Кабинет историка

Трудный выбор князя Владимира

Борис Якубович 26 августа 2021
Поделиться

БРАТ-3

Многочисленные славянские племена, занимавшие огромную территорию от Эльбы до Верхней Волги и от Балтийского до Черного морей, подразделялись на три основные группы: восточные, западные и южные славяне. Те племена, что жили по берегам Среднего и Южного Дуная (чехи, словаки) принадлежали к западной группе, расселившиеся на Балканском полуострове—к южной группе, а воинственные племена антов составляли ядро восточных славян.

Известный византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что славянские племена не управляются каким-то одним вождем, а придерживаются принципов выборной демократии. Однако к 7 веку новой эры этой демократической идиллии пришел естественный конец, поскольку бразды правления в племенах окончательно перешли к родовой аристократии, возглавляемой князьями.

Великий князь Владимир выбирает веру. Иван Эггинк, 1822 год

Первые успехи славян в борьбе с могущественной Византийской империей свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития славянского общества. Постепенно в Европе возникло и получило развитие крупное славянское феодальное государство, именуемое Киевская Русь. Политическим и духовным центром этого государственного образования сделался город Киев, вокруг основания которого возникло множество легендарных и полулегендарных сказаний, получивших довольно любопытные истолкования.

Ценнейшим литературно-историческим памятником, содержащим бесценные сведения о происхождении русского государства, является составленный около 1113 года киевским монахом Нестором летописный свод, получивший название «Повесть временных лет», в котором приводится рассказ о возникновении Киева: «И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек, а третий — Хорив… И построили город в честь старшего своего брата и назвали его Киев». Как повествует далее Нестор, князь Кий побывал в Константинополе, где был принят императором (скорее всего, им являлся знаменитый Юстиниан) и был удостоен в столице надменных ромеев немалых почестей.

Если даже допустить, что эти сведения окутаны легким легендарным флером, все же, наверное, можно утверждать, что уже в ту пору маленькое киевское княжество приобрело определенный авторитет у своего могущественного соседа.

Тем не менее, основное внимание в этом контексте летописи привлекает имя младшего брата киевского князя, некоего Хорива. Древнееврейское слово «Хорив», в качестве имени собственного, означало такое понятие, как гора, горный кряж и относилось к горной цепи, расположенной на Синайском полуострове, подножия которого изобиловали водой и сочными кормами, которые были столь необходимы для кочующего по пустыне под водительством пророка Моисея израильского стана. В книге «Исход» эта гора именуется Б-жьей.

Большинство толкователей Талмуда полагают, что Синай и Хорив есть не что иное, как два разных наименования одной и той же горной вершины, где Моисей обрел Священные Скрижали завета и где пророк Илия спасался от воинов нечестивой царицы Иезавель. 

Не вдаваясь в дальнейший этимологический анализ еврейского слова «хорив», зададимся вопросом, а мог ли вообще быть евреем один из приближенных легендарного князя Кия, которого летописец называет его братом? Вопрос, бесспорно, интересный, но непростой. Основоположник российской исторической науки Татищев считает вполне возможным достаточно раннее появление евреев в районе Киева. Но насколько ранним оно может быть?

 

ОТ АПОСТОЛА ДО КАГАНА

Около 58 года новой эры в процессе своей миссионерской деятельности, приблизительно в тех самых местах, где впоследствии будут воздвигнуты стены и башни Киева, остановился апостол Андрей, прозванный Первозванным. «Видите ли эти горы? — вопросил апостол своих спутников и учеников. — На этих горах воссияет благодать божия и будет воздвигнут великий город!»

Пройдет тысячелетие, и уже оперившаяся Киевская Русь, справедливо усмотрев в этой яркой личности своего покровителя и заступника, сделает Андрея Первозванного символом русской государственности. Но это произойдет еще очень нескоро, а пока спутники апостола, среди которых наверняка были и обращенные в христианство евреи, зачарованные его горячими пророческими речами, приняли для себя решение начать обживать эти благословенные места. Представляется более чем вероятным, что вслед за ними на эти земли, в частности, из Крыма, могли перебраться их соплеменники, сохранившие веру Моисея. Потомком таких переселенцев, вполне мог явиться ближайший сподвижник основателя Киева, человек по имени Хорив.

Со временем основания Киева приблизительно совпадает и появление на историческом горизонте тюркского племени, получившего наименование хазары, которые явились одним из многочисленных осколков некогда могучей империи гуннов.

К концу VII века в прикаспийских степях, а затем и в Приазовье постепенно складывается крупное государственное образование — Хазарский каганат (ханство). Распространение влияния хазар в Приазовье, ранее находившемся под управлением этнически родственным хазарам болгарских племен, привело к постепенному установлению тесных контактов с Византийской империей. Набиравшее силу и авторитет молодое государство оказалось в самом эпицентре политических амбиций Византии, и на протяжении многих лет, попеременно, то дружило, то враждовало со своим могущественным и коварным соседом.

