Дом учения: Щепотка знаний

Тайна, покрытая браком

Ури Суперфин 26 июня 2014
Поделиться

Тора подчеркивает важность скромного поведения. Адам и Хава, осо­знав содеянный ими грех, прикрывают наготу листьями, Ноах, наоборот, выпив в шатре, обнажается, но Писание его порицает, да и плохо все это кончилось. Ривка закутывается в покрывало, завидев вдалеке своего жениха, Ицхака, а Йеуда не узнает в сидящей на перекрестке дорог блуднице собственную невестку, и все потому, что она была скромна в доме свекра настолько, что он ни разу не видел ее лица. Подобные истории представлены в Писании в великом множестве.

А уж таинство супружеской близости целомудренно оберегают и намного более раскованные, чем иудеи, представители рода человеческого. В иудаизме и подав­но в столь деликатную область посторонним вход воспрещен. Еврейское законодательство строго охраняет приватность супружеской жизни. Оно запрещает близость под открытым небом, как бы ни была высока уверенность в том, что вокруг ни души, запрещает близость там, где сопровождающие ее звуки могут быть услышаны окружающими, и т. п. Требования к скромности супружеских отношений весьма высоки.

Подобным же, наверное, продиктовано и практически абсолютное «молчание в эфире», в книгах, брошюрах и прочем в иудаизме. Два раздела в «Шульхан арух», которые посвящены этому аспекту жизни, почти не обсуждаются вне этого основного свода законов. Табуированная тема. Вовсе не случайно, когда в 1999 году американский раввин Шмуэль Ботеах издал книгу с многообещающим названием «Кошерный секс», она стала бестселлером.

Тем интереснее, не правда ли, заглянуть за кулисы этой интимной сферы; узнать, каковы каноны этого действа с точки зрения иудаизма, какие ограничения, но и какие допуски существуют в еврейском законе в этой области.

Скажем сразу, «разнузданным» еврейский секс ну никак не назовешь, при всем желании. Посудите сами: рабби Йосеф Каро в своем великом труде «Шульхан [footnote text=’Орах хаим, гл. 240.’]арух[/footnote]» фиксирует многочисленные ограничения в этой сфере человеческого бытия, практически во всех направлениях. Время суток? Лишь темное. Место действия? Под крышей и изолированное настолько, чтобы не ставить в известность о происходящем соседей, домочадцев или гостеприимных хозяев. Степень обнаженности? Вопрос неоднозначный, но в любом случае одеяло или простыня поверх тел супругов обязательны. Позы? Ах, о чем вы, право. Частотность — не рекомендуется злоупотреблять; для здоровья не полезно, да и вообще, «есть орган, который, чем меньше его кормишь, тем меньше ему надо, но если увеличишь его паёк, будет он все голоднее и [footnote text=’Сукка, 52б.’]голоднее[/footnote]». И, в качестве приправы к вышесказанному, запрет глядеть куда не след и тем более целовать; необходимость омыть руки как можно скорее сразу после, каким бы романтическим это «после» ни было. А также порой необходимость прежде покрыть святые книги и т. п. Короче, автор приснопамятного выражения «исполнение супружеского долга» был явно наш человек.

После того как читатель уже достаточно напуган, пора изложить все по порядку, с начала. Только так можно действительно понять, откуда что берется и куда приводит. Итак…

В трактате «Недарим» (20а) Вавилонского Талмуда написано следующее: «Сказал рабби Йоханан бен Дахаваи: Четыре вещи поведали мне ангелы: почему рождаются хромые дети? Потому что их родители “переворачивают стол”. Почему рождаются немые? Потому что их родители целовали “то самое место”. Почему рождаются глухие? Потому что болтают во время близости. Почему рождаются слепые? Потому что смотрят в “то самое место”».

То есть налицо эксклюзивная информация от самих ангелов, и ее трудно переоценить: ведь на кону — здоровье и телесная целостность будущего ребенка! Этот мудрец не говорит, что это запрещено, он просто информирует о возможных бедах и вызвавших их причинах. На следующей странице, правда, выясняется, что речь идет не о бесплотных существах, а о мудрецах Торы, которых порой уподобляют ангелам за их великие знания. Посмотрим продолжение фрагмента: «Сказал рабби Йоханан: Это лишь слова Йоханана бен Дахаваи, но мудрецы считают: закон не таков! Но все, что муж пожелает содеять с женой, может делать».

