Ханука

С хасидской точки зрения. Ханука

Менахем-Мендл Шнеерсон 7 декабря 2023
Поделиться

В те дни… в наше время

Главная ханукальная заповедь — затеплить пламя. Как затеплить свет? Следует взять физическую субстанцию, например масло, и нагревать, покуда эта субстанция не трансформируется и не станет пламенем, освещающим все вокруг.

Огни Хануки ведут свое происхождение от огней священного Бейс а-микдаш, в котором каждый вечер затепливали менору. В результате разорения Храма греками не могли найти достаточно неоскверненного масла для меноры. Но Б-г сотворил чудо, и малого сосуда с маслом, на котором была нетронутая печать Первосвященника, — масла этого должно было хватить едва на один день, — хватило на восемь дней. В память этого чуда все восемь дней Хануки мы зажигаем свечи.

Заповедь соблюдать Хануку восходит, таким образом, к ритуалу возжжения меноры во Храме, но между менорой, затепливаемой на Хануку, и менорой, теплящейся во Храме, есть ряд существенных отличий.

Ханукальная менора и менора во Храме

В Храме количество огней меноры пребывает неизменным, тогда как на Хануку с каждым вечером мы зажигаем на один огонь больше.

В Храме светильники горели в течение дня, когда и так за стенами храма все залито светом, ибо нам велено было от Б-га зажигать их в послеполуденное время (Шмойс, 30:8); ханукальные огни зажигаются ввечеру, с приходом тьмы.

В Храме светильники теплились внутри здания, тогда как ханукальные светильники ставят в дверном проеме, чтобы они освещали тьму снаружи.

Времена, когда менора зажигалась в Скинии, а потом — во Храме, были временами материального изобилия. Так было, когда Израиль, ведомый Моше, странствовал по пустыне. Тогда евреям ниспосылалось все, в чем имели они нужду: манна с неба была им пищей, воду давал чудесный источник Мириам, а одеяния всегда были чистыми и всегда под стать своему владельцу: как поясняет Раши, «облака славы снимали <пыль> с их одежд и очищали их, <так что они имели> вид одежд чистых <новых>. И так же, что до их детей: когда они росли, вместе с ними росла их одежда, подобно тому как облачение моллюска растет вместе с ним» (Раши на Дворим, 8:4).

И правление царя Шломо, во время которого выстроили Храм, было временем мира и процветания: «И сидели Иеуда и Исроэл спокойно, каждый под виноградной лозой своей и под смоковницей своей» (Млохим, I, 5:5).

Та эпоха, когда в Храме теплились огни меноры, была эпохой полноты. Последнее утверждение можно истолковать и применительно к духовному: когда человек свободен от материальных забот, он может всецело посвятить себя изучению Торы и исполнению заповедей, так что все его занятия будут носить духовный характер.

Обычай же зажигать ханукальные огни восходит ко времени, когда евреи только-только сбросили гнет Селевкидов, — времени скудости и крайнего напряжения физических сил. Это распространялось и на духовный уровень — мы помним, что даже неоскверненного масла нашли столь мало, что его никак не могло хватить больше, чем на один день.

Необходимо заботиться о прирастании света

Различия, о которых говорилось выше, легко объяснимы. Эпоха материального процветания была благоприятна и для духовной жизни. Дело в том, что еврей с открытым и щедрым сердцем вовлекает окружающие его материальные сущности в свое служение Б-гу. При таких условиях нет нужды в самопожертвовании, духовный свет равномерно теплится — и нет нужды еще и еще зажигать огни, как нет нужды освещать внешнее пространство, ибо тьма не правит миром. В Храме горит менора — и мир проникнут светом.

Эпоха Хасмонеев была совсем другой — она разворачивалась на фоне жесткого конфликта с греко-сирийским миром, при этом внутри Израиля тлел еще и внутренний конфликт с евреями, вовлеченными греками в процесс ассимиляции. Часть евреев не питала никакого почтения к Храму, рассуждала о религиозной независимости и хотела встроиться в греко-сирийскую культуру.