Когда в начале VIII века в прикаспийские степи вторглась новая грозная сила — арабский Халифат, Византия, всячески обхаживая хазарских владык, добилась заключения военного союза с каганатом.

Беспредельно возросло и экономическое благосостояние страны. Через земли Хазарского государства пролегали многочисленные торговые пути, что позволяло правителям взимать огромные подати с богатых караванов. Кроме того, в казну каганата регулярно поступали значительные суммы, которые, в качестве дани, платили покоренные народы, в том числе и восточнославянские соседи хазар.

Уже в начале VIII века хазарские правители начали серьезно задумываться о том, как взамен разнородных племенных верований создать единый общегосударственный культ. Около 730 года пришедший к власти каган Булан неожиданно для всех провозгласил иудаизм государственной религией. Еврейская традиция приписывает хазарскому владыке явление во сне ангела, повелевшего ему принять веру Моисееву. Как бы то ни было, в тот момент подобное волевое решение кагана оказалось неподготовленным и не получило одобрения и поддержки со стороны влиятельной хазарской аристократии. Фактически адептами новой веры сделался лишь сам Булан и его ближайшие родственники. 

Тем не менее, настоятельная потребность в создании общегосударственной религии продолжала возрастать. В столицу Хазарии город Итиль зачастили христианские миссионеры из Византии и закавказских стран, а также исламские проповедники, представлявшие интересы могучего арабского Халифата. Хотя в то время хазарские правители чувствовали себя еще достаточно уверенно, они все же старались придерживаться нейтралитета в идеологических столкновениях христиан и мусульман, попеременно делая вид, что склоняются в ту или иную сторону. Интересно, что в самый разгар этих духовно-политических игр, примерно около 862 года со специальной миссией Хазарию посетили знаменитые славянские просветители Кирилл и Мефодий, принявшие деятельное участие в обсуждении религиозно-философских проблем, стоявших перед страной, которые происходили с участием самого кагана. Однако, несмотря на вдохновенные речи этих блестящих проповедников христианской идеи, ни к какому определенному решению в тот момент каган так и не склонился.

И все же в конце VIII века, внук Булана, присвоивший себе еврейское имя Обадия, вернулся к этому важному вопросу и, дабы не повторять ошибок своего деда, произвел значительные реформы в стране, главным итогом которых стало принятие иудаизма в качестве государственной религии Хазарии. Подобное решение могло диктоваться следующим: возможно, обратившийся к иудаизму каган Обадия стремился не столько противопоставить себя двум великим державам Византийской империи и арабскому Халифату, сколько обеспечить политическую и духовную независимость от могущественных соседей, а, кроме того, повсеместно прослыть защитником несправедливо угнетаемых национальных меньшинств.

Увы, обрести в народе желанный авторитет Обадии не удалось, а его лоскутное государство в целом продолжало придерживаться прежней религиозной многополярности. Принятие иудаизма каганом и столичной знатью повлекло за собой постоянные конфликты с аристократией отдаленных провинций и привело к кровавым столкновениям. Против правительства Обадии объединились как язычники, так и проживавшие в стране христиане и мусульмане. В результате серьезных междоусобиц, от Хазарии откололся Крым, который был немедленно присоединен к себе Византией.

Однако, несмотря на все эти перипетии, невзирая на то, что могущество и влияние Хазарии с каждым годом катастрофически убывало, иудаизм в качестве основной государственной религии продержался в стране почти до конца X века и исчез практически одновременно с самим государством.

Среди хазарских владык этого периода встречаются такие известные библейские имена, как Езекия, Манассия, Исаак, Менахем, Вениамин, Аарон. Одним из последних хазарских правителей был каган Иосиф, благодаря переписке которого с придворным кордовского халифа евреем Хасдаем Ибн Шафрутом история получила достаточно ясное представление о необычной и драматической судьбе этой страны.

 

ВЫБОР

В результате завоевательных походов киевского князя Святослава хазарскому каганату был нанесен настолько сокрушительный удар, что оправиться от него страна так и не смогла. Но век Святослава оказался довольно коротким, а после его гибели Киевскую Русь захлестнула кровавая борьба за великокняжеский престол между его сыновьями.

В итоге заветным троном завладел Владимир, являвшийся младшим, к тому же, незаконнорожденным сыном Святослава. Среди историков бытует мнение, что будущий основатель христианства на Руси якобы изначально был привержен этому выбору. Подобное мнение представляется глубоким заблуждением.

Едва придя к власти в 980 году, Владимир первым делом решил осуществить масштабную религиозную реформу, дабы установить в стране единый централизованный культ. С этой целью он повелел воздвигнуть в Киеве грандиозный пантеон языческих богов, во главе с громовержцем Перуном, олицетворявшем княжескую власть. Однако, эта реформа, с энтузиазмом встреченная народом, абсолютно противоречила решению внешнеполитических задач, в частности, укреплению связей с Византией и Западной Европой. Несколько последующих лет князь провел в непростых и тревожных раздумьях.

