Учение Хабад. Суккот: сокрытие и проявление
Сокрытие и проявление
В книгах хасидского учения объясняется , что результаты духовного служения первой половины месяца тишрей — во время Дней трепета, Рош ѓа-Шана, Йом Кипура — служения, проявляющегося в трепете и принятии на себя ига Небесного царства, раскрываются во второй половине месяца, во время праздника Суккот, когда служение выражается в радости. В этом внутренний смысл стиха: «Трубите в месяц шофара в сокрытии дня нашей радости» . В «день нашей радости» — праздник Суккот — раскрывается тот свет, который появился, когда «трубили в месяц шофара», но свет был «в сокрытии» и не мог быть воспринят.
• Как можно рассматривать Суккот в качестве логического продолжения Рош ѓа-Шана и Йом Кипура? Первый связан с творением мира, Йом Кипур возвращает нас во времена Храма, а Суккот напоминает о временах выхода из Египта. Дело в том, что это — один из примеров сознательного анахронизма (одной из методик хасидского учения), основанного на восприятии времени как ограниченной части сотворенного мира. Стержнем исследования здесь становятся логика и последовательность духовного служения в соответствии со структурой еврейского календаря. Оно по своей сути имеет надвременной характер, поскольку выражает связь еврея с Творцом.
Из этого следует, что и идея единства, связанная с центральным служением Рош ѓа-Шана, достигает своего очевидного раскрытия в праздник Суккот. Две основные заповеди, характеризующие праздник Суккот, явно связаны с идеей единства:
1) По отношению к заповеди жизни в шалаше написано: «Все евреи могут сидеть в одном шалаше» . 2) Подобно этому объясняется в мидраше и заповедь о четырех видах растений: каждый из видов олицетворяет одну из четырех групп, на которые делится еврейский народ — от евреев духовной ступени этрога до тех, кто сравнивается с ивой. Лишь когда четыре растения объединены, возможно выполнение с их помощью заповеди.
• Мидраш приводит толкование двух качеств, присущих растениям, — приятный вкус их плодов и запах. У людей этому соответствуют знание Торы и хорошие дела. Таким образом, четыре растения, определенные Торой для выполнения заповеди растений в Суккот, представляют собой все возможные сочетания этих свойств. Этрог имеет приятный вкус и запах, ветка финиковой пальмы символизирует вкус фиников, у которых нет запаха, мирт отличается приятным запахом, но не приносит съедобных плодов и, наконец, ива — растение без запаха и без плодов.
Клад в Торе
Из всего сказанного следует, что существует, если говорить в общем, две степени связи евреев со Всевышним:
1) Всевышний — это одна сущность, а евреи — другая, отдельная сущность, и их связывают Тора и ее заповеди;
2) Всевышний и евреи — это на самом деле одна сущность.
Этим двум ступеням соответствуют два высказывания, распространенные в хасидском учении :
1) Израиль связывается с Торой, а Тора связывается со Святым, благословен Он;
2) Израиль, Тора и Святой, благословен Он, — одно целое.
Разница между этими высказываниями следующая: «связывается» в первом из выражений означает наличие двух существований, Израиля (евреев) и Торы. Соединение же между ними осуществляется при помощи изучения Торы и соблюдения ее заповедей. Поскольку Тора связана и едина со Всевышним и благодаря тому, что «Израиль связывается с Торой», изучая и выполняя ее, евреи создают связь со Всевышним. (А если еврей преступил Закон и потерял свое соединение с Торой, он должен раскаяться и исправить совершенное, и в раскаянии выразится, что его внутреннее желание — несмотря ни на что — сохранить связь со Всевышним.)
Есть и другой уровень отношений, на котором евреи не являются отличной от Всевышнего сущностью, но «Израиль, Тора и Святой, благословен Он, — одно целое», и эта связь — от самого начала их существования.
Поскольку на таком высоком духовном уровне евреи, Тора и Всевышний — это действительно единое существование, «одно целое», то и в отношениях еврея с Торой выражается сущностный характер этой связи. Это единение есть содержание праздника, завершающего особые дни месяца тишрей, — Симхат Тора. Затронем некоторые детали, важные для понимания обсуждаемой темы.
Перевод названия праздника Симхат Тора — «Радость Торы» — означает, что еврей в этот день радуется Торе. Казалось бы, в этот день надо открывать книги — Пятикнижие, Талмуд, исследования по каббале или хасидскому учению — и изучать их содержание, наслаждаясь и радуясь глубине постигаемой мудрости. На первый взгляд в этом суть Торы — ее надо изучать и понимать. Но на практике евреями принят обычай праздновать Симхат Тора именно со свитком Торы — Письменной Торы, при изучении которой на первом плане стоит обязанность прочтения, а не понимания и постижения, как в Устной Торе. Более того, свиток Торы не открывают для чтения, а несут закрытым, обвязанным поясом и в футляре и танцуют с ним!
Тому, что праздник принято праздновать так, а не иначе, есть объяснение. В душе еврея, кроме явной связи со Всевышним, есть и более глубокий, скрытый духовный уровень. Мы видели, что и на этом внутреннем уровне существует две ступени: 1) Ступень, смысл которой — внутреннее желание еврея быть связанным со Всевышним через Тору и заповеди; эта скрытая ступень по своей сути соотносится с возможностью раскрытия. 2) Выше нее существует сущностная связь, не ограниченная каким-либо выражением себя, ступень йехида в душе.
Такой же высокий уровень существует и в Торе. Сущностное достоинство Торы в том, что она едина и слита со Всевышним, «Израиль, Тора и Святой, благословен Он, — одно целое». Этому радуется еврей в Симхат Тора. Источник его радости — внутренний духовный уровень Торы, еврея, Всевышнего — собственно, тот же сущностный уровень.
Понятно, что это пробуждение и радость праздника Симхат Тора необходимо реализовать в повседневной жизни. Для этого служение еврея должно быть таким, чтобы связь четырех уровней еврейской души (нефеш, руах, нешама и хая) со Всевышним стала явной. Полнота такого служения достигается, когда и в открытых и конкретных проявлениях души ощущается йехида в душе — сама сущность еврея.