Суккот

Учение Хабад. Суккот: сокрытие и проявление

Йоэль Кан. Перевод и составление комментария Михаэля Корица 4 октября 2023
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Сокрытие и проявление

В книгах хасидского учения объясняется См.: Рабби Шнеур-Залман. Ликутей Тора, 48б и др. , что результаты духовного служения первой половины месяца тишрей — во время Дней трепета, Рош ѓа-Шана, Йом Кипура — служения, проявляющегося в трепете и принятии на себя ига Небесного царства, раскрываются во второй половине месяца, во время праздника Суккот, когда служение выражается в радости. В этом внутренний смысл стиха: «Трубите в месяц шофара в сокрытии дня нашей радости» Теѓилим, 81:4. 2. . В «день нашей радости» — праздник Суккот — раскрывается тот свет, который появился, когда «трубили в месяц шофара», но свет был «в сокрытии» и не мог быть воспринят.

 

• Как можно рассматривать Суккот в качестве логического продолжения Рош ѓа-Шана и Йом Кипура? Первый связан с творением мира, Йом Кипур возвращает нас во времена Храма, а Суккот напоминает о временах выхода из Египта. Дело в том, что это  — один из примеров сознательного анахронизма (одной из методик хасидского учения), основанного на восприятии времени как ограниченной части сотворенного мира. Стержнем исследования здесь становятся логика и последовательность духовного служения в соответствии со структурой еврейского календаря. Оно по своей сути имеет надвременной характер, поскольку выражает связь еврея с Творцом.

 

Из этого следует, что и идея единства, связанная с центральным служением Рош ѓа-Шана, достигает своего очевидного раскрытия в праздник Суккот. Две основные заповеди, характеризующие праздник Суккот, явно связаны с идеей единства:

1) По отношению к заповеди жизни в шалаше написано: «Все евреи могут сидеть в одном шалаше» Вавилонский Талмуд, трактат Сукка, 27б. 3. . 2) Подобно этому объясняется в мидраше Ваикра раба, 30:12. и заповедь о четырех видах растений: каждый из видов олицетворяет одну из четырех групп, на которые делится еврейский народ — от евреев духовной ступени этрога до тех, кто сравнивается с ивой. Лишь когда четыре растения объединены, возможно выполнение с их помощью заповеди.

 

Мидраш приводит толкование двух качеств, присущих растениям, — приятный вкус их плодов и запах. У людей этому соответствуют знание Торы и хорошие дела. Таким образом, четыре растения, определенные Торой для выполнения заповеди растений в Суккот, представляют собой все возможные сочетания этих свойств. Этрог имеет приятный вкус и запах, ветка финиковой пальмы символизирует вкус фиников, у которых нет запаха, мирт отличается приятным запахом, но не приносит съедобных плодов и, наконец, ива — растение без запаха и без плодов.

Клад в Торе

Из всего сказанного следует, что существует, если говорить в общем, две степени связи евреев со Всевышним:

1) Всевышний — это одна сущность, а евреи — другая, отдельная сущность, и их связывают Тора и ее заповеди;

2) Всевышний и евреи — это на самом деле одна сущность.

Этим двум ступеням соответствуют два высказывания, распространенные в хасидском учении Источник этих выражений в Зоѓаре, 3, 73а. :

1) Израиль связывается с Торой, а Тора связывается со Святым, благословен Он;

2) Израиль, Тора и Святой, благословен Он, — одно целое.

Разница между этими высказываниями следующая: «связывается» в первом из выражений означает наличие двух существований, Израиля (евреев) и Торы. Соединение же между ними осуществляется при помощи изучения Торы и соблюдения ее заповедей. Поскольку Тора связана и едина со Всевышним и благодаря тому, что «Израиль связывается с Торой», изучая и выполняя ее, евреи создают связь со Всевышним. (А если еврей преступил Закон и потерял свое соединение с Торой, он должен раскаяться и исправить совершенное, и в раскаянии выразится, что его внутреннее желание — несмотря ни на что — сохранить связь со Всевышним.)