В конце 80-х годов X века Византийская империя испытывала значительные трудности, связанные с восстанием в вассальной Болгарии и появлением на политическом горизонте опасного для престола узурпатора. Все это вынудило императора обратиться за помощью к правителю язычников-славян — киевскому князю, дабы заключить с ним военный союз. 

В качестве основной приманки сластолюбивому Владимиру была обещана в жены сестра императора, византийская принцесса Анна, но только при условии принятия им христианства. Несмотря на столь заманчивое предложение, открывавшее перед князем возможность породниться с правящей династией Византийской империи, Владимир решает еще раз основательно обдумать и взвесить все возможные последствия такого шага. При этом он прекрасно осознает, что народные массы, глубоко приверженные древним, традиционным славянским культам, несомненно, окажут яростное сопротивление повороту князя в сторону чуждых и враждебных для них обычаев. После долгих мучительных сомнений Владимир принимает взвешенный и мудрый план действий, предусматривающий максимально гласно и открыто выслушать все предлагаемые варианты и только после этого окончательно остановиться на оптимальном решении.

По приглашению киевских властей в город начали съезжаться представители всех основных конфессий из ближних и отдаленных земель. Первыми прибыли служители исламского духовенства и, соответственно, первыми были приняты киевским князем. Мусульманские проповедники по-восточному, ярко и красочно живописали чувственные наслаждения, которые ожидают правоверного в загробном мире и весьма сдержанно коснулись реалий мира сего. Будучи человеком вполне земным, весьма охочим до красивых женщин и обильных пиршественных возлияний, князь вежливо уклонился от заманчивых предложений посланцев Халифата. Зато с неожиданной резкостью Владимир повел себя со следующей делегацией, представлявшей группу католических священников: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого!» Здесь представляется неясным, каких отцов имел в виду князь, и какое действие ими было отторгнуто. Можно предполагать, что в недалеком прошлом киевские правители столкнулись с некими недружественными действиями со стороны папской Европы. Во всяком случае, Владимиру было хорошо известно, что папская церковь стремится подчинить себе власть светскую, что для властолюбивого князя представлялось совершенно неприемлемым.

В отличие от холодного приема, оказанного посланникам Ватикана, обширной иудейской депутации Владимир оказал вполне уважительный прием и имел с ней долгую и обстоятельную беседу. Такое поведение князя не представляется удивительным, если принять во внимание свидетельство арабского писателя Ибн-Хаукаля, отметившего расположение, которое, якобы, питал к евреям киевский правитель.

Помимо представителей обращенной в иудаизм тюркской знати, в хазарскую делегацию наверняка входили раввины, а также знатоки Торы и Талмуда, являвшиеся духовными преемниками легендарного каббалиста Исаака Сангари, который, согласно преданию, обратил в Моисееву веру кагана Булана. Кроме того, в ней, скорее всего, были представлены киевляне еврейского происхождения, считавшие себя потомками спутников апостола Андрея Первозванного. Однако, услыхав или сделав вид, что только что узнал о том, что иудеи не имеют собственного государства и живут в рассеянии, Владимир дипломатично, но твердо отклонил и это предложение.

В конечном счете, как нетрудно было предвидеть, Владимир остановился на принятии христианства по Византийскому образцу.

Эпоха Киевской Руси оказалась переломной, как в политическом, так в культурном и духовном смыслах. Понимая это обстоятельство, киевский князь Владимир Святославович своим волевым актом решал одновременно государственную, политическую и личную проблемы, что обеспечило стране утверждение в ряду могущественнейших держав мира.

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 587)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор веры в Евразии: победил ли иудаизм в Хазарии?

Хазарский каган не собирался предавать насильственному обращению своих подданных — этого не требовала его религия! Владимир же — принявший, согласно первому русскому книжнику Илариону, титул кагана — должен был крестить всю Русскую землю, ниспровергая идолов и строя церкви.

Куда исчезли неразумные хазары?

Советские исследователи, под давлением коммунистической идеологии, были вынуждены демонстрировать «паразитический характер» Хазарского каганата, в то время как современные караимские лидеры с помощью мифологемы о своем хазарском происхождении пытаются достичь автохтонного статуса для своей общины в Крыму. Именно это беспримерное разнообразие своекорыстного использования хазарской истории делает хазарскую тему уникальным образцом идеологического искажения средневековой истории.

Хазарский синкретизм

Во всем Хазарском каганате царила полная свобода совести. Путешественники из халифата и Византии с удивлением сообщают, что высший суд Хазарии состоит из семи судей, среди которых два еврея, два христианина, два мусульманина и один язычник — последний, по данным Масуди, отвечал за судебные тяжбы славян, русов и других язычников. Неудивительно, что один из мелких кавказских царьков, дабы угодить всем могущественным соседям, отмечал пятницу с мусульманами, субботу с евреями и воскресенье с христианами.