Суккот

Суть еврейских праздников. Суккот

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц). Перевод с иврита Вениамина Ванникова 13 октября 2022
Поделиться

Под покровом праздничного дня нашего

Радость освобождения

После Дней трепета мы переходим к празднику Суккот. Это переход от четких структур и границ к миру, в котором сущее выходит за свои пределы, не зная преград. В том, что касается справедливости и суда, а также прощения и искупления греха, Дни трепета принадлежат к сфере ограниченного и измеримого. Но в Суккот границы больше не на замке. Этот праздник именуется «время нашей радости», и его суть состоит в ощущении веселья, которое, не ведая границ по природе своей, пробивается через все ограничения и перехлестывает через край.

На это указывают древние книги Шаар ѓа-Каванот, «Предисловие к празднику Суккот». См. также Ликутей Тора, Дварим, 48.3. , в которых комментируется библейский стих: «Его левая рука у меня под головою, а правая обнимает меня» Шир ѓа-ширим, 8:3. . «Левая рука у меня под головою» — это Дни трепета, Рош ѓа-Шана и Йом Кипур; «Правая обнимает меня» — это праздник Суккот. Если «левая рука» символизирует трепет перед справедливым судом (в эзотерической литературе левая сторона выражает категории суда и «сжатия Б-жественной сущности»), то «правая рука» (правая сторона выражает категории милосердия и расширения) указывает на преодоление этой системы и выход за ее пределы к милосердному, приближающему и защищающему объятию праздника Суккот. Косвенное указание на это можно найти даже в законах праздника. В Талмуде сказано, что у праздничной кущи, сукки, могут быть лишь две полные стены и участок третьей длиной в ладонь Сукка, 6:2. . Возникающая форма подобна очертанию обнимающей — согнутой в локте — руки. Иными словами, праздничные кущи наглядно изображают небесное объятие.

Динамика распространения из центра наружу, свойственная атрибуту Милосердия Всевышнего, присуща и радости, которую не удержать в замкнутом пространстве: она пробьется через все преграды и выплеснется на простор. Во все дни праздника Суккот произносят полную версию благодарственной молитвы Ѓаллель, где сказано: «Из теснин воззвал я к Г-споду — простором ответил мне Г-сподь» Теѓилим, 118:5. . «Теснины» — это мера суда, область, ограниченная жесткими рамками; «простор» — это ощущение радости, вызванной преодолением границ.

Последовательность Рош ѓа-Шана, Йом Кипур и Суккот выражает вхождение в жесткие рамки и их преодоление. Рош ѓа-Шана — это день сурового суда, когда мир проходит через экзамен, к которому надо готовиться. Йом Кипур носит переходный характер. С одной стороны, его квинтэссенция — это очищение, прощение грехов и начало нового времени, однако сам по себе День искупления серьезен, устремлен вовнутрь. Совсем иной характер носит Суккот: он несет с собой радость освобождения. Он является завершением процесса выхода из теснин на простор, сбрасыванием оков суда и обретением милости Творца, не ведающей ограничений. Все то, что было сокрыто и спрятано «под покровом» в Рош ѓа-Шана и Йом Кипур, выходит наружу «в день нашего праздника».

Радость праздника достигает того уровня, о котором сказано: «С радостью (сасон) вы будете черпать воду» Выражение из молитвенника: «в благословении дай нам с миром отойти ко сну». См. Ликутей Тора, Дварим, 31.3. , символизирующая переход всех границ и единство всего сущего. В эти дни объединяются народ Израиля и все остальные народы, которые приходят в Храм в праздничную неделю См. Зехария, 14:15. ; нижние воды поднимаются на жертвенник. Праздник свободной радости.

Книгу Адина Эвена-Исраэля (Штейнзальца) «Суть еврейских праздников» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сефер га-хинух. Книга наставления. Том 2

Вся внутренняя сущность народа Израиля сводится к Торе; именно ею отличается он от всех прочих племен и народов, ею удостоится жизни вечной и небесного блаженства, выше которого нет ничего в тварном мире. И, поскольку Тора являет собой основу нашего бытия, подобает, чтобы народ время от времени собирался вместе, дабы услышать ее слова.