Раскрытие сокровенного: Как человек стал смертным. Грех Адама Ришона
С научной точки зрения смерть является разрушением химических элементов и возвращением их в основные элементарные вещества. Мудрецы Торы называют эти основные элементы: земля, огонь, вода и воздух. Есть какие‑то энергии, которые соединяют их вместе, в результате чего создаются органические и неорганические вещества. Так и человек представляет собой соединение этих базисных элементов в более сложные образования и так далее.
Как известно, человек на 90 % состоит из воды. И вместе с тем это чудо Творения, подчиняющееся законам природы . В отношении Адама Ришона сказано: «Из праха ты сотворен, и в прах ты вернешься». Однако до грехопадения человека предполагалось, что он будет бессмертным. Что же произошло?
Дело в том, что до «грехопадения» Адам был связан с Ашемом, что обеспечивалось «склейкой» между указанными базисными элементами. В тот момент, когда Нахаш вселил в Адама мысль о недоверии к Ашему («Знает Ашем…»), эта связь была разрушена и на Адама распространился закон материальной природы (энтропии), по которому все вещества стремятся вернуться в свое исходное состояние.
Установление связи сынов Израиля с Отцом небесным происходит с участием коаним посредством службы в Храме. Они способны также восстановить разрушенные связи. Тума (нечистота) близка к понятиям атима (блокировка, изоляция) и тимтум (отупение). Дело в том, что, когда душа после смерти оставляет тело, в него вселяется субстанция нечистоты (тума), которая блокирует связь с Ашемом. Тума — это отсутствие кдуши (святости). Вот почему коаним вменяется в обязанность удаляться от мертвого тела, так как это блокирует его от связи с высшими мирами и может нанести ущерб всему народу Израиля.
Адам был связующим звеном между Ашемом и остальными творениями. В тот момент, когда эта связь разорвалась, на всех стали распространяться законы обычной материи.
Какие же идеи вселил Нахаш? Он сказал Хаве, а та — Адаму, что причина запрета вкушения плода Древа познания добра и зла в том, что тогда человек уподобится Ашему. Но плод Древа познания добра и зла, может быть, и дает человеку возможность научного познания. Если это делается без Древа жизни, то это просто научные исследования, которые уводят человека от истины связи с Ашемом и вселяют в него сомнение. С этого момента человек становится частью природы. (Хотя и природа тоже Божественное творение, на которое распространяются Божественные законы материи, но только на материальном уровне.)
Стремление соперничества с Творцом является не чем иным, как восстанием против Творца (авода зара).
Проследим за степенями воздействия Нахаша. Вот текст Торы: «И увидела жена, что дерево это хорошо для еды и что услада оно для глаз, и вожделенно это дерево для развития ума, и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему с собою, и он ел» (Берешит, 3:6).
Первое воздействие Нахаша «открыло» глаза Хаве: «И увидела, что хорошо дерево для еды» — возбуждение материальных страстей.
Второе внушение Нахаша: «И увидела Хава, что это соблазн для глаз». Упоминание о глазах намекает на возбуждение зависти, а зависть ведет к убийству.
Последнее воздействие: «И увидела она, что от этого плода можно поумнеть» (увеличить свои интеллектуальные способности).
Так Адам Ришон отдалился от связи с Ашемом и стал смертным. Задача коаним — приближать Шхину к нашему миру. Ведь даже жертвоприношение означает приближение заблудших душ, которые обернулись в тела животных, к Ашему. И в повседневной жизни коэн стремится ускорить приближение еврея к Ашему. Как сказано: «Коэн любит мир и стремится к миру и приближает их к Торе» (Пиркей авот). (Моше только принес дарованную Тору.) Таким образом, только коэн может восстановить эту прерванную связь с Ашемом — для этого он и входит в Святая святых. По определению рабби Йеуды Алеви, тума вселяется только туда, где была кдуша. Поскольку коэн обладает самым высоким потенциалом кдуши, то потеря ее сразу вызывает агрессию огромного количества тумы, и это еще более отделяет Израиль от Ашема, вот почему к святости коаним предъявляются повышенные требования.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах

Раскрытие сокровенного: «Когда было дано указание построить Мишкан?»

Раскрытие сокровенного: «Что услышал Итро?»
