Ночное бодрствование
Мидраш рассказывает, что евреи проспали всю ночь, предшествующую получению Торы, «ибо приятен этот сон, а ночь эта коротка», — и даже пуртана (мушка, живущая в пустыне) не беспокоила спящих. Когда поутру Всемогущий возжелал дать евреям Тору, Он обнаружил, что все, как один, спят: Ему пришлось будить их. И спросил Он: «Почему, когда явился Я, не было там никого? Когда взывал Я, не было ответа?» Поэтому введено было в обычай бодрствовать в первую ночь Швуэс, изучая Тору, — чтобы очистился сон народа Израиля накануне дарования ему Торы.
Каждое повествование Торы дает нам наставление, касающееся наших духовных усилий. История, подобная этой, — если учесть, что Тора настойчиво избегает всего, что может унизить достоинство человека, — должна содержать в себе важнейший моральный урок, оправдывающий ее включение в Тору.
Подготовка к получению Торы
Возникает целый ряд вопросов. Когда евреи узнали, что после исхода из Египта им будет дана Тора, они страстно этого возжелали и начали считать дни, отделяющие их от назначенного времени. В ответ на это Б‑г дал заповедь считать дни омера. И если в начале семи недель евреи были охвачены столь глубоким энтузиазмом, мы можем представить себе, насколько сильным было их желание Торы накануне ожидаемого дня. Но как тогда можно было забыться сном в ночь накануне дарования Торы?
Более того, счет дней, который они вели, также был подготовкой к получению Торы. В течение сорока девяти дней они проходили духовное очищение, чтобы быть достойными ее получения. Каждый день они добивались того, что им открывались еще одни Врата Понимания. И когда они прошли через сорок девять врат (то есть через все, которые открываются человеческими усилиями), Всемогущий, в момент дарования Торы, удостоил их «Пятидесятыми Вратами».
Но, если выйдя из Египта, вырвавшись за пределы «сорока девяти врат нечистоты», евреи столь стремились получить Тору, то сколь же должно было возрасти их стремление, когда они достигли возвышенного и тонкого духовного уровня, пройдя все сорок девять Врат Понимания! После великого духовного восхождения в продолжение семи недель, став намного достойнее Торы, чем в момент Исхода, — как могли они позволить себе забыться сном?
Следует признать: их сон был не тем, чем он кажется на первый взгляд, — их сон был именно подготовкой к получению Торы. И подтверждение тому, что это так, мы обнаруживаем в незначительном на первый взгляд указании: в эту ночь спящих не жалила мошка. Здесь мы имеем дело с чудом, сотворенным Всевышним, а это свидетельствует о том, что сон накануне Синайского Откровения был вовсе не срывом в процессе подготовки к получению Торы, а еще одним этапом подготовки.
Восхождение души во сне
Рабби Шнеур‑Залман из Ляд отмечает, что даже если «<человек> — совершенный праведник, служащий Всевышнему в трепете и великой любви, полной наслаждения, он ни в малейшей мере не достигает степени приверженности души Всевышнему в страхе и любви, <какими она обладала> до ее нисхождения в этот вещественный мир» (Тания, гл. 37). Происходит так оттого, что физическое тело не способно воспринять столь высокую степень единства с Б‑гом, которая присуща душе до ее нисхождения в материальный мир.
Но во время сна душа отделяется от тела и восходит к своему истоку (Брейшис Раба, 14:9); в теле остается «лишь малая толика жизни» (Зоар, 183а), сообщаемая душой. Поэтому во время сна душа способна достичь более тонких степеней восприятия, чем во время бодрствования, когда она затрачивает силы на свое физическое облачение в виде тела.
Известно, что те, кто ревностно и самоотверженно погружен в изучение Торы, во сне могут достичь некоего откровения. Случается, что проблемы, которые человек пытался разрешить в состоянии бодрствования, предстают ему как простые и ясные в момент пробуждения. Причина же тому — восхождение души во сне.
