Актуалии

Старинная синагога возродилась на Крите

2 сентября 2021
Поделиться

Евреи впервые прибыли на Крит из Египта около 2300 лет назад, возможно, в рамках военных кампаний египетского царства Птолемеев, пишет The Jerusalem Post. Спустя столетие или два они пришли из Земли Израиля во время восстания Маккавеев.

В то время эллинизированные, говорящие по‑гречески евреи основывали общины по всему восточному Средиземноморью — их можно считать одними из старейших еврейских общин диаспоры.

Потомки этих евреев стали известны как евреи‑романиоты, со временем развившие особую культуру, включающую литургические традиции и песни. Они говорили на яванском, еврейско‑греческом диалекте, наполненном заимствованными еврейскими словами и использовавшем ивритский алфавит.

Даже планировка их синагог отличалась от планировки сефардских и ашкеназских синагог.

Благодаря древним надписям, средневековым рукописям и другим письменным и археологическим источникам мы можем проследить часть истории критского еврейства, которое процветало под греческим, римским, византийским, андалузским, арабским, венецианским и османским контролем, прежде чем было почти уничтожено под немецкой оккупацией в 1944 году.

Сегодня синагога «Эц‑Хаим» в Ханье — практически единственное сохранившееся на острове свидетельство богатого еврейского наследия Крита, насчитывающего два тысячелетия.

Романиотская литургическая поэзия. Разворот из рукописи. 1853

Древние источники

Еврейские общины на Крите впервые упоминаются в эпитафиях IV века до н. э. из Кассаноя и Киссамоса. Так, в городе Киссамос «София Гортинская, старейшина и руководитель синагоги» свидетельствует о ведущей роли женщин в общинах диаспоры.

Община в Гортине описана в Первой книге Маккавеев (15:23), датируемой 142 годом до н. э., когда Гортина была самым процветающим городом на Крите. Хотя на Крите сохранились лишь фрагментарные надписи, а более содержательные, датируемые III и II веками до н. э. из древней синагоги на острове Делос, посвящены двум жителям критских городов Ираклион и Кносс и также свидетельствуют о существовании еврейской общины на острове в тот период.

Ко времени римского завоевания Крита в I веке до н. э. еврейские общины процветали в большинстве крупных городов, включая Гортину, Киссамос, Ханью, Ретимно, Кнос и Ситию.

По словам известного еврейского философа Филона Александрийского, более крупные греческие острова, включая Крит, были «полны еврейских поселений» («О посольстве к Гаю», 282).

Представители еврейских общин Крита также упоминаются в Деяниях апостолов Нового Завета (2:11) как присутствовавшие на Пятидесятнице (празднике Шавуот) в Иерусалиме, а также в Послании Павла к Титу (1–9:16), в котором Павел описывает «еврейских христиан» на Крите. После падения Римской империи в 476 году н. э. на западе римское правление продолжалось в восточной части империи, позже названной Византийской империей: ее граждане продолжали считать себя римлянами («ромеями», термин, который в конечном счете будет ассоциироваться с грекоязычными евреями — романиотами).

Крит был одной из 64 провинций Византийской империи со столицей в Константинополе. Отчетливо евреи не упоминаются в сохранившихся исторических документах из недолговечного «Критского эмирата» (825–961), образовавшегося после завоевания острова андалузскими арабами, но они, безусловно, там жили.

Исторические источники указывают, что во время поздневизантийского периода (961–1204) еврейским общинам не разрешалось жить в городах, обнесенных стенами, от них требовалось жить за стенами, но как можно ближе к главным городским воротам, которые обеспечивали защиту в момент опасности.

 

В гетто и за его пределами

В 1204 году, после разграбления Константинополя в ходе четвертого крестового похода, который привел к временному распаду Византийской империи, Крит стал венецианской колонией под названием «Королевство Кандиа» со столицей в Ираклионе (Кандии). Согласно венецианским источникам, еврейское население Крита значительно выросло в XIV и XV веках из‑за притока евреев‑сефардов с Пиренейского полуострова после исхода 1391 года, взятия Константинополя турками‑османами в 1453 году и после испанского изгнания в 1492 году. Похоже, эти и другие семьи иммигрантов были поглощены коренными общинами романиотов через принятие местного языка, культуры и религиозных обычаев, а также через смешанные браки.

