трансляция

The Jerusalem Post: Софер из Бейт‑Шемеша сидит в Музее Библии в Вашингтоне

Эйми Шпиро 23 ноября 2017
Поделиться

310Раввин Элиэзер Адам пишет свиток Торы. Но трудно сказать, когда он сможет закончить свою работу, ведь люди все время его отрывают. Эти люди — посетители недавно открывшегося Музея Библии в Вашингтоне, где Адам будет сидеть весь год. Житель Бейт‑Шемеша стал своего рода живым экспонатом в крыле восьмиэтажного музея, посвященном истории Библии. «На каждые двадцать минут письма приходится по меньшей мере полчаса разговора с посетителями, — рассказал Адам газете The Jerusalem Post. — Люди останавливаются рядом с моим столом и спрашивают — сначала о том, что такое сефер Тора, свиток Торы, а потом и о других вещах».

Музей открылся на прошлой неделе с большой помпой. На церемонии открытия, которую щедро освещали СМИ, присутствовал посол Израиля в Соединенных Штатах Рон Дермер, министр туризма Ярив Левин и глава Еврейской федерации Северной Америки раввин Стюарт Вайнблат.

Просторный музей, занимающий площадь 40 тыс. квадратных метров, был осонован Стивом Грином, консерватором, евангелистом и владельцем торговой сети Hobby Lobby. Очевидно, что этот музей в равной степени посвящен Ветхому и Новому Завету, но при этом трудно не заметить отчетливый еврейский колорит и сильную связь с нынешним Государством Израиль.

Раввин Элиэзер Адам пишет свиток Торы. Музей Библии. Вашингтон

В том крыле, где сидит Адам со своим пергаментом и чернилами, еврейские молитвы и фрагменты Библии, прочитанные на иврите, звучат из динамиков. Адам в своей большой вязаной кипе и со свисающими цицит выглядит совершенно не на своем месте и в то же время как у себя дома. Он напоминает провокационный экспонат «Еврей в ящике» в Еврейском музее в Берлине (евреям предлагалось посидеть в течение двух часов в стеклянном ящике и отвечать на вопросы посетителей о евреях и еврейской жизни. — Примеч. перев.), только здесь меньше расчета на сенсацию — уклон, скорее, в сферу профессиональной экспертизы.
Адам на самом деле не работал софером (переписчиком религиозных текстов) уже много лет. Он был адвокатом по семейным делам в Бейт‑Шемеше, а также учил других соферов — давал уроки очно и по интернету.

«Вышло так, что один парень, которого я учил этому ремеслу, знает директора этого музея, и он спросил, нет ли у того на примете софера», — рассказывает Адам.

Примерно год назад он начал общаться с создателями музея, давать им советы касательно тех или иных элементов экспозиции.

«Сначала они попросили нарисовать им чертеж стола и спросили, как его назвать, — вспоминает Адам, — а потом сказали: а почему бы тебе самому не приехать и посидеть здесь?» Поначалу он отказывался и предлагал приехать на месяц и научить кого‑то другого. Но потом передумал, и «мы с женой решили: а что, давай поедем на год».

Адам родился в Соединенных Штатах, но с семилетнего возраста жил в Израиле.

Большая часть его детей выросла, но младший остался в Израиле заканчивать школу. Адам с женой поселились в Силвер‑Спринге, штат Мэриленд. Это пригород Вашингтона, где значительную часть населения составляют соблюдающие евреи.

Он сказал, что его родственники и друзья немало удивились такому повороту событий.

«Почти у всех реакция была такая: “Ты что, с ума сошел, они же евангелисты, они будут стараться обратить тебя в свою веру — в этом их тайный план!”», — рассказал Адам. И после долгой паузы добавил: «Мне так не показалось. Но даже если так — я заинтригован».

Адам сказал, что вообще‑то не может себе представить, чтобы он обратился в христианство. «Если уж на то пошло, — утверждает он, — это мне надо вести себя здесь аккуратно, чтобы ненароком не пошатнуть основы чьей‑нибудь веры».

Софер говорит, что руководство музея не дало ему никаких инструкций на предмет того, что он может и чего не может говорить любопытствующим посетителям музея. Всего за несколько дней, которые прошли с открытия, Адам уже провел несколько увлекательных дискуссий с самыми разными людьми, включая пасторов и даже одного кардинала. Он обнаружил, что для многих была большой новостью информация о том, что Библия изначально написала на иврите.

«Как ни странно, многие из них не понимают… они как будто думают, что иудаизм — это ответвление христианства или что‑то в этом роде», — сказал Адам в интервью The Jerusalem Post.

Сам Адам осмотрел большую часть экспозиции и был очень впечатлен, и его совсем не беспокоила мотивация создателей музея и его возможные идеологические задачи. «Если люди, которые придумали этот музей, думают, что он ускорит приход Мессии, то я не против прихода Мессии», — сказал он. «Я думаю, мы единомышленники, мы на одной волне».

Он говорит, что посетители‑евреи высказывали ему свои опасения — они боялись столкнуться в музее с христианской символикой, но бояться не следует: «Здесь гораздо больше иудаизма, чем христианства, — утверждает Адам. — Если бы я не знал правды, я бы сказал, что это место придумали евреи». 

Оригинальная публикация: RITUAL SCRIBE FROM BEIT SHEMESH FEATURED IN THE WASHINGTON BIBLE MUSEUM

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Jerusalem Post: Семьдесят лет свиткам Мертвого моря

Череда событий, приведших к «освобождению» свитков, разумеется, повлияла на пробуждение интереса к свиткам Мертвого моря среди широкой публики по всему западному миру. Этот огромный интерес привел к появлению целой серии выставок, документальных фильмов и конференций, которые немало способствовали развитию этой сферы науки. Изучение свитков Мертвого моря превратилось в полноправную научную область. Появилась и научно‑популярная литература о свитках.