Союз обрезания: все, что сотворено, требует работы
Появление ребенка на свет — радостное и значимое событие для каждой семьи. В том, как сложится его жизнь, — немалая доля ответственности родителей, в частности, в их подходе к соблюдению традиций предков и наиболее важных заповедей. Для еврейского народа одной из таковых является брит мила. Как подготовиться к проведению обрезания? Когда совершается обряд? Кто должен принять в нем участие? Ответы на эти и другие вопросы — в книге «Добро пожаловать! Законы первых лет жизни, заповедь брит мила, словарь еврейских имен». Мы публикуем фрагмент книги.
Все, что сотворено, требует работы
Обрезание служит напоминанием не только о завете между Всевышним и потомками Авраѓама, но и об еще одной важной еврейской доктрине. Мидраш (Берешит раба, 11:6) рассказывает о следующем диалоге между рабби Ѓошаей, палестинским мудрецом III века, и неким нееврейским философом :
Один философ спрашивал рабби Ѓошаю: Если любимо [Всевышним] обрезание — отчего же не было дано первому человеку?
Сказал ему рабби Ѓошая: Если так, то отчего же этот человек [ты] бреет края волос на голове и оставляет бороду?
Сказал ему тот: Потому что [волосы на голове] выросли у меня в глупости . Сказал ему [рабби Ѓошая]: Если так, то да выколет этот человек себе глаза и отрежет себе руки!
Сказал ему [философ]: До чего же мы дошли — как же так?!
Сказал ему [рабби Ѓошая]: Никак тебе не ускользнуть, ибо все, что сотворено в шесть изначальных дней, требует работы, например, горчицу требуется приправить, бобы требуется приправить, пшеницу требуется смолоть — и даже человек требует исправления!
Некоторые исследователи полагают, что это мог быть современник рабби Ѓошаи христианский богослов Ориген, известный своими познаниями в философии и готовностью к иудео‑христианскому диалогу. Однако подобные аргументы мог выдвинуть практически любой христианский мыслитель того времени. Тертуллиан, к примеру, последовательно доказывал, что праведники, жившие до Авраѓама, были угодны Всевышнему, хотя ни один из них не был обрезан:
Если то правда, что обрезание очищает человека: то почему Бог сотворил Адама необрезанным и не поспешил обрезать его даже и после его падения, когда обрезание очищает? Известно, что поместивши его в раю, хотя и необрезанного, Он предоставил ему управление раем. Тот же Самый Бог, поселивший первого человека в раю и не заповедавший ему ни обрезания, ни празднования субботы, похвалил сына его Авеля, который, будучи не обрезан и не соблюдая субботы, принес благоприятные Ему жертвы: Он удостоил приятия то, что Авель представил Ему в простоте сердца, между тем как отверг жертву Каина, брата его, потому что он право не разделил, то есть не право поступил. Ной не был обрезан и не праздновал субботы; тем не менее Бог избавил его от потопа. Он восхитил из этого мира праведного Еноха, который не знал ни обрезания, ни субботы и который доселе не вкусил смерти, дабы этот кандидат вечности служил нам свидетельством, что мы можем угождать Моисееву Богу и без тяготы Моисеева закона. Мельхиседек, священник Бога вышнего, был облечен священническим званием без соблюдения обрезания и субботы. Лот, племянник Авраѓамов, также доказывает нам эту истину: он пощажен от Содомского пожара не за исполнение закона, но за свою праведность .
Судя по всему, еврейские мудрецы знали об этих аргументах и даже пытались их опровергнуть: согласно некоторым мидрашам, несколько героев Писания родились обрезанными, в том числе Адам, Шет, Енох, Ноах и Терах, отец Авраѓама (мидраш Теѓилим, 9:7). Однако рабби Ѓошая (а также рабби Акива в аналогичном диалоге с римским правителем) пошли принципиально другим путем. По их мнению, мир изначально не сотворен совершенным — наоборот, он требует от человека определенной работы для улучшения. А обрезание, соответственно, является одним из примеров такой работы.
Согласно еврейской традиции, человек делает мир лучше, исполняя заповеди и делая добрые дела. Обрезание же — единственная заповедь, которая пребывает с ним все время, где бы он ни находился. Эта мысль подтверждается в трактате Менахот, 43б:
В час, когда Давид входил в баню и видел себя голым, он говорил: горе мне, ибо стою голым, без единой заповеди! Однако когда вспоминал он об обрезанной плоти, он успокаивался и, выходя, воспевал о ней песнь, как сказано: «Начальнику хора. На восьмиструнной лире. Псалом Давида» (Теѓилим, 6:1) — в честь обрезания, которое делают на восьмой [день].
Таким образом, обрезание служит идеальным напоминанием, что наш долг — делать этот мир лучше.
Впрочем, согласно еврейской традиции, человек должен улучшать не только окружающую действительность, но и прежде всего самого себя: приобретать добродетели, избавляться от пороков и вредных привычек, бороться с дурным началом, преодолевать соблазны и искушения. В том числе — искушения, связанные с половым влечением и противоположным полом.
По мнению Рамбама, смысл заповеди обрезания — ослабить это влечение и таким образом уберечь евреев от связанных с ним опасностей. В его «Путеводителе растерянных», 3:49, читаем:
С моей точки зрения, смысл заповеди обрезания состоит в том, чтобы уменьшить половое влечение и ослабить тот орган, чтобы меньше тем занимался и воздерживался по мере возможности. Некоторые полагают, что обрезание дано, дабы восполнить недостаток творения. Но те, кто желает возразить, смогут возразить так: «Как могут природные предметы иметь такой недостаток, что его следует восполнять извне? И, как известно, та полоска кожи приносит пользу тому органу». Эта заповедь не призвана восполнить недостаток творения, но призвана восполнить недостаток духовных качеств. Ущерб, наносимый телу этим органом, и есть цель, ради которой дана [эта заповедь]. Обрезание не наносит вреда деятельности человека, в частности, человек не лишается возможности продолжать род. Но в некоторой степени утихают страсть и чрезмерное половое стремление.
Предположение, что обрезание ослабляет половое влечение, на сегодняшний день считается полностью опровергнутым. Тем не менее видимый знак на детородном органе, несомненно, является напоминанием о необходимости контролировать свои плотские импульсы, обуздывать страсти и противостоять соблазнам.
Книгу «Добро пожаловать! Законы первых лет жизни, заповедь брит мила, словарь еврейских имен» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах