Ранний хасидизм. Гордыня и смирение
«Учение Бааль-Шем-Това согласно трудам его учеников» — антология учения раннего хасидизма, составленная р. Нахманом Гольдштейном из Черина (1825–1894), одним из значительнейших наставников хасидов Брацлава. В антологии приводятся выдержки из трудов хасидских учителей, сжато, но вместе с тем и достаточно подробно излагающие основные идеи, общие для всех хасидских школ и направлений. Данный труд — своего рода энциклопедия хасидской духовности, в равной степени интересная как читателям, вовсе не знакомым с учением хасидизма, так и тем, кто уже многие годы занимается его изучением. В первом томе собраны поучения Бешта, разбросанные по книгам его учеников и учеников его учеников.
Сказано: “…и да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя закваски во всех пределах твоих”
(Шмот, 13:7).
Мудрецы прежних поколений указывают: заповедь уничтожения квасного намекает, что человек должен уничтожить свое дурное начало (йецер ѓа‑ра). И есть два вида дурного начала. Такой взгляд поможет понять, почему фараон должен был утонуть, а Ѓамана нужно было повесить на дереве. Разве это не наводит нас на какие‑то мысли?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, каковы основные препятствия, которые мешают человеку исполнить свое предназначение в этом мире. Ведь ему следовало бы прилагать все усилия ради исполнения своего предназначения, пока душа его облачена в тело, и делать все необходимое для этого. Ему следовало бы быть поспешным и расторопным в служении, на что намекает заповедь поспешного поедания мацы пасхальной ночью — ведь этот мир подобен ночи, а человек в нем словно пришелец и гость, который пришел переночевать, и нет у него времени на посторонние мысли.
Но есть два препятствия, которые не дают человеку быть поспешным и расторопным в выполнении задания, порученного ему Творцом. Это два вида дурного начала. Один из них запутывает человека, навязывая ему мысли о собственном ничтожестве. И это служит препятствием к тому, чтобы человек относился ответственно к своим обязанностям, стоял на страже служения Творцу. Второй же вид дурного начала — гордыня, которая заставляет его выпячивать перед всеми свои заслуги. Она корень всех без исключения грехов, как пишет Явец, поясняя трактат Авот. А поскольку гордыня корень всех грехов, наши мудрецы ее особенно порицают, сравнивая с идолопоклонством. Ведь гордыня — это на самом деле идолопоклонство . Причина же ее в опьянении богатством, или самодовольной сытости, о чем сказано (Дварим, 8:12‑14): “Может быть когда будешь есть и насытишься… надменным станет сердце твое и забудешь Господа, Бога твоего”. Поэтому именно то наслаждение, что доставил евреям пир Ахашвероша, привело к возвеличению Ѓамана, который в великой гордыне объявил себя “божеством” и повелел, чтобы все поклонялись ему.
И это препятствие есть в каждом поколении, когда ради пропитания и заработка люди заискивают перед богачами, пытаясь сделать их посредниками, благодаря которым приходит пропитание, словно Всевышний, Благословенный, не может Сам обеспечить пропитание каждого. Это и есть идолопоклонство, подобное идолопоклонству поколения Эноша, ведь и тогда люди поклонялись идолам, считая их “посредниками”, через которых в мир нисходит благо свыше, как объясняет Рамбам .
Лишь Мордехай “не становился на колени и не падал ниц” (Эстер, 3:2), ибо свято верил, что только Всевышний, Благословенный, дает пропитание всем созданиям “от рогов оленей до личинок блох” (Шабат, 107б). Поэтому он отказался поклоняться идолу и видеть в нем дополнительный источник и “посредника”. Именно потому, что возвеличение Ѓамана, чья главная черта — гордыня, произошло из‑за пира, на котором евреи позволили себе насладиться яствами и напитками, Эстер повелела: “Не ешьте и не пейте три дня” (Эстер, 4:15). Ведь нужно было смирить страсть к чревоугодию и подчинить ее Всевышнему, Благословенному. И благодаря этому не осталось у Ѓамана “подножия”, на которое он опирался. Таким образом, он оказался духовно “подвешен” — из‑за возвышения сердца. Именно поэтому Ѓамана повесили.
