трансляция

The Jerusalem Post: Софер из Бейт‑Шемеша сидит в Музее Библии в Вашингтоне

Эйми Шпиро 23 ноября 2017
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

310Раввин Элиэзер Адам пишет свиток Торы. Но трудно сказать, когда он сможет закончить свою работу, ведь люди все время его отрывают. Эти люди — посетители недавно открывшегося Музея Библии в Вашингтоне, где Адам будет сидеть весь год. Житель Бейт‑Шемеша стал своего рода живым экспонатом в крыле восьмиэтажного музея, посвященном истории Библии. «На каждые двадцать минут письма приходится по меньшей мере полчаса разговора с посетителями, — рассказал Адам газете The Jerusalem Post. — Люди останавливаются рядом с моим столом и спрашивают — сначала о том, что такое сефер Тора, свиток Торы, а потом и о других вещах».

Музей открылся на прошлой неделе с большой помпой. На церемонии открытия, которую щедро освещали СМИ, присутствовал посол Израиля в Соединенных Штатах Рон Дермер, министр туризма Ярив Левин и глава Еврейской федерации Северной Америки раввин Стюарт Вайнблат.

Просторный музей, занимающий площадь 40 тыс. квадратных метров, был осонован Стивом Грином, консерватором, евангелистом и владельцем торговой сети Hobby Lobby. Очевидно, что этот музей в равной степени посвящен Ветхому и Новому Завету, но при этом трудно не заметить отчетливый еврейский колорит и сильную связь с нынешним Государством Израиль.

Раввин Элиэзер Адам пишет свиток Торы. Музей Библии. Вашингтон

В том крыле, где сидит Адам со своим пергаментом и чернилами, еврейские молитвы и фрагменты Библии, прочитанные на иврите, звучат из динамиков. Адам в своей большой вязаной кипе и со свисающими цицит выглядит совершенно не на своем месте и в то же время как у себя дома. Он напоминает провокационный экспонат «Еврей в ящике» в Еврейском музее в Берлине (евреям предлагалось посидеть в течение двух часов в стеклянном ящике и отвечать на вопросы посетителей о евреях и еврейской жизни. — Примеч. перев.), только здесь меньше расчета на сенсацию — уклон, скорее, в сферу профессиональной экспертизы.
Адам на самом деле не работал софером (переписчиком религиозных текстов) уже много лет. Он был адвокатом по семейным делам в Бейт‑Шемеше, а также учил других соферов — давал уроки очно и по интернету.

«Вышло так, что один парень, которого я учил этому ремеслу, знает директора этого музея, и он спросил, нет ли у того на примете софера», — рассказывает Адам.

Примерно год назад он начал общаться с создателями музея, давать им советы касательно тех или иных элементов экспозиции.

«Сначала они попросили нарисовать им чертеж стола и спросили, как его назвать, — вспоминает Адам, — а потом сказали: а почему бы тебе самому не приехать и посидеть здесь?» Поначалу он отказывался и предлагал приехать на месяц и научить кого‑то другого. Но потом передумал, и «мы с женой решили: а что, давай поедем на год».

Адам родился в Соединенных Штатах, но с семилетнего возраста жил в Израиле.

Большая часть его детей выросла, но младший остался в Израиле заканчивать школу. Адам с женой поселились в Силвер‑Спринге, штат Мэриленд. Это пригород Вашингтона, где значительную часть населения составляют соблюдающие евреи.

Он сказал, что его родственники и друзья немало удивились такому повороту событий.

«Почти у всех реакция была такая: “Ты что, с ума сошел, они же евангелисты, они будут стараться обратить тебя в свою веру — в этом их тайный план!”», — рассказал Адам. И после долгой паузы добавил: «Мне так не показалось. Но даже если так — я заинтригован».

Адам сказал, что вообще‑то не может себе представить, чтобы он обратился в христианство. «Если уж на то пошло, — утверждает он, — это мне надо вести себя здесь аккуратно, чтобы ненароком не пошатнуть основы чьей‑нибудь веры».

Софер говорит, что руководство музея не дало ему никаких инструкций на предмет того, что он может и чего не может говорить любопытствующим посетителям музея. Всего за несколько дней, которые прошли с открытия, Адам уже провел несколько увлекательных дискуссий с самыми разными людьми, включая пасторов и даже одного кардинала. Он обнаружил, что для многих была большой новостью информация о том, что Библия изначально написала на иврите.

«Как ни странно, многие из них не понимают… они как будто думают, что иудаизм — это ответвление христианства или что‑то в этом роде», — сказал Адам в интервью The Jerusalem Post.

Сам Адам осмотрел большую часть экспозиции и был очень впечатлен, и его совсем не беспокоила мотивация создателей музея и его возможные идеологические задачи. «Если люди, которые придумали этот музей, думают, что он ускорит приход Мессии, то я не против прихода Мессии», — сказал он. «Я думаю, мы единомышленники, мы на одной волне».

Он говорит, что посетители‑евреи высказывали ему свои опасения — они боялись столкнуться в музее с христианской символикой, но бояться не следует: «Здесь гораздо больше иудаизма, чем христианства, — утверждает Адам. — Если бы я не знал правды, я бы сказал, что это место придумали евреи». 

Оригинальная публикация: RITUAL SCRIBE FROM BEIT SHEMESH FEATURED IN THE WASHINGTON BIBLE MUSEUM

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

The Jerusalem Post: Семьдесят лет свиткам Мертвого моря

Череда событий, приведших к «освобождению» свитков, разумеется, повлияла на пробуждение интереса к свиткам Мертвого моря среди широкой публики по всему западному миру. Этот огромный интерес привел к появлению целой серии выставок, документальных фильмов и конференций, которые немало способствовали развитию этой сферы науки. Изучение свитков Мертвого моря превратилось в полноправную научную область. Появилась и научно‑популярная литература о свитках.