А значит, достигнув пределов, которых может достичь душа в состоянии бодрствования, пройдя все сорок девять Врат Понимания, евреи перед получением Торы пожелали погрузиться в сон, ибо хотели, чтобы душа отделилась от тела и взошла выше, достигнув следующей высоты. Они полагали, что состояние, которое достижимо таким образом, более подобает ситуации и видели в нем кульминацию своей подготовки к Откровению, когда им будет дарована Тора.
Именно об этом говорит Мидраш: «ибо приятен этот сон, а ночь эта коротка»: чем больше усилий прилагает человек и чем более высветляет он свою сущность в состоянии бодрствования, когда душа прочнейше связана с телом, тем выше может взойти его душа во время сна. Исполнив духовный труд Счета омера, продолжавшийся сорок девять дней, евреи уже выполнили духовное приготовление к дарованию Торы. «Эта ночь <духовный мрак и пребывание в состоянии, когда Б‑жественное сокрыто> коротка»: такая формула напоминает нам, что после момента откровения Торы останется лишь малая толика «сокрытия» и продлится это недолго. В такой момент сон «приятен», ибо посредством сна можно достичь самых тонких уровней духовности.
Восхождение евреев к духовным высотам во время сна оказало влияние даже на окружающее их пространство: мошка и та не беспокоила их в ту ночь.
«Не в небесах Тора»
Однако Всевышний недоволен был сном Израиля накануне получения Торы, ибо это не было подобающей подготовкой — готовиться к получению Торы следовало иначе.
Цель, открываемая человеку Торой и заповедями, — служить Б‑гу в физическом человеческом теле. Через Тору, заповеди и исполнение предназначения осуществляется истинная связь с сущностью Б‑га. Работа с телом столь важна, что Небесный суд признает юридические решения, вынесенные знатоками Торы на земле. И хотя их решения могут быть отличными от Небесных решений, Всемогущий признает их: «Дети Мои возобладали надо Мной», ибо «не в небесах Тора» (Дворим, 30:12).
И так как цель дарования Торы заключалась в том, чтобы наделить величайшим значением работу души в теле, то подготовка к получению Торы должна была этому соответствовать — евреям подобало не спать, не «отпускать» душу от тела, а служить в теле.
Нисхождение к физическому царству
Каким образом все это связано с нашими духовными усилиями? Есть люди, которые задаются вопросами: почему мое внимание должно быть сосредоточено на духовной тьме, в которой погряз мир? почему вообще меня должно занимать земное? не лучше ли отдалиться от мира, сосредоточить усилия на постижении Торы и молитвах? я приложил громадные усилия и достиг уровня Откровения, а «ночь коротка», — тьма внутри меня уже почти рассеялась; порвав с миром, я достигну еще большего в моем духовном восхождении!..
Однако нам сказано: даже накануне получения Торы (по сути, в тот самый день, когда она была дарована!) подобное поведение шло вразрез с волей Б‑га. Нам также сказано: нужно «высветлить» этот сон накануне Синайского Откровения. Несомненно, после дарования Торы наша духовная работа заключается в том, чтобы «нисходить» — нести духовность в нижние слои физического мира, помогать делать еще один шаг нашим собратьям, которые пребывают на более низком духовном уровне. И именно за счет этого ученый муж преуспеет в восхождении: «от учеников своих я почерпнул больше, чем от прочих» (Таанис, 7а)!
Вот откуда обычай не спать в ночь Швуэс. Приуготовление к получению Торы — не в том, чтобы спать, — не в том, чтобы душа взошла выше, отделившись от нашего физического тела. Еврей должен трудиться в теле, работая над своей природой и своей долей в материальном мире: это подготовляет нас к радостному, обращенному к нашей душе получению Торы.
Книгу «С хасидской точки зрения. О еврейских праздниках» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах