Наш век недаром называют «веком информации». Сейчас возможность получить любые нужные сведения есть у каждого: включил компьютер, напечатал в поисковике то, что тебя интересует, — и в следующую секунду имеешь десятки, а то и сотни ссылок. Недаром появились анекдоты про «доктора Гугла», который от любой болезни найдет лекарство, и про «раввина Гугла», который даст ответ на любой вопрос по еврейскому Закону.
Доступность знаний, конечно, сильно облегчает нам жизнь. Но у каждой медали есть оборотная сторона. «Век информации» породил у немалого числа детей и подростков легкомысленное отношение к учебе. Раз знания получить так легко — зачем обращаться к учителям, зачем стараться в школе, зачем поступать в ешиву? Включил компьютер — и напечатал в поисковике…
Между тем доступность знаний не означает реального приобретения знаний. Чтобы полученная информация осталась в голове, надо «пропустить ее через мозг» — думать над ней, найти ей место среди другой информации, понять связи между фактами, явлениями и процессами. То есть долго и много трудиться. В ешиве молодые люди учатся десять лет, без каникул, каждый день с утра до вечера — и, когда завершают курс обучения, прекрасно понимают, что это только начало, дальше надо учиться всю жизнь, год за годом углубляясь в мудрость Торы…
В приобретении знаний нет легких путей. Если хочешь изучать Тору или любую другую науку — надо прежде всего стараться самому и прислушиваться к учителям. А об удобствах лучше забыть: что легко приходит, легко и уходит.
Именно об этом наша сегодняшняя мишна — самая длинная в «Пиркей авот». «Тора выше священнослужения и царствования: ибо царствование дает тридцать привилегий, а священнослужение двадцать четыре. Тору же человек приобретает сорока восьмью способами…» И дальше следует подробное изложение того, как следует себя вести, чтобы действительно углубиться в изучение Торы. Прежде всего — в чем себя ограничивать и на какие жертвы идти.
Возникает вопрос: как можно сравнивать все эти ограничения и жертвы с привилегиями царей и священнослужителей?.. Но сравнивать можно — и именно в контексте получения знаний. Чтобы стать царем, трудиться не надо: достаточно родиться старшим сыном царя и наследовать отцу. Привилегии лишь повышают возможность стать хорошим царем, чтобы подданные тебя не ненавидели и не устраивали революций. Чтобы стать священнослужителем, надо принадлежать к роду коэнов: это, опять же, от человека не зависит. А чтобы приобрести Тору, человек должен вкладывать, вкладывать и вкладывать: время, силы, душу. Все время инвестировать, трудиться. Зато и результат выше: приобретая мудрость, человек изменяется сам, учится видеть красоту окружающего мира, развивает душу. Недаром мудрецы Талмуда учат, что знаток Торы (талмид хахам), даже из самой простой семьи, стоит выше первосвященника, если тот неученый.
Однажды родители привели к Ребе своего сына перед его бар мицвой и пожаловались, что мальчик не хочет учить Тору. «А чего ты хочешь? Что ты вообще любишь?» — спросил Ребе. Подросток ответил, что больше всего любит рисовать и хочет стать художником. Это прекрасное желание, кивнул Ребе. «Тогда ответь на такой вопрос: что дороже, пейзаж, который нарисовал художник, или фотография этой же местности?» — «Конечно, рисунок, за картину платят больше, чем за лучшие фотографии». — «Но почему? Ведь фотография точнее отражает действительность!» — «Фотографию каждый может сделать, достаточно нажать на кнопку, а чтобы написать картину, надо быть настоящим художником, который умеет вложить душу в свое произведение». Тогда Ребе, улыбнувшись, сказал: «То же самое с изучением Торы — здесь ты учишься вкладывать душу. Да, это дело нелегкое, но оно дает радость, потому что становится частью тебя, духовно обогащает».
Технический прогресс последних десятилетий приучил нас, что многое дается быстро и без особых усилий. Для белья есть стиральная машина. Для посуды есть машина посудомоечная — да и сама еда сплошь фастфуд. Компьютер снабжает информацией — нажал на кнопку, и вот она, на экране: а раньше надо было ходить по библиотекам и искать источники в архивах. И только одна область — приобретение знаний — остается на прежних основах: здесь ничего нельзя добиться без личного вклада, без усилий, без души.
И, наверное, так и должно быть. Технический прогресс экономит время и силы: соответственно, больше времени и сил остается на учебу, на духовный рост. На то, благодаря чему наша жизнь становится более радостной, богатой и осмысленной.