Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: Как человек стал смертным. Грех Адама Ришона

Йосеф Менделевич 20 марта 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

С научной точки зрения смерть является разрушением химических элементов и возвращением их в основные элементарные вещества. Мудрецы Торы называют эти основные элементы: земля, огонь, вода и воздух. Есть какие‑то энергии, которые соединяют их вместе, в результате чего создаются органические и неорганические вещества. Так и человек представляет собой соединение этих базисных элементов в более сложные образования и так далее.

Как известно, человек на 90 % состоит из воды. И вместе с тем это чудо Творения, подчиняющееся законам природы Рабби Йеуда Алеви объясняет, что природа — это Элоим. . В отношении Адама Ришона сказано: «Из праха ты сотворен, и в прах ты вернешься». Однако до грехопадения человека предполагалось, что он будет бессмертным. Что же произошло?

Дело в том, что до «грехопадения» Адам был связан с Ашемом, что обеспечивалось «склейкой» между указанными базисными элементами. В тот момент, когда Нахаш вселил в Адама мысль о недоверии к Ашему («Знает Ашем…»), эта связь была разрушена и на Адама распространился закон материальной природы (энтропии), по которому все вещества стремятся вернуться в свое исходное состояние.

Установление связи сынов Израиля с Отцом небесным происходит с участием коаним посредством службы в Храме. Они способны также восстановить разрушенные связи. Тума (нечистота) близка к понятиям атима (блокировка, изоляция) и тимтум (отупение). Дело в том, что, когда душа после смерти оставляет тело, в него вселяется субстанция нечистоты (тума), которая блокирует связь с Ашемом. Тума — это отсутствие кдуши (святости). Вот почему коаним вменяется в обязанность удаляться от мертвого тела, так как это блокирует его от связи с высшими мирами и может нанести ущерб всему народу Израиля.

Адам был связующим звеном между Ашемом и остальными творениями. В тот момент, когда эта связь разорвалась, на всех стали распространяться законы обычной материи.

Какие же идеи вселил Нахаш? Он сказал Хаве, а та — Адаму, что причина запрета вкушения плода Древа познания добра и зла в том, что тогда человек уподобится Ашему. Но плод Древа познания добра и зла, может быть, и дает человеку возможность научного познания. Если это делается без Древа жизни, то это просто научные исследования, которые уводят человека от истины связи с Ашемом и вселяют в него сомнение. С этого момента человек становится частью природы. (Хотя и природа тоже Божественное творение, на которое распространяются Божественные законы материи, но только на материальном уровне.)

Стремление соперничества с Творцом является не чем иным, как восстанием против Творца (авода зара).

Проследим за степенями воздействия Нахаша. Вот текст Торы: «И увидела жена, что дерево это хорошо для еды и что услада оно для глаз, и вожделенно это дерево для развития ума, и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему с собою, и он ел» (Берешит, 3:6).

Первое воздействие Нахаша «открыло» глаза Хаве: «И увидела, что хорошо дерево для еды» — возбуждение материальных страстей.

Второе внушение Нахаша: «И увидела Хава, что это соблазн для глаз». Упоминание о глазах намекает на возбуждение зависти, а зависть ведет к убийству.

Последнее воздействие: «И увидела она, что от этого плода можно поумнеть» (увеличить свои интеллектуальные способности).

Так Адам Ришон отдалился от связи с Ашемом и стал смертным. Задача коаним — приближать Шхину к нашему миру. Ведь даже жертвоприношение означает приближение заблудших душ, которые обернулись в тела животных, к Ашему. И в повседневной жизни коэн стремится ускорить приближение еврея к Ашему. Как сказано: «Коэн любит мир и стремится к миру и приближает их к Торе» (Пиркей авот). (Моше только принес дарованную Тору.) Таким образом, только коэн может восстановить эту прерванную связь с Ашемом — для этого он и входит в Святая святых. По определению рабби Йеуды Алеви, тума вселяется только туда, где была кдуша. Поскольку коэн обладает самым высоким потенциалом кдуши, то потеря ее сразу вызывает агрессию огромного количества тумы, и это еще более отделяет Израиль от Ашема, вот почему к святости коаним предъявляются повышенные требования.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Раскрытие сокровенного: «Когда было дано указание построить Мишкан?»

Указание о строительстве Мишкана было дано дважды — до и после служения золотому тельцу. В Торе не бывает повторения «просто так». В чем же смысл повтора? Может быть, что‑то изменилось? Да, конечно! Человек, а особенно целый народ, должен измениться после такого падения и раскаяния. Признаки этого раскаяния мы можем увидеть, рассмотрев, что собой представляет Мишкан

Раскрытие сокровенного: «Что услышал Итро?»

Пока Амалек присутствует в этом мире, он закрывает собой свет Божий, мудрость, правильное понимание о существовании Бога, чтобы Он не проявился в мире. Это тем более верно в отношении Итро, который происходил от Каина. Пока Амалек был силен в этом мире, Итро не был способен изменить свои качества под влиянием сехель, так как сехель был блокирован Амалеком. Как следует из этой главы, Итро знал, что есть Ашем, но не был в состоянии превратить это знание в убеждение и веру

Раскрытие сокровенного: «И пришел Амалек, и воевал народ Израиля в Рефидим»

Евреи пришли на пир Ахашвероша, потому что разуверились в возможности восстановления Храма — ведь прошло уже 70 лет, и Ашем их не возвратил. Значит, думали они, они этого не заслужили. Разгром Амана вновь вселил в них веру в собственные силы. С этого момента началось возвращение в Израиль. Важный урок для нашего поколения