К XVI веку три основных критских города, Ираклион (Кандия), Ретимно (Ретимо) и Ханья (Ла‑Канеа), процветали при венецианском правлении, их население неуклонно росло, а экономика развивалась благодаря торговле и судоходству.

В то время критские евреи поддерживали уже сформировавшиеся общины в трех крупных городах: им приходилось жить в отдельных гетто, или кварталах, под названием «Джудекка», где они работали бакалейщиками, ремесленниками, кожевенниками, мясниками, ростовщиками и торговцами шелком, металлом, красителями и кожей. Они также были активны в интеллектуальных занятиях, включая философию и теологию, много путешествовали, особенно в Падую и Мантую в Италии, где обучались на врачей, юристов и раввинов.

Наряду с этими городскими общинами существовали еврейские деревни, которые производили кошерные сыры, вина, зерновые и цитрусовые как для экспорта, так и для местного потребления. К концу XVI века на Крите проживали около 1600 евреев, которые молились в девяти синагогах по всему острову. В то время Ираклион был самой большой общиной с четырьмя синагогами. В Ханье их было две: «Бет‑Шалом» (сефардская) и «Эц‑Хаим» (романиотская), обе располагались в историческом еврейском районе Эврайки.

Период османского владычества на Крите (1669–1898), особенно в поздние годы, принес экономические трудности населению острова, в результате еврейские общины в Ираклионе и Ретимно уменьшились.

Многие богатые еврейские семьи переехали в Ханью, новую османскую столицу острова, а затем в Венецию и другие места Италии, а также портовые города Средиземноморья, такие как Гибралтар, Стамбул и Салоники. Надо сказать, османская власть благоприятствовала еврейским общинам Крита: им была предоставлена некоторая степень религиозной автономии, как и их православным соседям, в рамках османской системы миллетов.

В таких городах, как Ханья, бывшие гетто были открыты, евреям разрешалось селиться в соседних кварталах, где им впервые позволили покупать и наследовать собственность на законных основаниях.

Это, в частности, было одной из причин, привлекших в город сефардских иммигрантов из Северной Африки и Измира. Однако к XIX веку спорадические насильственные восстания против османского владычества на Крите вынудили многих евреев эмигрировать в другие места.

По оценкам, в 1817 году между Ираклионом и Ханьей проживали 150 еврейских семей; в 1858 году на острове проживали 907 евреев; к 1881 году на Крите проживало всего 647 евреев, большинство из которых в Ханье.

Изображение еврейского гетто в Ханье на венецианской карте. XVII век

Немецкая оккупация

Немецкая оккупация Греции началась в апреле 1941 года и продолжалась до 1945‑го. После неудавшегося итальянского вторжения в Грецию в октябре 1940 года Германия помогла своим итальянским и болгарским союзникам в их экспансионистских устремлениях и вторглась в страну.

Крит был захвачен немцами в мае 1941 года в ходе крупной воздушно‑десантной кампании, и три главных города — Ханья, Ретимно и Ираклион — подверглись сильным бомбардировкам. Немцы встретили ожесточенное сопротивление со стороны местного населения и союзных войск, но в конце концов установили свой оккупационный режим в июне 1941 года.

С этого времени большинство евреев Крита, которых насчитывалось всего около 350, проживали в Ханье и все чаще сталкивались с ограничениями, налагаемыми на их повседневную жизнь. Одним удалось во время оккупации бежать с Крита в Афины. Другие выжили там в подполье, но были и те, кого в итоге арестовали и отправили в лагеря смерти.

В 1944 году община Ханьи была депортирована в Аушвиц.

20 мая критская еврейская община была арестована в полном составе и на две недели отправлена в местную тюрьму, а затем в Ираклион, где они сели на немецкий пароход «Танаис» вместе с итальянскими военнопленными и борцами критского сопротивления. Корабль должен был плыть в Афины, а евреев‑заключенных предполагалось перевезти поездом в лагеря смерти в Польше. Однако 9 июня 1944 года вскоре после выхода из Ираклиона корабль был торпедирован британской подводной лодкой и затонул со всеми пленными.

После депортации еврейский квартал Ханьи был разграблен нацистами, которые лишили синагогу «Эц‑Хаим» — последний уцелевший еврейский молитвенный дом на острове — религиозных артефактов, книг и многовекового общинного архива.

