Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: Скачкообразное развитие истории

Йосеф Менделевич 26 марта 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Раши в комментарии на Шир а‑ширим, 2:11: «Прошла, минула осень» пишет, что речь идет о скачкообразном переходе из состояния, в котором мы были в Египте, в состояние свободных людей.

Здесь надо разобраться с двумя интервалами времени. В Брит бейн а‑бетарим Ашем предвещал пребывание в течение 400 лет в «стране, не принадлежащей вам». В этом смысле Египет как раз подпадает под это определение. Но в Египте мы находились только 210 лет. Четыреста лет не получается! Впрочем, если считать со дня рождения Ицхака и до исхода из Египта, выходит точно 400 лет. Так как же считать? Что выбрать за точку отсчета?

Объясним, почему в союзе Бетарим предвещено пребывание в стране, «не принадлежащей тебе», ровно 400 лет. Адам Ришон, отступив от воли Всевышнего, внес в человеческий характер четыре нехорошие склонности — пренебрежение Творцом и бунт против Него, пролитие крови, половую распущенность и злословие.

Объясним это. Вспомним, как увещевал Нахаш Хаву. Он ей сказал, что Ашем запретил есть от Древа познания добра и зла, «потому что знает Он, что вы уподобитесь Ему». Адам по следам Хавы послушал это злоязычие и принял его. По законам лашон а‑ра преступником является не только тот, кто распространяет злословие, но и тот, кто слушает его. Закон запрещает слушать лашон а‑ра. Обычно под этим понятием имеются в виду сплетни, распространение слухов, ложь. Однако на самом деле это понятие более широкое и означает использование речи в неверных целях. Имеются в виду не только речь (вербальная, звуковая), но и мысли. Сейчас установлено, что мыслительные процессы используют речевые матрицы. Если человек не владеет речью, он мыслит на самом примитивном уровне. Мы знаем, что мыслительная деятельность человека таит в себе много опасностей. Ведь преступление на деле совершить не так‑то просто, в мыслях же для этого не потребуется особых усилий. Человек может мысленно совершать самые страшные преступления. А ведь всякое преступление наносит ущерб душе. Совершив реальное преступление, можно думать о том, как на деле исправить или ослабить его действие. Однако в мыслях человек подчас и не осознает, что совершил преступление, и даже не помнит об этом. То есть он нанес ущерб своей душе и не исправляет его. Это первое преступление, совершенное Адамом Ришоном. Сама идея стать на один уровень с Ашемом, безусловно, является грехом авода зара.

В целом за нарушение каждой из основ, заложенных Адамом, требуется 100 лет искупления — изгнания. По объяснению Маараля, в нашем мире число 10 как основа десятичного является святым — при отделении трумы для коэна или десятины левиту: «…каждый десятый — свят». В высших мирах святость представлена цифрой 100. Поэтому, для того чтобы исправить урон, нанесенный в духовных ценностях, требуется 100. Даже если считать, что те 210 лет, которые сыны Израиля провели в Египте, покрывают 300 лет (10 лет из третьего столетия можно считать как полные 100), не хватает еще 100 лет, относящихся к греху лашон а‑ра.

Таким образом, несмотря на то что процесс искоренения греховности, заложенной еще Адамом Ришоном, прервался на последней, четвертой, стадии и не завершился, Ашем перевел нас на уровень дарования Торы. Как видим из дальнейшей истории народа Израиля и, прежде всего, разрушения Второго храма, незавершенность этого процесса по‑прежнему таит в себе угрозу.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Раскрытие сокровенного: «Когда было дано указание построить Мишкан?»

Указание о строительстве Мишкана было дано дважды — до и после служения золотому тельцу. В Торе не бывает повторения «просто так». В чем же смысл повтора? Может быть, что‑то изменилось? Да, конечно! Человек, а особенно целый народ, должен измениться после такого падения и раскаяния. Признаки этого раскаяния мы можем увидеть, рассмотрев, что собой представляет Мишкан

Раскрытие сокровенного: «И пришел Амалек, и воевал народ Израиля в Рефидим»

Евреи пришли на пир Ахашвероша, потому что разуверились в возможности восстановления Храма — ведь прошло уже 70 лет, и Ашем их не возвратил. Значит, думали они, они этого не заслужили. Разгром Амана вновь вселил в них веру в собственные силы. С этого момента началось возвращение в Израиль. Важный урок для нашего поколения

Раскрытие сокровенного: Как человек стал смертным. Грех Адама Ришона

Как известно, человек на 90 % состоит из воды. И вместе с тем это чудо Творения, подчиняющееся законам природы. В отношении Адама Ришона сказано: «Из праха ты сотворен, и в прах ты вернешься». Однако до грехопадения человека предполагалось, что он будет бессмертным. Что же произошло?