В этих условиях необходимо было самопожертвование — только оно могло осветить наш путь. Именно в этом символическое значение ханукальных огней. Негоже освещать только дом — внешняя тьма легко может заполнить собою жилище, если ей не противостоять. Чтобы заставить ее отступить, нужно привнести свет в мир, но это — усилие. И мы зажигаем ханукальный огонь именно тогда, когда на землю опускается тьма: мы ставим этот огонь у двери, подчеркивая наше стремление и готовность принести во тьму — свет.

Своя символика заключена и в том, что с каждым днем Хануки мы прибавляем по одному огню: мы подчеркиваем наше стремление избежать духовного соскальзывания вниз — или самодовольного пребывания на уже достигнутом духовном уровне. Единственный же способ уйти от этого — постоянно восходить выше и выше, нести все больше и больше света.

Освещая тьму

В те времена, когда подступает духовная тьма, нельзя поддаваться страху, нельзя позволить тьме одержать победу. Наоборот, она должна побудить нас к тому, чтобы проявилось такое наше качество, как самопожертвование, чтобы мы все свои силы отдали попытке развеять мрак вовне.

Каждый день мы прибавляем по огоньку. Мы подчеркиваем тем самым, что не удовлетворены количеством огней, зажженных накануне. Каждый день мы делаем большее усилие. Сегодня — один огонь, завтра — два, потом три и так далее. При этом недостаточно просто осветить дом — глядишь, чуть светлей станет и на улице. Задача состоит в том, чтобы внести свет — вовне, именно на это должны быть направлены наши усилия.

Более того, эти усилия обретают смысл лишь тогда, когда в их основе лежит самопожертвование, стремление перейти границы, положенные каждому от природы: так, благодаря чуду малая толика масла могла гореть несколько дней. И неважно, что окружающие порой видят в этом стремление «прыгнуть выше головы», единственное, что должно нас волновать, — как выполнить задачу, возложенную на каждого из нас Создателем. Ведь каждый еврей должен помнить, что он — «посол» Б-га, «эмиссар», посланный «воспламенить» материальные аспекты окружающего его малого мира, покуда весь он не озарится светом.

Эта цель достижима лишь тогда, когда мы сосредоточены не на прошлых наших свершениях, а на том, что каждый новый день требует больше света, чем вчерашний. Знание о прошлом необходимо, но это — знание точки отсчета: насколько больше должно быть наше сегодняшнее усилие по сравнению со вчерашним.

Когда еврей действует, преисполненный самопожертвования, вне мысли о своих прошлых достижениях, — с ним пребывает Б-жественная уверенность, что воля его исполнится. Свет во тьме будет прирастать, покуда тьме не будет нанесено окончательное поражение. Тогда мы принесем чистое освященное масло, чтобы затеплить менору в Бейс а-микдаш, который вскоре будет воздвигнут заново — возможно, еще в наши дни.

Книгу «С хасидской точки зрения. О еврейских праздниках» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

С хасидской точки зрения. Рош а-Шона

Молиться во время службы на Рош а‑Шона предписано всем евреям, независимо от их духовного уровня и статуса. Среди них, конечно же, будут и те, чья просьба о ниспослании материального и духовного содействия мотивирована отнюдь не только желанием исполнить волю Б‑га, — в известной мере эти люди ревнуют о своих собственных нуждах, как они их понимают. В основе их молитв — надежда на то, что Б‑г исполнит их суетные нужды «рукой полной и щедрой».

С хасидской точки зрения. Йом Кипур

Известен спор между мудрецами о том, как следует приносить в Йом Кипур покаяние: нужно ли детально исчислять все свои прегрешения или ограничиться общим упоминанием о том или ином грехе. От разрешения этого спора зависит представление о покаянии и его стадиях: толчком к покаянию служит страх и это чувство является определяющим в начале процесса, тогда как глубинное покаяние проистекает от любви.

С хасидской точки зрения. Суккос

Церемония Симхас Бейс а‑шоейва — возлияние воды на алтарь Бейс а‑микдаш во время праздника Суккос — описана в Мишне и Талмуде. Молодые священники — пиркей кеуна — берут большие сосуды с маслом и по лестницам поднимаются вверх, к золотым менорам, стоящим в Бейс а‑микдаш. Когда меноры наполнены маслом и зажжены, их яркий свет озаряет все дома Иерусалима, до самой городской окраины.