Уроки Торы II

Уроки Торы II. Ноах

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться

Пятьдесят шестой век

В шестисотый год жизни Ноаха…
разверзлись все источники великой бездны,
и окна небесные отворились…

Брейшис, 7:11

 

В шестом веке шестого тысячелетия откроются ворота Б‑жественной мудрости, равно как и источники земной мудрости, готовя мир к подъему
в седьмое тысячелетие.

Зогар, ч. 1, 117а

 

Действительно, пятьдесят шестой век с момента сотворения мира (1740 — 1840 годы по европейскому календарю) был временем величайших открытий и ускоренного развития как в Б‑жественной мудрости Торы, так и в земной мудрости светской науки. Это был век, когда рабби Исроэл Баал‑Шем‑Тов со своими учениками открыл и начал распространять учение хасидизма. Внутренняя суть Торы, прежде известная лишь избранному числу посвященных в каждом поколении, стала доступна всем. Наше понимание Б‑жественной мудрости стало более глубоким, мы стали соблюдать заповеди с большей радостью и энтузиазмом.

Эти Б‑жественные откровения являлись нам через окна небесные, но и земные источники не оставались в долгу. Тот же век стал свидетелем беспрецедентных открытий во всех областях светской науки — в математике, физике, медицине, технике, общественных науках, что привело к революции во всех сферах жизни человека.

Как и предсказал Зогар, эта двойная революция готовила мир к наступлению седьмого тысячелетия — эры Мошиаха, когда шестое, «рабочее», тысячелетие истории сменится временем «Субботы и спокойствия для жизни вечной» (Талмуд, Рош а‑Шона, 31а).

Ливень перед потопом

Мошиах много сделает, чтобы спасти свой народ. Он соберет его, рассеявшегося по свету, на Святой земле, отстроит Бейс а‑Микдаш (Священный Храм) в Иерусалиме, возобновит службу в Храме. Благодаря ему человечество возвратится к Б‑гу, исповедуя жизнь в добре и святости. Не будет больше голода, войн, зависти и жадности.

Сердце человека освобождается от злобы, мир Б‑га избавляется от страданий. Все это — деяния Мошиаха, ибо они — основа преобразований, которые претерпевает наш мир. Душа человека воспринимает Б‑жественные истины. Это будущее.

В своем нынешнем состоянии мир скрывает лицо Б‑га. Воистину деяния природы говорят о мудрости и величии Создателя, исторические процессы показывают, что в делах человека есть провидение Г‑сподне. Но это лишь лучики света, проникающие сквозь толщу природной завесы. Куда очевиднее сокрытие Б‑жественной истины миром физическим: ведь все в мире повторяется, законы его, как очевидно, безнравственны, суть его груба. «Я есть! — провозглашает этот мир каждой своей частицей. — Я существую сам по себе, абсолютно и независимо. Если в существовании и есть какая‑то “высшая истина”, она именно “высшая”, то есть абстрактная и нематериальная, весьма далекая от “реального” мира».

Но во времена Мошиаха «познания и мудрость возрастут» до уровня, когда «полна будет земля знанием Г‑спода, как полно море водами» (Ишайя, 11:9). Станет понятной истинная суть реальности, физический мир будет восприниматься не как затуманивание абсолютной, исключительной и всепроникающей реальности Б‑га, а как ясное выражение Его реальности. И когда мир уже не будет восприниматься как нечто далекое от Б‑га, все другие черты мессианского мира займут свои места. Человек станет пытаться постичь Б‑га и следовать Его воле, и существование, преисполненное конфликтов и борьбы, хорошо известное нам ныне, уступит место идеальному миру и гармонии — гармонии между разными порывами человеческой души, между людьми и странами, между Создателем и сотворенным Им миром.

Это объясняет, как Б‑жественная мудрость, пролившаяся через «окна небесные» в пятьдесят шестом веке, помогла «подготовить мир к подъему в седьмое тысячелетие». В хасидизме содержится намек на это будущее понимание. Используя инструменты человеческого здравомыслия, хасидизм учит душу человека и наполняет его сердце истиной о том, что «нет другого, кроме Него» (Дворим, 4:35), что «Б‑жественное есть все, и все есть Б‑жественное». Хасидизм объясняет истоки, развитие и внутреннюю работу души человека, взаимоотношения этой души с Б‑гом, пути ее реализации через познание Б‑га и исполнение Его воли. Разъясняется роль человека в сотворении мира, в том, как людские дела влияют на саму природу реальности, делая ее более восприимчивой к Б‑жественному.

Сегодня состояние человеческой души и мира, влияющего на нее, таковы, что мы не в силах по‑настоящему постичь и впитать в себя эти истины. Тем не менее раскрытие внутреннего духа Торы и явилось тем дождиком, который стал предвестником потопа, капельками, за которыми последует великое наводнение, когда «полна будет земля знанием Г‑спода, как полно море водами».