Фараон же, напротив, был потоплен в самом низу — в морских безднах. Ведь есть дурное начало, которое выражается в виде ложной скромности, то есть скромности, лишенной Даата, называемого “затылок” . В этом состоял сокровенный смысл египетского изгнания, о котором сказано (Шмот, 1:11): “…чтобы изнуряли его (народ Израиля) тяжелыми работами”, что означает “порождали в нем скромность”. И это продолжалось до прихода избавителя, то есть Моше, о котором сказано, что он был “самым скромным из всех людей” (Бемидбар, 12:3). Его сокровенной сущностью был Даат. Ведь он знал, что на самом деле значит быть скромным и при каких обстоятельствах следует быть скромным.
В связи с этим слышал я притчу. Один правитель или царь устроил трапезу для своих подданных, чтобы затем они отправились на работу — пахать или собирать урожай с поля. На трапезу пришли все от мала до велика. Когда [слуги царя] приметили среди них малых детей, спросили они:
— Что делают здесь эти дети? Ответили им:
— Они уже как взрослые.
Но когда дело дошло до работы, выяснилось, что они не выполняют работу для царя. Спросили [царские слуги об одном из них]:
— Почему он не выполняет царскую работу?
Ответили им:
— Так ведь он маленький!
Удивились царские слуги:
— Как есть и пить, он считается взрослым, а как работать, он маленький?
И “речи из уст мудрого любезны”.
Так дурное начало внушает человеку скромность и смирение, говоря ему: “Кто ты такой, чтобы входить в пределы святости и благочестия? Такого уровня удостаивается лишь один или от силы два человека во всем поколении”. Из‑за этого человек расслабляется и не стремится восходить вверх ступень за ступенью, совершенствуясь в Торе и исполнении заповедей, в благочестии и приобретении хороших качеств. И так с течением времени человек полностью и окончательно утрачивает веру в себя и в конце концов из‑за этой “скромности” вовсе оставляет жизнь по Торе, не дай Бог.
Такое дурное начало называется “квасное”. Ведь оно “заквашивает” для человека Тору, заповеди и служение Творцу, и человек начинает относиться к ним небрежно и не старается исполнить возложенное на него.
Однако все это ложь. Ведь сказано (Ваикра, 19:2): “Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы будьте…” Всей общине пристало быть святыми и праведными. Сказали об этом наши мудрецы, благословенна их память: “Пусть человек всегда относится к себе так, словно его заслуги и грехи уравновешены. Удостоился исполнить еще одну заповедь — значит, тем самым он склоняет собственный приговор и приговор всего мира в сторону оправдания” (Кидушин, 40б). И еще сказали они (Тана дебей Элияѓу раба, 25): “Человек обязан непрестанно задавать себе вопрос: когда же достигнут мои деяния уровня деяний моих праотцев Авраѓама, Ицхака и Яакова?” И “всякий благоразумный действует со знанием (даат)” (Мишлей, 13:16); он поступит противоположно тому, к чему склоняет его дурное начало, чья сущность — “фараон”, он же “затылок”, “задняя сторона” Даата. Ведь дурное начало стремится унизить человека в собственных глазах, дабы он сказал себе: кто я такой, чтобы служить Царю царей, Святому, благословен Он? Кто я такой, чтобы служить Ему молитвой, о которой сказано, что она пребывает в самых высях мира? И здесь можно еще многое добавить.
