Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: Почему не приводится важность каждой мицвы

Йосеф Менделевич 5 сентября 2025
Поделиться

В разделе Ки‑теце («Если пойдешь на войну») приводится 74 мицвы, и только в отношении одной из них говорится, что она служит продлению жизни в Эрец‑Исраэль. Это касается законов гнезда с птенцами. Странно, что такая незначительная заповедь получает особое значение. Вследствие этого может возникнуть вопрос: почему Тора не делит мицвот на более и менее важные, ведь разница между ними видна?

Мидраш раба приводит слова из Мишлей: «Никогда не высчитывай, по какому пути тебе выгодно идти». Напрашивается вопрос: а почему бы и нет? Ведь ясно, что есть пути, которые больше иных приближают тебя к цели. Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо понять, что при исполнении заповеди мерилом становится старание.

Мидраш рассказывает нравоучительную историю: хозяин взял работников на обработку деревьев, но не сказал, какова будет плата за каждое дерево. Каждый работник старался на своем участке. По завершении работы хозяин заплатил каждому согласно важности возделанного дерева. Работники возмутились, почему он не предупредил об этом. Хозяин ответил: «Если бы я сказал вам заранее о ценности каждого дерева, то полсада осталось бы необработанным».

На первый взгляд может показаться, что, если бы они не обработали неценные деревья, ничего бы не произошло, ведь самые ценные были бы обработаны самым наилучшим образом. Оказывается, не так. Наши мудрецы установили правило: чем больше вложился в работу (выполнение мицвы), тем сильнее заслуга.

В Гемаре в трактате Макот от имени рабби Симлая говорится: «КАБА хотел сделать благо Израилю, поэтому дал им Тору и много заповедей». Кажется, было бы легче, если бы мицвот было меньше. Рамбам пишет об этом, объясняя, что, старательно выполнив хотя бы одну из заповедей, человек достигает наивысшей близости к Ашему. Иначе говоря, обилие заповедей дает большой спектр свободы выбора.

Однако это объяснение, казалось бы, противоречит трактату Сота, 14, где объясняется, почему Моше упрашивал Господа разрешить войти ему в Эрец‑Исраэль. Объяснение заключается в том, что 248 повелевающих постановлений соответствуют 248 основным органам тела. И если человек не выполняет какие‑то заповеди, то он в этой части остается несовершенным. Поскольку Моше не мог выполнить заповеди, связанные с обработкой земли Израиля, то очень многие части его тела оставались бы не освященными, грубо материальными.

Тем не менее остается вопрос: как Моше, наш учитель, занимался бы сельскохозяйственными работами, даже попав в Эрец‑Исраэль? Эта же постановка вопроса справедлива в отношении большого количества заповедей, которые касаются царя, коаним и левитов.

Заповеди взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом так же, как все органы тела. Например, в одном движении руки задействованы и сердце, и легкие, и нейроны мозга, и мышцы и т. д. То есть если царь выполняет свои особые заповеди, он не может достичь желаемого без участия каждого из народа. Так же как тело человека представляет собой единое целое, так и весь народ Израиля, достигнув определенного уровня единства, действует как слаженный механизм, когда заповеди одного являются достоянием другого. Можно, конечно, спросить: если так, то Моше удостоился бы выполнения всех заповедей, связанных с землей, даже не переходя Иордан. Ответ, естественно, заключается в том, что для этого надо было войти и присутствовать всем народом, включая и Моше.

От этой аналогии приходим к выводу, что, так же как органами тела движет какая‑то сила, какой‑то энергетический заряд, в каждой мицве заложена определенная сила. Безусловно, это общая сила любви служения Ашему. Она‑то и объединяет все мицвот и создает возможность перемещения мицвы от еврея к еврею.

Так можно объяснить и подход Рамбама. Действительно, при исполнении даже нескольких мицвот создается сила, равная всем 613 заповедям.

При таком подходе ценность каждой мицвы не важна, так как только при абсолютном единстве народа Израиля и максимальном напряжении в выполнении заповедей (не ради получения награды, а от восторга служения Ашему) можно достичь необходимого уровня энергии любви, который поднимет Израиль (и весь мир) на следующую ступень приближения к Ашему.

[Можно представить себе ядерный котел, который при правильном взаимодействии отдельных частиц начинает вырабатывать ядерную энергию. — Й. М.]

 

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: В чем отличие вод в Мериве и источника из скалы близ Хорива?

После кончины Мирьям Моше должен был только отыскать и восстановить ее колодец, но сомневался, что ему удастся это сделать. Поэтому он рассердился и сказал: «Вы что, хотите, чтобы из этой скалы я достал воду?» Моше не поверил, что валун, подкатившийся к нему, и есть вход в колодец Мирьям. Сомневаясь в успехе, он дважды проявил неверие...

Раскрытие сокровенного: Враждебность некоторых народов к Израилю

Причина, по которой Моав и Мидьян пытаются предотвратить приход Израиля в свою страну, заключается в том, что Израиль своими заповедями, касающимися земледельческих работ, возвышает и освящает Страну Израиля

Раскрытие сокровенного: «И записал Моше все их походы и уходы»

Моше — добро по определению, поэтому зло для него неприемлемо, и он постоянно с ним борется: убивает египтянина, успокаивает евреев. Сильная сторона Аарона — любовь к Ашему и стремление воодушевить сынов Израиля любовью к Нему