Мудрецы высказываются более чем однозначно: все возможные опции не запрещены законом. Список комментаторов Талмуда, именно так прочитавших и понявших приведенный фрагмент текста Талмуда, достаточно впечатляющий: это и [footnote text=’Мишне Тора, Законы запрещенных связей 21:9. Так его поняли большинство законоучителей, и даже Виленский гаон (к Эвен а-эзер, 25:2), хоть сам и склонялся к мнению оппонентов, все же понял Рамбама именно так, а не стал «мирить» два подхода между собой. А вот как пишет Рамбам в своем комментарии к Мишне, Сангедрин, гл. 7: «Уже высказался один из мудрецов, что непотребно делать с женой такое: нестандартное положение во время близости, поцелуи в определенные части тела и т. п. <…> Однако его оппоненты сказали: “Все, что муж пожелает содеять с женой, может делать”», и таково мнение Талмуда, что это и есть буква закона.’]Рамбам[/footnote], и автор книги [footnote text=’Гл. 75.’]«Коль бо»[/footnote], а также автор книги [footnote text=’Ч. 1. Гл. 26. С. 61 (в изд. «Альбек» — с. 96).’]«Эшколь»[/footnote] и рабби Авраам [footnote text=’Там же к Недарим.’]Мин-а-гар[/footnote], авторы книг [footnote text=’Заповедь 285.’]«Сефер мицвот а-катан»[/footnote] и [footnote text=’См. законы ктубы.’]«Орхот хаим»[/footnote]. Все — из первых рядов мудрецов Средневековья.

Однако, понятно, что, как практически всегда в нашем законодательстве, и здесь такое понимание — не консенсус. Извечный оппонент Маймонида, [footnote text=’Рабби Авраам бен Давид (1120–1198).’]Раавад[/footnote], в своей книге «Баалей [footnote text=’Глава «Врата святости». Процитирован также в Туре, Эвен а-эзер, гл. 25.’]а-нефеш[/footnote]» считает, что мудрецы не согласны с рабби Йохананом бен Дахаваи только относительно этого загадочного «переворачивания стола», в остальном же они согласны, что негоже практиковать подобное в отношениях с женой. В пользу этой позиции служит продолжение приведенного выше фрагмента Талмуда: «Одна женщина пришла к Рабби и сказала: “Рабби! я накрыла мужу стол, а он его перевернул!” Он ответил ей: “Дочь моя, Тора разрешила тебя ему, что я могу здесь поделать!”»

Во времена Талмуда мудрецы нередко пользовались «кулинарными» метафорами для описания интимной стороны жизни. Впрочем, в этом случае метафора не столь прозрачна; комментаторы Талмуда поняли ее двояко: то ли речь идет о позе при соитии, то ли об отверстии, изначально не предназначенном для него. Но как бы то ни было, Раавад утверждал, что эта короткая история для того и приведена, чтобы стало ясно, где именно проходит водораздел между позициями мудрецов и рабби Йоханана бен Дахаваи. В остальном, по его мнению, царит запрещающий консенсус. К тому же Раавад сопроводил свое решение различными запретами, указывая на страшные последствия нарушений в этой области для согрешивших. Его мнение разделили и автор комментария [footnote text=’Комментарий к Нида, 73б.’]«Мордехай»[/footnote], и автор книги [footnote text=’Шаар иссур ве-эйтер, 10:9, л. 32, с. 2.’]«Оэль моэд»[/footnote].

Собственно, именно этот подход был принят автором «Шульхан арух» рабби Йосефом Каро, и теперь любой еврей, ограничивающий свое знакомство с законом лишь первой частью «Шульхан арух», может видеть целую главу, полную ограничений в этой области человеческого бытия.

Но у рабби Йосефа Каро есть еще и ашкеназский «соавтор», речь идет о рабби Моше Иссерлесе, Рама, который дополнил «Шульхан арух» примечаниями, содержащими позицию законоучителей Центральной и Восточной Европы, ашкеназских раввинов, а также обычаями разных общин в этих регионах. Надо сказать, что там, где рабби Йосеф Каро четко изложил свой подход к нашей теме, рабби Моше молчит.

