для пожертвований он «считает» иначе: «Цель жизни — не брать, а давать». Человеческий разум алчет: «Обогащай себя», разум же, изучающий Тору, наставляет: «Познавай Б‑га твоего».

Границы личности

Два основных шага способны привести к тому, чтобы сделать наш мир домом для Б‑га. Первый из них — превращение материальных объектов в «сосуды Б‑жественности» (из куска кожи сделать тфилин, дать деньги на благотворительность, выделить время для изучения Торы), второй — использование этих «сосудов» для служения Б‑жественному (надевать тфилин на руку и голову, использовать пожертвования, чтобы накормить голодных, изучать Тору, дабы познавать Б‑га, и т.д.).

На первый взгляд может показаться, что второй шаг более важный, а первый — всего лишь нечто, его предваряющее. Но, узнавая из Торы, как в нашем мире был построен первый дом для Б‑га — Мишкан, мы уясняем, что основное значение придается строительству «дома», а не собственно его использованию в качестве Б‑жественной обители.

Сооружению Святилища, которое строят дети Израиля в пустыне, посвящена значительная часть книги Шмойс. Тора, зачастую настолько скупая на слова, что многие законы в ней заключены в одном лишь слове или даже букве, на сей раз не скупится на подробности. Пятнадцать материалов, используемых для Святилища, — золото и серебро, и медь, и голубая шерсть, и багряница, и червленица, и лен, и козья шерсть, и шкуры бараньи, окрашенные в красный цвет, и шкуры тахашей, и стволы акации, и масло для меноры, и благовония для масла помазания и ароматного воскурения, и ониксы, и другие камни, вставляемые в эйфод и хошен (Шмойс, 25:3‑7) — перечисляются трижды. Во‑первых, Б‑г перечисляет эти материалы, повелевая Моше построить Мишкан, затем Моше полностью перечисляет их, передавая повеление Б‑га сынам Израиля (там же, 35:5‑9), и в третий раз тот же список приводится, когда Тора рассказывает, как сыны Израиля возносили эти приношения и Б‑г призвал Бецалела возглавить строительство (там же, 22‑35).

Кроме того, восемь раз оговаривается устройство и украшение Святилища: в повелениях Б‑га Моше (там же, 25‑27), в Его повелениях помазать все части Святилища и «сосуды» (30:26‑28), в назначении Б‑гом Бецалела (31:7‑11), в наставлениях Моше народу (35:11‑19), в рассказах о том, как были сделаны части и сосуды Святилища (36:8‑39:32) и все сделанное было представлено Моше (39:33‑41), в повелениях Б‑га Моше воздвигнуть и помазать Святилище (40:3‑11) и, наконец, в рассказе, как Святилище было воздвигнуто (40:18‑33). К тому же дважды упоминается каждая мельчайшая деталь сооружения — от размеров балок и столбов до цвета каждого покрывала: в наставлениях Б‑га Моше и когда говорится о сооружении Святилища.

Целых тринадцать глав посвящено описанию материалов, используемых для сооружения Мишкана, и обучению коэнов (священников), которые должны были осуществлять служение Б‑гу в Мишкане, тогда как на рассказ о сотворении мира в Торе отведена всего одна глава, три — на описание Откровения на горе Синай и одиннадцать — на рассказ об Исходе.

Святилище стало моделью и прототипом всех впоследствии сооруженных на Земле домов для Б‑га. И то, насколько важное значение придается этапу «сооружения» (в сравнении с этапом «воплощения»), подразумевает, что и в нашей жизни очень существенно то, как свои духовные силы мы претворяем в вещи, способные служить Б‑гу. Сделать себя «сосудом» Б‑жественности — это в каком‑то смысле больший подвиг, чем само привнесение Б‑жественности в нашу жизнь.

Именно в этом заключен истинный смысл изменения — превращение из личности, ориентированной на себя самое, в нечто, преданное чему‑то более значительному, чем она сама по себе является.

Если бы Г‑сподь желал просто дружественной среды, Ему не нужно было бы обращаться к материальному миру — мир духовный легко мог быть обращен Ему на службу. Изменение и переориентация происходят на первом этапе, когда из чего‑то материального выковывается инструмент Б‑жественного. На втором этапе различные образы единого Б‑жественного желания творения, воплощенного в различных «мирах» или «царствах» Б‑га, только реализуют уже определенный потенциал, и объект используется в соответствии с его истинным назначением.

Доброе утро!

Вы встречаете человека, еще не принявшего в свою жизнь Б‑га, чьи усилия и способности — сколь бы ни были они успешны и похвальны — остаются в рамках его собственного «я» и личных целей, и вам очень хочется расширить его (ее) горизонты — показать богатство и радость жизни, выходящей за рамки личности человека. Вы хотите надевать вместе с ним тфилин, вместе с ней постигать мудрость Торы… Но эти люди к этому еще не готовы.

Вы знаете: человеку, приученному видеть все сквозь призму собственного «я», чужда идея служения Б‑гу и понимаете: прежде чем ввести его в мир Торы и заповедей, нужно научить его воспринимать Б‑жественность, чувствовать близость к священному. Поэтому, встречаясь на улице с ним или с ней, вы просто улыбаетесь и говорите: «Доброе утро!» и приглашаете к себе домой на чашечку кофе или на ужин в Субботу. Вы говорите о пустяках и пока что не предлагаете неподготовленному человеку попробовать изменить образ жизни, потому что прежде всего нужно обрести его доверие — к вам и к тому, что вы собой представляете.

Вы еще якобы ничего не «сделали», но изменение по сути уже произошло, глубинное и коренное: этот человек стал сосудом Б‑жественности. Конечно, задача сосуда — наполниться, как задача дома — стать обитаемым. Святилище было построено, чтобы быть пристанищем Б‑жественного присутствия. Но именно изготовление сосудов для Б‑жественности — самая важная и трудная задача человека, самое значимое его достижение.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Дом Ребе. Суд и освобождение

И вот в пятницу, в канун святой субботы, 15 кислева, членам нашего братства стало достоверно известно, что в Сенате закончилось обсуждение дела Ребе и решение было положительным. И что приговор, вынесение которого должно было состояться не позже чем через четыре дня с того момента, безусловно, будет оправдательным и наш Ребе выйдет на свободу. Радость хасидов не знала границ. И они все глаза проглядели в ожидании дня Избавления. И каждый день ожидания казался им годом

Дом Ребе. Донос и арест

Однажды император лично посетил нашего Ребе. Он переоделся в мундир рядового следователя, но наш Ребе сразу почувствовал, что перед ним царственная особа, и оказал ему царские почести. Император сказал ему: «Я же не император. Зачем ты ведешь себя со мной столь почтительно?» Наш Ребе ответил ему: «Разумеется, ваше величество — наш государь, император. Ибо царство земное подобно Царству Небесному, как в высших сферах престол славы Всевышнего внушает трепет находящимся у его подножия и т. д., так и я, когда вы вошли, испытал в душе трепет и исключительно великий страх, подобные которым не испытывал, когда приходили те или иные вельможи». Это убедило императора в том, что перед ним Божий человек, и т. д.

Памяти академика Евгения Велихова

После встреч с людьми, занимавшими ключевые должности в советском государстве, Евгений Велихов обратился лично к Михаилу Горбачеву с просьбой содействовать открытию Института изучения иудаизма имени Адина Штейнзальца в составе Академии наук СССР. Горбачев согласился. Так, получив одобрение Горбачева, раввин Штейнзальц открыл первый за более чем полвека официальный центр изучения иудаизма в Советском Союзе