И тогда приходит Моше, дабы предостеречь евреев, чтобы они побороли такую “скромность” и “смирение”. Об этом сказано: “[Познай же ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог] на небе вверху (ממעל, мимааль) и на земле внизу (מתחת, митахат)…” (Дварим, 4:39). То есть в делах земных (“на земле”), таких как богатство и почет, будь скромен и смирен. Пусть каждый человек будет казаться тебе значительнее тебя. И здесь нельзя стремиться к величию. Однако в вопросах духовных (“на небе”) постарайся быть “вверху” . Здесь ты должен сделать все возможное, чтобы как можно больше подняться в служении Всевышнему. Следует делать прямо противоположное тому, к чему склоняет человека дурное начало. О богатстве и почете оно говорит: “Кому это пристало более чем тебе?”, а о служении Всевышнему толкует, что это относится только к благочестивым и высочайшим праведникам.
В этом и состоял замысел фараона — изнурять евреев тяжелым трудом и унизить их до предела, дабы таким образом заставить их небрежно относиться к служению Творцу. Однако “по мере того как изнуряли его (еврейский народ), он размножался и разрастался” (Шмот, 1:12). Ведь благодаря Моше, который олицетворял собой Даат и был “самым скромным из всех людей” (Бемидбар, 12:3) и за счет совершенного качества Даат пришел к скромности, народ Израиля тоже удостоился “размножаться и разрастаться” в истинной скромности и в подлинном смирении с совершенным качеством Даат. Таким образом, у фараона не осталось точки опоры , и он опустился в морские бездны — то есть оказался в самом низу.
А Ѓаман был повешен высоко — из‑за высокомерия своего сердца. И каждый получил по заслугам, мера за меру.
Поэтому сказали наши мудрецы, благословенна их память: “Открыто перед Тобой и ведомо Тебе, что наше истинное желание — исполнять Твою волю. Так что же мешает этому? Закваска в тесте и порабощение со стороны [правящих над нами] царств” (Брахот, 17а). “Закваска в тесте” — это гордыня, которая возносит сердце человека, подобно тому как закваска поднимает тесто. А “порабощение со стороны царств” — это то, что принижает человека, заставляя его полностью и окончательно потерять веру в себя. Поэтому говорится далее: “Да будет на то воля Твоя, чтобы смирить их перед нами и за нами” (там же). То есть дурное начало, которое проявляется как гордыня, следует смирить и унизить, а дурное начало, которое склоняет человека к ложному смирению, следует поднять” . И тогда “мы возвратимся к исполнению законов воли Твоей всем сердцем” . Это значит, что нужно избавиться от двух видов дурного начала, упомянутых выше, — от гордыни, на которую намекает закваска, и от ощущения собственной никчемности, от лени и ложной скромности, лишенных Даата, на которые указывает понятие “квасное”. Ведь “разница между квасным и мацой совершенно ничтожна” , а маца называется “хлебом бедности” , что намекает на скромность и смирение, в которых, однако, присутствует Даат. И разница между ними “совершенно ничтожна” .
На это намекают наши мудрецы, благословенна их память, в трактате Авот (1:16): “Сделай себе рава”, то есть сделайся сам равом (букв. “большим”) и значительным, словно весь мир держится на тебе, как сказали наши мудрецы. И тогда у тебя появится стимул в изучении Торы и в служении, и ты устремишься к благочестию и святости. А это полностью противоположно тому, на что толкает тебя дурное начало, которое внушает тебе, будто ты недостоин всего этого.
А против дурного начала, которое выражается в гордыне, сказали наши мудрецы: “Приобрети себе друга” (Авот, 1:16). Ведь, как известно, человек скромный может поладить с каждым, гордец же, наоборот, сторонится людей, ибо из‑за высокомерия своего сердца не терпит, чтобы был еще кто‑либо богатый, мудрый или благочестивый, кроме него самого. Поэтому все его сторонятся, и сказали об этом наши мудрецы: “Всякого, кто гордится, даже домашние сторонятся” .
И когда он последует вышеприведенным советам, он сможет исполнить сказанное далее (там же): “Оправдывай каждого человека”. Ибо теперь, когда он близок к тому, чтобы быть оправданным, он может оправдать каждого человека .
(Там же)

Книгу «Ранний хасидизм» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах.

Голос в тишине. Шалахмонес для цадика

Эстер Раба
