Уроки Торы II

Уроки Торы II. Бемидбар

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Значение чисел

Произведите исчисление всего общества
сынов Израиля…

Бемидбар, 1:2

 

Поскольку они (израильтяне) дороги Ему, Он считает их постоянно. Когда они вышли из Египта — Он их сосчитал, когда произошло прегрешение с золотым тельцом — Он их сосчитал.., когда Он одарил их Своим Б‑жественным присутствием –

Он их сосчитал.

Раши

 

Для кого‑то из нас смысл жизни — семья, для кого‑то — работа, для кого‑то — религия. Результаты могут разниться, но остается неизменным то, что человек хочет найти цель и смысл жизни. Общее для всего человечества — это необходимость почувствовать, что наше существование служит какой‑то цели, и мы — не результат случайного появления на свет, а необходимые составные для осуществления миссии космического масштаба. Пожалуй, это чувство — наиболее важный компонент здоровой психики, именно оно заставляет нас ставить перед собой цели и стремиться их достичь.

В становлении человека важнейшую роль играют его родители — они должны наполнить детские души представлением о том, что есть подлинные ценности. Все больше детей вырастает, не имея об этом ни малейшего понятия, и в том трагедия современного общества. Они испытывают чувство несостоятельности и пребывают в смятении, потому что у них отсутствует истинная система ценностей.

Тора в своей вневременной мудрости признает эту важнейшую потребность и обращается с ней так, что и умиротворяет человека, и придает ему сил… Пусть иногда для этого требуется простой подсчет.

Числа

В Пятикнижии Б‑г велит Моше сосчитать еврейский народ по четырем разным поводам. Эти акции чрезвычайно важны, и вся четвертая книга Торы называется Книгой Чисел. В чем же смысл этих подсчетов?

Разумеется, речь идет не о простой переписи населения, ибо Б‑г со своими всеохватывающими знаниями знал, сколько нас было. Отсюда вывод: за данной заповедью крылся другой, более глубокий смысл.

Тора, как и все сущее, состоит из «тела» и «души». «Тело» Торы включает в себя само повествование и то, что имеет отношение к наиболее мирским аспектам нашей жизни — это законы, которые надлежит исполнять в каждодневной жизни, тогда как «душа» Торы представляет собой более тонкие и эзотеричные учения и философские постулаты, приведенные в Торе.

Тело и душа человека едины, они представляют собой одно целое. Так же и с Торой: что в полной мере относится к ее «телу», относится и к «душе». Даже в «теле» Торы содержатся весьма глубокие уроки, которые можно рассматривать как нечто, находящееся на периферии ее «души». Но прежде необходимо снять внешнюю «оболочку» каждого конкретного закона и распознать его фундаментальные принципы и глубинные истины, только тогда можно будет извлечь уроки.

Что касается более глубокого смысла подсчета, то в Талмуде приводится закон, согласно которому если крошечная частичка запрещенного к употреблению продукта питания случайно оказалась среди разрешенных продуктов, то при определенных обстоятельствах этим ничтожным количеством можно пренебречь. Иное дело, когда запрещенный к использованию продукт продают не на вес, а по количеству. Тогда, независимо от того, насколько мало в смеси запрещенного продукта, пренебречь им нельзя, и вся смесь считается непригодной для употребления.

Данное правило объясняется тем, что вещества, которые можно сосчитать, имеют внутреннюю ценность и значение, и когда эти вещества попадают в какую‑то смесь, пренебречь ими нельзя.

В этом заключен ответ, почему Б‑г заставил пересчитать еврейский народ, хотя Он и так знал число евреев. Велев Моше сосчитать Свой народ, Б‑г дал понять, что ценит каждого еврея, что евреи представляют собой ценность, и потому их надо сосчитать.

В чем же особая важность и ценность каждого еврея? У каждого из нас есть в жизни собственная миссия. Исполнить эту миссию должен именно ты, а не кто‑то другой. И она, эта миссия, оказывает влияние на весь космический порядок. Таким образом, каждый наделен особой, незаменимой ценностью.

И Б‑г не просто передал Моше указание — тем самым Он сказал каждому из нас: используйте свои уникальные таланты, свой особый потенциал, исполняйте порученную вам миссию. Заложив эту мысль в Тору, Б‑г позаботился, чтобы это послание стало доступно каждому, во все времена.

Вечное значение

Это и имеет ввиду Раши, говоря, что из‑за любви Б‑га к Своему народу «Он считает их постоянно».

Между прочим, Раши не говорит о переписи населения как таковой, скорее речь идет о результате подсчета. Ощущение самоценности и важности, проявившееся в процессе подсчета, осталось с еврейским народом навсегда, «постоянно».

Это же относится и к нам, к этим дням и данной эпохе. Пусть сейчас Всевышний и не проводит подсчет как в библейские времена, но, читая эти эпизоды в Торе, мы испытываем прилив особых сил, ибо понимаем, какую ценность представляем для Б‑га, как важно, чтобы мы проживали свои жизни в соответствии с Его ценностями.

Сам Б‑г объявляет о нашей ценности беспрестанно — нужно лишь слушать Его и вести себя соответствующим образом.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: «По великой и страшной пустыне…»

Блуждание по пустыне перед тем, как войти в Землю Израиля, — «по великой и страшной пустыне, где водятся ядовитые змеи и скорпионы, где сплошная сушь и нет воды» — сравнимо с нынешним изгнанием, предшествующим окончательному Избавлению. Чтобы устранить все эти симптомы, нам нужно обратиться к первопричине: еврей должен гордиться величием Торы, а не кажущимся «величием» своего нееврейского светского окружения

Мораль, основанная на любви. Недельная глава «Экев»

Любовь без справедливости ведет к соперничеству, и в итоге — к ненависти. Справедливость без любви лишена сострадания и милосердия — сил, «вдыхающих» в нее человечность. Мы нуждаемся и в любви, и в справедливости. Эта уникальная этическая концепция — любовь Б‑га к людям и людей к Б‑гу, претворенная в этику любви к ближнему и чужестранцу, — фундамент и гордость западной цивилизации

Отношение евреев к марранизму

Большинство евреев, особенно сефардского происхождения, принимали новоприбывших по‑братски. Поколение, которое перенесло тяготы изгнания, склонно было считать, что еврейского происхождения достаточно для преодоления проблем, связанных с вероотступничеством, и что даже искренне верующие новые христиане — настоящие «братья» иудеев