«Эц‑Хаим» оставалась заброшенной вплоть до 1990‑х годов, когда житель Ханьи Никос Ставроулакис (художник, историк искусства и директор‑основатель Еврейского музея Греции) решил восстановить и возродить синагогу.

 

Возрождение «Эц‑Хаим» и критской еврейской традиции

Итак, спустя почти 50 лет после окончания Второй мировой войны судьба синагоги «Эц‑Хаим» изменилась благодаря Никосу, которому удалось привлечь значительное финансирование для восстановления синагоги всего за несколько лет.

Руководя этой работой под эгидой Всемирного фонда памятников в сотрудничестве с Центральным советом еврейских общин Греции (KISE), Никос заручился поддержкой ведущих европейских еврейских филантропов, в том числе Ротшильдов и Лаудеров, а также множества других фондов, агентств и частных лиц.

10 октября 1999 года синагога была официально открыта раввинами Якобом Араром и Исааком Мизаном из Афин и раввином Якобом Даяном из Салоник. В церемонии приняли участие около 350 человек, в том числе члены греческих еврейских общин, представители православной и католической церквей в Ханье, а также местные и международные высокопоставленные лица, включая посла Германии в Греции.

Интерьер синагоги. «Эц‑Хаим» в Ханье

«Эц‑Хаим» сегодня

С 2010 года синагога «Эц‑Хаим» находится в ведении некоммерческой организации, сотрудничающей с KISE. Организация зарегистрирована как некоммерческая и, поскольку «Эц‑Хаим» не получает государственного финансирования, собирает средства для содержания и сохранения синагоги, а также для различных религиозных и культурных мероприятий, проводимых там.

Сегодня «Эц‑Хаим» — место богослужений, где небольшая многонациональная и многоконфессиональная группа под названием «Хавура» делится совместным опытом, а также оживленный общественный и культурный центр, где проходят выставки, лекции, чтения, фильмы и концерты. Его небольшая команда сотрудников, преданных своему делу, проводит исследования по истории критской еврейской общины, привлекая как местные, так и международные школьные группы и учителей в рамках образовательной программы синагоги. Синагога приветствует евреев самого разного происхождения и посетителей‑неевреев, которые могут совершить экскурсию и узнать о критской еврейской истории и традициях или посетить богослужения в шабат и праздники.

Спустя два десятилетия после своего повторного открытия «Эц‑Хаим» снова стала неотъемлемой частью религиозной и социально‑культурной жизни Ханьи.

 

Вспоминая Никоса

Никос Ставроулакис, директор‑основатель новой синагоги «Эц‑Хаим» и легендарная фигура в жизни греческих евреев, скончался в 2017 году. В настоящее время сотрудники «Эц‑Хаим» каталогизируют его коллекцию артефактов, книг, документов. Коллекция Никоса Ставроулакиса станет доступной для исследователей и широкой публики.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Евреи на Балканах. Эпоха османского господства

Первая волна еврейских беженцев из Испании достигла Македонии не ранее 1391 года. Евреи, оказавшиеся в плену и попавшие в руки работорговцев на Крите, выкупались соплеменниками и чаще всего селились в городах Македонии и Болгарии. Евреи стремились жить в городах с развитой торгово-ремесленной инфраструктурой. Некоторые из них, главным образом, беженцы из стран Западной Европы, сохранили часть своего состояния и сумели оживить ремесленное производство и торговлю целого ряда балканских городов: Одрина, Салоник, Софии, Белграда, Скопье, Видина, Адрианополя, Сараева, Пловдива...

Еврейские общины Измира

В XVI-XVII в.в. в Измире обосновались французские, голландские, рагузские, венецианские, а позднее английские торговцы. Они не знали ни языка, ни местных обычаев. В качестве посредников они брали на службу евреев, иудео-испанское наречие которых имело латинскую основу и позволяло им объясняться и с французами, и с венецианцами, и пр. Один голландец, посетивший Измир в 1675 г., сообщал, что большинство европейцев, живших в этом городе, были голландцами, а их дела вели евреи.

Еврейские общины Египта

Египет, с которым тесно связана история еврейского народа, упоминается в Библии чаще, чем какая-либо другая страна. Избавление от египетского рабства — важнейший этап в становлении самосознания еврейского народа как целого, как объединения отдельных племен (колен) израилевых.