Есть и другой уровень отношений, на котором евреи не являются отличной от Всевышнего сущностью, но «Израиль, Тора и Святой, благословен Он, — одно целое», и эта связь — от самого начала их существования.

Поскольку на таком высоком духовном уровне евреи, Тора и Всевышний — это действительно единое существование, «одно целое», то и в отношениях еврея с Торой выражается сущностный характер этой связи. Это единение есть содержание праздника, завершающего особые дни месяца тишрей, — Симхат Тора. Затронем некоторые детали, важные для понимания обсуждаемой темы.

Перевод названия праздника Симхат Тора — «Радость Торы» — означает, что еврей в этот день радуется Торе. Казалось бы, в этот день надо открывать книги — Пяти­книжие, Талмуд, исследования по каббале или хасидскому учению — и изучать их содержание, наслаждаясь и радуясь глубине постигаемой мудрости. На первый взгляд в этом суть Торы — ее надо изучать и понимать. Но на практике евреями принят обычай См.: Шульхан арух, Орах хаим, 769:2 и Рама. Комментарий там же. праздновать Симхат Тора именно со свитком Торы — Письменной Торы, при изучении которой на первом плане стоит обязанность прочтения, а не понимания и постижения, как в Устной Торе. Более того, свиток Торы не открывают для чтения, а несут закрытым, обвязанным поясом и в футляре и танцуют с ним!

Тому, что праздник принято праздновать так, а не иначе, есть объяснение. В душе еврея, кроме явной связи со Всевышним, есть и более глубокий, скрытый духовный уровень. Мы видели, что и на этом внутреннем уровне существует две ступени: 1) Ступень, смысл которой — внутреннее желание еврея быть связанным со Всевышним через Тору и заповеди; эта скрытая ступень по своей сути соотносится с возможностью раскрытия. 2) Выше нее существует сущностная связь, не ограниченная каким-либо выражением себя, ступень йехида в душе.

Такой же высокий уровень существует и в Торе. Сущностное достоинство Торы в том, что она едина и слита со Всевышним, «Израиль, Тора и Святой, благословен Он, — одно целое». Этому радуется еврей в Симхат Тора. Источник его радости — внутренний духовный уровень Торы, еврея, Всевышнего — собственно, тот же сущностный уровень.

Понятно, что это пробуждение и радость праздника Симхат Тора необходимо реализовать в повседневной жизни. Для этого служение еврея должно быть таким, чтобы связь четырех уровней еврейской души (нефеш, руах, нешама и хая) со Всевышним стала явной. Полнота такого служения достигается, когда и в открытых и конкретных проявлениях души ощущается йехида в душе  — сама сущность еврея.

Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Учение Хабад. Пробуждение человека

Даже после высокого духовного пробуждения, которое пережил еврейский народ в момент, когда сам Всевышний во всем Своем величии освободил евреев из Египта, поскольку их природные качества остались без изменений до завершения служения счета омера, то и скверна рабства не исчезла и не оставила евреев окончательно вплоть до дарования Торы.

Учение Хабад. Сущность Йом Кипура

Раскрытие еврейской сущности в Йом Кипур находит себе явное выражение. В этот день в синагогах можно встретить много евреев, целый год не посещавших их вовсе. Даже те, кого не видно в начале Йом Кипура, приходят, по крайней мере, к концу дня, на молитву неила. Они приходят не для того, чтобы выразить раскаяние и произнести покаянные молитвы за содеянное в течение года или принять решения на будущее, а чтобы самоидентифицироваться, быть вместе со Всевышним. Это и есть сущностная связь.

Учение Хабад. Чем надо запастись на год

Еврей ощущает, что его истинное существование — связь и единство со Всевышним. В этом смысл Рош ѓа‑Шана — пробудить сущностную связь со Всевышним, подняться на тот внутренний уровень, на котором, если Всевышний не является Царем над ним, еврей не может жить.