То, что каждому еврею подобает освящать себя в столь деликатной области, — бесспорно. Поэтому-то рабби Моше Иссерлес и не возражал автору «Шульхан арух» в соответствующей главе раздела «Орах хаим». Однако букву закона он все-таки привел, но в другом месте, в разделе «Эвен а-эзер» (25а), Рама пишет, что, как он полагает, закон следует мнению тех, кто разрешает делать с женой все, что захочется супругам. И даже не останавливается на этом, а несколько расшатывает устои принятых ограничений, приведя мнение, дозволяющее иногда (!) «альтернативный вариант» близости. Думаю, не ошибусь, если скажу, что само это «иногда» дает понять, что речь идет о введенном ограничении, ведь если такой вариант близости проблематичен с точки зрения запрета напрасного семяизвержения, то и единожды он должен быть запрещен.

Все написанное здесь не является тайной за семью печатями, однако редкий ученик ешивы доберется до середины «Шульхан арух», где спрятались эти несколько строк, способные порой кардинально изменить качество жизни и отношения многих еврейских пар, знакомых лишь с запрещающим мнением рабби Йосефа Каро. Их учителя как-то забыли упомянуть о мнении рабби Моше Иссерлеса.

Ваш покорный слуга, увы, имеет богатый опыт общения с евреями, столкнувшимися с проблемами в этой сфере жизни, следуя нормам, которым их обучили преподаватели иудаизма. Они, как хорошие евреи, слушались и повиновались, но… Годы идут, с ними приходит и привыкание, а ведь речь идет, как правило, о людях, родившихся не в традиционных, соблюдающих заповеди семьях, и успевших, к сожалению, обрести опыт, несравнимый с уровнем знаний их сверстников из религиозных семей. И это данность, с которой нельзя не считаться, если мы хотим, чтобы эти пары жили счастливо. Я уж не говорю о тех еврейских семьях, которые живут не в закрытых религиозных общинах Израиля или Америки, а повседневно общаются с людьми, имеющими, скажем так, намного более щадящие критерии скромности в одежде. И каково все это переносить, когда и с разрешенной им женой можно иметь весьма «урезанную» близость?

Написано в трактате «Шабат» (152а): «Сказал Рабби рабби Шимону бен Халафте: Отчего я не видел тебя среди пришедших с визитом в праздник? Ответил ему: Валуны на дороге стали крупнее, близкие стали дальше, две стали тремя (т. е. теперь я хожу с палочкой), приносящий мир в дом — более не способен это сделать». И что же столь уважаемый человек, как рабби Шимон бен Халафта, называет «миротворцем» в доме? Пишет Раши — да-да, вы, наверное, уже и сами догадались, — речь идет о том фундаменте, без которого не будет гармонии в семье. Это супружеские отношения.

Стремиться к святости — архиважная задача. Но не все способны на это в равной степени. И в наше время, когда соблазны беспрестанно окружают нас, думаю, лучше поискать другие области служения Творцу, обстоятельства которых более благоприятны для духовного роста. Но это, разумеется, мое личное мнение. Счастья в ваш дом!

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Борьба и гармония: Связана ли Ханука с военной победой

Меири считает, что, действительно, первый день Хануки установлен в память о чуде военной победы. Так он отвечает на известный вопрос: почему праздник продолжается восемь дней, хотя чудо заключалось в том, что помимо первого дня масла в кувшине хватило на дополнительные семь дней (ведь на один, первый, день масла было и так достаточно безо всякого чуда)? Но в первый день праздника, по мнению Меири, мы отмечаем не чудо горения масла все восемь дней, а чудесную военную победу евреев и удивительную находку — кувшин с маслом

Раскрытие сокровенного: Ханука

Аризаль объяснил слова «время, когда человек властвует над другим, ему во вред» так: время, когда злодей властвует над святым человеком, наносит вред злодею. В результате этой схватки святой человек отбирает у злодея все его положительные качества. Так произошло при столкновении Израиля с Грецией. В результате такого столкновения греческая философия пришла в упадок, еврейская же вера настолько обогатилась, что стала светить всем народам мира. Именно поэтому важно поставить ханукальные свечи так, чтобы они светили вовне

К жизни, полной любви

Наша любовь к Б‑гу, поднимаясь от познания даров Его, проходит в своем развитии несколько этапов. Первый — это скрытая любовь внутри нас, в основе которой лежит благодарность за то, что Б‑г нам дал и дает. Далее второй этап: любовь обретает вещественные подтверждения, мы совершаем добрые дела из любви к Б‑гу, потому что знаем, что это принесет Ему радость. И, наконец, третий этап: любовь всеобъемлющая, любовь‑пламя, когда ради святости имени Его человек готов на все, даже на самопожертвование.