В последние несколько недель, когда наши братья в Святой земле ведут тяжелую битву с террористами, окопавшимися в Газе и на юге Ливана, ко мне обращаются десятки людей с одним и тем же вопросом: что следует делать, чтобы Б‑г помог освобождению заложников и сохранил жизни солдат ЦАХАЛа, чтобы ракеты, которые продолжают запускать террористы, сбивались и не наносили ущерба мирным людям в Израиле.
В идеале для этого мы все должны верно служить Б‑гу, соблюдать Его заповеди. Но заповедей у нас 613, и большинство моих собеседников не только не соблюдают множество из них, но даже их не знают! И это не вина людей, а беда: ведь на протяжении четырех поколений безбожный режим запрещал евреям учить Тору и вести традиционный образ жизни. Сейчас в этом смысле мы свободны, но традиция во многом утеряна, и ее восстановление требует времени. Поэтому люди приходят и спрашивают: с чего начать? На какие заповеди прежде всего обратить внимание, если хочешь достичь результата?
Это нелегкий вопрос. Наши мудрецы подчеркивали, что заповеди нельзя делить на «более важные» и «менее важные». «Добросовестно соблюдай все заповеди, как легкие, так и трудные, потому что ты не знаешь, сколько причитается за каждую из них», — говорится в «Пиркей авот». Замечу, мудрецы древности имели дело с теми евреями, которые воспитывались на Торе, и все заповеди с самого детства были неотъемлемой частью их жизни. Так что же делать тем, чьи родители были насильно отторгнуты от еврейства и кто сейчас только возвращается к вере своего народа?
Слава Б‑гу, нашему поколению повезло. Ровно полвека назад, вскоре после Войны Судного дня, когда евреи задавались тем же вопросом: «Как просить Б‑га, чтобы Он помог Израилю?», — наш Ребе дал старт кампании по возвращению к традиции наших светских соплеменников.
Он перечислил десять мицвот, которые легко соблюдать и которые помогают человеку защитить себя и помочь в защите других. Это надевание тфилин, чтение Торы, установка мезузы, а также цдака, субботние свечи, еврейские книги в доме, кашрут, забота о воспитании детей, соблюдение семейной чистоты и любовь к ближнему. Все это доступно даже человеку, прежде далекому от еврейства. Даже если еврей находится далеко от Израиля, объяснял Ребе, когда он надевает тфилин и прикрепляет мезузу, а женщины зажигают субботние свечи, это помогает в жизни им самим, их родным и всему еврейскому народу.
Кампания, организованная Ребе, была совершенно уникальной: прежде ни один раввин не говорил евреям, с каких заповедей надо начинать, а к каким можно прийти спустя время. Но ведь уникальной была и ситуация: прежде евреи никогда не были насильно отстранены от иудаизма! Надо же с чего‑то начинать, в надежде, что потом все будет развиваться.
Ребе рассказывал одну историю из израильской жизни. Девочка пяти лет приходит из сада, где ей рассказали про субботние свечи, и просит мать позволить ей зажигать. Мать — светская, из новых репатриантов, сперва и слушать не захотела, но как ребенку откажешь? Разрешила раз, другой, потом сама начала зажигать, потому что взрослому легче. Потом муж, видя горящие свечи, решил сделать кидуш, потом выключили телевизор — ну и в конце концов стали соблюдать субботу «по полной». Радовались чувству единения, которое законы шабата приносят в семью.
Вспомним нашу поговорку: «Мицва горерет мицва» — одна заповедь тянет за собой другую. Люди, которых я убедил надевать тфилин, рассказывают: у них постепенно рождается такое чувство, что они могут просить у Б‑га все, что им нужно, и это сбывается. То же и женщины, которые зажигают субботние свечи: они ощущают, что Б‑г их слышит и не оставит без помощи.
Я часто спрашивал себя, почему Ребе выбрал именно эти заповеди как первый шаг для возвращения людей к Б‑гу. И у меня такое впечатление, что в них немало общего с Десятью заповедями, которые Б‑г вручил Моше на горе Синай.
Смотрите, первая из асерет адиброт: «Я Г‑сподь, Б‑г твой, что вывел тебя из Египта…» А когда мы надеваем тфилин, мы как раз вспоминаем об Исходе и о чудесах, которые Б‑г сотворил для спасения наших предков. Заповедь «чти отца и мать» ведет нас к требованию воспитывать детей, ведь только в этом случае они будут чтить родителей. Заповедь «помни день субботний» — это зажигание субботних свечей, заповедь «не желай дома ближнего» — одно из проявлений любви к ближнему… Остальные заповеди тоже тесно связаны с асерет адиброт, просто здесь и сейчас нет места, чтобы раскрыть это подробно.
И сейчас, когда мы просим Б‑га поддержать наших братьев на Святой земле и готовы для этого взять на себя больше в исполнении Его заповедей, пусть каждый подумает, как он может повлиять на друзей и близких, чтобы и их вовлечь в процесс возвращения нашего народа к своей культуре и традиции. Помните, что каждый шаг в этом направлении приближает дни окончательного избавления с приходом Машиаха.