Воплотитель и иллюстратор

Помимо ливня Б‑жественной мудрости через окна небесные земля наполнилась и собственным познанием, что Зогар считает прологом и подготовкой к наступлению мессианской эры знаний.

На самом элементарном уровне — научная революция подготовила мир к приходу Мошиаха, явившись инструментом для распространения Торы. Триста лет назад учитель мог напрямую общаться лишь с теми, кто физически слышал его голос, сегодня же его слова и даже изображение могут транслироваться для миллиардов людей во всех частях земного шара. Этими и другими достижениями научные открытия трех последних столетий внесли вклад в распространение Б‑жественной мудрости в масштабе, предвидеть который было невозможно, «источники большой глубины» прорвались на поверхность в шестом веке шестого тысячелетия.

На более глубоком уровне — ускоренное развитие земной мудрости не только усилило и ускорило поток сведений о Б‑ге для многих людей, поменялось и качество нашего восприятия Создателя. Научная революция позволила нам лучше понять Б‑жественную реальность, лучше с ней соотнестись.

Например, наша вера немыслима без концепции «особого Б‑жественного провидения» (ашгоха протис): Б‑г следит за всеми нашими деяниями, словами и мыслями и спрашивает с нас за них. Он знает обо всем, что происходит во Вселенной, все Ему небезразлично, от рождения звезды в далекой галактике до шелеста листьев в дальнем лесу — все это составляющие Его грандиозного замысла сотворения мира, они есть вклад в Его воплощение.

При жизни предыдущих поколений идея всевидящего ока, которое одновременно наблюдает за миллиардами действий, происходящих в тысячах километров друг от друга, идея сознания, которое способно одновременно постичь множество событий и их воздействие друг на друга, — эти идеи были за пределами понимания. Человек мог в это верить, ибо вера позволяет принимать даже самые нелогичные истины. Но дать этому рациональное объяснение человек не мог. Сегодня у нас есть возможность легко общаться с другими людьми на расстоянии в многие тысячи километров, мы можем видеть, как космический корабль садится на Марс, а кусочек кремния способен производить головокружительные подсчеты в долю секунды, и вовсе не нужно обладать особой верой, чтобы понять: Тот, кто дал людям такой потенциал при сотворении мира, наверняка Сам обладает подобными возможностями и в гораздо большей степени.

Современная наука не просто позволяет нам делать то, что прежде было чрезвычайно трудно, а то и попросту невозможно. Она преобразовала само наше восприятие реальности, ввела в лексикон нашего разума определенные понятия, которые в прежних поколениях могли приниматься только на веру.

К седьмому тысячелетию

Оба приведенных выше примера показывают, каким образом «земная мудрость» науки позволяет открыть мудрость Б‑жественную как инструмент, способствующий ее распространению, либо как модель, которая позволяет реально прикоснуться к тому, что раньше было абстрактным и не доступным пониманию.

Существует, однако, третья и более важная категория, благодаря которой «источники с большой глубины», вышедшие на поверхность, подготовили мир к приходу седьмого тысячелетия. Можно сказать, что земная мудрость не просто способствовала восприятию Б‑жественной мудрости, которую содержит Тора, она сама помогала открыть Б‑га для человеческих душ.

Наука пытается открыть лицо Б‑га. В течение последних трех столетий она стремится проникнуть под покров природы, сделать его все более прозрачным, более открытым в смысле постижения истин, содержащихся и хранящихся в нем.

Опять‑таки обратимся к примеру. Поколениям предшественников изучение природы позволяло получить картину весьма разнообразной Вселенной. Считалось, что мир состоит из множества «элементов», движимых некими определенными силами. Но с развитием науки становилось все очевиднее — за этим разнообразием кроется нечто объединяющее. Оказалось, что сотни «элементов» стоят на фундаменте из куда меньшего количества «кирпичиков», а разнообразные силы представляют собой вариации одной базовой силы. Стало известно, что даже различие между материей и энергией носит чисто внешний характер, это два проявления одной и той же сути. Фактически наука быстро приближает нас к точке, когда мы сможем воочию убедиться: наше существование во всей его целостности есть не что иное, как один луч, исходящий из единственного источника.

Разумеется, сквозь окна небесные уже пролилась на нас правда языком содержащейся в Торе мысли, языком кабалистической метафоры. Дополняя эти откровения, пришедшие свыше, ученый мир земли пытается вывести правду с помощью математических формул, облечь ее в современные технологии.

Силы сверху и силы снизу ведут нас к эпохе Познания.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Даешь другим — получаешь для себя

Если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны