Слово раввина

Радость обретения знаний

Берл Лазар 28 февраля 2022
Поделиться

Наш век недаром называют «веком информации». Сейчас возможность получить любые нужные сведения есть у каждого: включил компьютер, напечатал в поисковике то, что тебя интересует, — ​и в следующую секунду имеешь десятки, а то и сотни ссылок. Недаром появились анекдоты про «доктора Гугла», который от любой болезни найдет лекарство, и про «раввина Гугла», который даст ответ на любой вопрос по еврейскому Закону. 

Доступность знаний, конечно, сильно облегчает нам жизнь. Но у каждой медали есть оборотная сторона. «Век информации» породил у немалого числа детей и подростков легкомысленное отношение к учебе. Раз знания получить так легко — ​зачем обращаться к учителям, зачем стараться в школе, зачем поступать в ешиву? Включил компьютер — ​и напечатал в поисковике… 

Между тем доступность знаний не означает реального приобретения знаний. Чтобы полученная информация осталась в голове, надо «пропустить ее через мозг» — ​думать над ней, найти ей место среди другой информации, понять связи между фактами, явлениями и процессами. То есть долго и много трудиться. В ешиве молодые люди учатся десять лет, без каникул, каждый день с утра до вечера — ​и, когда завершают курс обучения, прекрасно понимают, что это только начало, дальше надо учиться всю жизнь, год за годом углубляясь в мудрость Торы… 

В приобретении знаний нет легких путей. Если хочешь изучать Тору или любую другую науку — ​надо прежде всего стараться самому и прислушиваться к учителям. А об удобствах лучше забыть: что легко приходит, легко и уходит.

Именно об этом наша сегодняшняя мишна — ​самая длинная в «Пиркей авот». «Тора выше священнослужения и царст­вования: ибо царствование дает тридцать привилегий, а священнослужение двадцать четыре. Тору же человек приобретает сорока восьмью способами…» И дальше следует подробное изложение того, как следует себя вести, чтобы действительно углубиться в изучение Торы. Прежде всего — ​в чем себя ограничивать и на какие жертвы идти.

Возникает вопрос: как можно сравнивать все эти ограничения и жертвы с привилегиями царей и священнослужителей?.. Но сравнивать можно — ​и именно в контексте получения знаний. Чтобы стать царем, трудиться не надо: достаточно родиться старшим сыном царя и наследовать отцу. Привилегии лишь повышают возможность стать хорошим царем, чтобы подданные тебя не ненавидели и не устраивали революций. Чтобы стать священнослужителем, надо принадлежать к роду коэнов: это, опять же, от человека не зависит. А чтобы приобрести Тору, человек должен вкладывать, вкладывать и вкладывать: время, силы, душу. Все время инвестировать, трудиться. Зато и результат выше: приобретая мудрость, человек изменяется сам, учится видеть красоту окружающего мира, развивает душу. Недаром муд­рецы Талмуда учат, что знаток Торы (талмид хахам), даже из самой простой семьи, стоит выше первосвященника, если тот неученый.

Однажды родители привели к Ребе своего сына перед его бар мицвой и пожаловались, что мальчик не хочет учить Тору. «А чего ты хочешь? Что ты вообще любишь?» — ​спросил Ребе. Подросток ответил, что больше всего любит рисовать и хочет стать художником. Это прекрасное желание, кивнул Ребе. «Тогда ответь на такой вопрос: что дороже, пейзаж, который нарисовал художник, или фотография этой же местности?» — ​«Конечно, рисунок, за картину платят больше, чем за лучшие фотографии». — ​«Но почему? Ведь фотография точнее отражает действительность!» — ​«Фотографию каждый может сделать, достаточно нажать на кнопку, а чтобы написать картину, надо быть настоящим художником, который умеет вложить душу в свое произведение». Тогда Ребе, улыбнувшись, сказал: «То же самое с изучением Торы — ​здесь ты учишься вкладывать душу. Да, это дело нелегкое, но оно дает радость, потому что становится частью тебя, духовно обогащает».

Технический прогресс последних десятилетий приучил нас, что многое дается быстро и без особых усилий. Для белья есть стиральная машина. Для посуды есть машина посудомоечная — ​да и сама еда сплошь фастфуд. Компьютер снабжает информацией — ​нажал на кнопку, и вот она, на экране: а раньше надо было ходить по библиотекам и искать источники в архивах. И только одна область — ​приобретение знаний — ​остается на прежних основах: здесь ничего нельзя добиться без личного вклада, без усилий, без души. 

И, наверное, так и должно быть. Технический прогресс экономит время и силы: соответственно, больше времени и сил остается на учебу, на духовный рост. На то, благодаря чему наша жизнь становится более радостной, богатой и осмысленной.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Не в деньгах счастье

Тора дает счастье и тому, кто беден. Наша история знает десятки выдающихся знатоков Торы, которые жили в нищете и тяжелых испытаниях: вспомните рабби Гилеля, рабби Акиву. Но мы знаем, что люди эти были счастливы, прожили жизнь, полную духовных радостей, и оставили после себя множество учеников. Недаром сказано в Талмуде: «Уделяйте особое внимание детям бедных, ибо от них придет слово Торы».

Возблагодарим учителей

Однажды Бааль‑Шем‑Тов увидел ребенка, который во время молитвы перечислял буквы алфавита. «Что ты делаешь?» — поинтересовался цадик. «Я еще мал и не знаю молитв, — ответил мальчик, — поэтому говорю Б‑гу буквы: Он мудр, Он расставит эти буквы в правильном порядке». Хасиды встретили такие наивные слова громким смехом, но Бешт их осадил: «Не смейтесь! Это пример искреннего служения и хороший урок для всех нас».

Ступени ввысь

«В пять лет начинай учить Тору, в 10 — Мишну; в 13 начинай соблюдать заповеди, в 15 — изучать Талмуд. В 18 женишься, с 20 добывай пропитание; с 30 приходит сила, с 40 — мудрость, с 50 — способность давать советы; в 60 приходит старость, в 70 — седина, в 80 — мужественность, в 90 — способность говорить, а в 100 лет человек как будто умер и ушел из этого мира».