Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»
«Лехаим» публикует классическую статью Финеаса Морделла, написанную в 1912 году и посвященную всестороннему исследованию уникального в своем роде еврейского текста — «Сефер Йецира» («Книги Творения»).
Продолжение. Начало в № 2–3 (382–383)
Глава 2. Тетраграмматон и гласные
Все слова, возникающие из сочетания букв, объединяются и переставляются с Четырехбуквенным Именем Творца (Тетраграмматон), названным в «Сефер Йецира» Единым Именем י‑ה‑ו‑ה, из которого произошло все творение и все языки . Согласно «Сефер Йецира», алфавит состоял не только из согласных, как считают многие исследователи семитских языков, но имел также и гласные, причем сами буквы Тетраграмматона были гласными. Действительно, древние записывали י‑ה‑ו‑ה гласными буквами и‑э‑у‑о или и‑а‑о‑у‑э .
Чтобы понять как буквы Тетраграмматона могут быть гласными, необходимо знать, что такое гласные в иврите. Здесь мнения исследователей сильно расходятся. Дунаш Ибн‑Тамим , мнение которого разделяли многие специалисты по ивриту, утверждал, что три буквы אוי являются подлинными гласными еврейского алфавита. Роджер Бэкон , Масклеф и другие считали, что шесть букв אהוחיע являются ивритскими гласными. Вместе с тем Иероним [Стридонский] и многие другие утверждали, что пять букв אהויע являются настоящими гласными. По моему мнению, исходными и подлинными гласными являются четыре буквы אויע, которые и до сих пор используются в качестве гласных при записи других языков еврейскими буквами. Так, например, сефардские евреи при написании испанского языка еврейскими буквами обозначают звук а буквой א; и и э — буквой י; а у и о — буквой ו. Ашкеназские евреи при написании немецкого языка еврейскими буквами обозначают звуки а и о буквой א; э — буквой ע; у — буквой ו; а и или й — буквой י. Исследование отношения букв и гласных звуков в ашкеназском произношении привело меня к выводу, что ע несет звук а, א — э или о, י — й, в то время как ו — звук у помимо звука в.
Если это мнение относительно оригинальных букв верно, то под буквой ה Тетраграмматона скрывается не только א, как полагали Дунаш Ибн‑Тамим , Йеуда а‑Леви и Авраам Ибн‑Эзра, но также и буква ע. Чтобы понять тайну Тетраграмматона, необходимо точнее выяснить свойства буквы ה. Мы видели, что многие авторы, начиная с Иеронима [Стридонского], считали ה гласной буквой. «Сефер Йецира» не разделяет это мнение. Она причисляет ה к простым буквам, и, следовательно, никакой дополнительный звук не может быть ей приписан, кроме звука h. С другой стороны, ה в конце слов не произносится, указывая на то, что она занимает место гласной буквы. Таким образом, мы вынуждены заключить, что «Сефер Йецира» считает, что ה играет ту же роль среди гласных букв, какую ноль играет среди цифр. Так же как ноль сам по себе не является значащей цифрой, а лишь показывает пустой разряд, так и непроизносимая ה не является сама гласной, а лишь занимает место гласной. В Тетраграмматоне обе буквы ה после ו и после י занимают место гласных букв. Первоначальными буквами Тетраграмматона были יעוא вместо י‑ה‑ו‑ה.
Теперь, какова же великая тайна , которую скрывают три материнские (гласные) буквы אמש, согласно «Сефер Йецира»? Дунаш Ибн‑Тамим утверждал, что это именно три гласные буквы אוי, которые он отождествил с Тетраграмматоном י‑ה‑ו‑ה — секретным именем. По моему мнению, אמש означает אעו, в то время как אמת, которое встречается в тексте «Сефер Йецира» по версии Раши (Раши, комментарий к книге Иова, 28:27; С. Закс, היונה, с. 94), означает אעי. Согласно оригинальной «Сефер Йецира», существует четыре материнские буквы, אמשת — криптограммы, — которые следует расшифровывать буквами אעוי: букву א как א, מ как ע, ש как ו и ת как י. Из этих четырех букв произошли, согласно «Сефер Йецира», четыре элемента: воздух, вода, огонь и земля.
«Сефер Йецира», по‑видимому, использует אמשת как секретные символы, скрывающие собой אעוי, поскольку в еврейском алфавите א стоит в начале, מ — в середине, а ש и ת — в конце; в то время, однако, как в арабском алфавите изначально א была в начале, ע в середине, а ו и י в конце. Первоначально арабский алфавит состоял из следующих семнадцати букв :
Тот факт, что арабский алфавит имеет букву א в начале, ע в середине, а ו и י в конце, заставляет нас заключить, что расстановка букв в нем древнее ивритского алфавита, несмотря на то что принято считать иначе.
В древности считалось, что алфавит символизирует всю Вселенную. Гласные, которые были настоящими буквами Тетраграмматона, были помещены в начале, в середине и в конце алфавита, чтобы показать, что י‑ה‑ו‑ה — Б‑г всей Вселенной, что Он — начало, середина и конец.
По обозначаемым ими звукам мы можем насчитать в ивритском алфавите тридцать две буквы [знака], разделенные на пять гласных (ע = а, א = э, א = о, ו = у, י = и) и двадцать семь согласных. Гласные буквы, согласно «Сефер Йецира» (см. мишну 12 из гл. 6), независимы, тогда как согласные зависят от гласных. Гласные и согласные были построены «в форме государства… как армия в боевом порядке». Исаак Тейлор говорит о них: «Буквы в алфавитной строке одеты, как солдаты на параде» .
Глава 3. Сфирот
Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот» . Но что она имеет в виду под сфирот? По этому поводу возникали бесконечные дискуссии. В спорах даже пытались выяснить, предназначены ли они для выражения богословских, философских или физических тайн. Большинство авторов, стремящихся объяснить «Сефер Йецира» философски, утверждают, что под עשר ספירות בלימה подразумевались так называемые арабские цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. Эту точку зрения разделяет Дунаш Ибн‑Тамим , который, однако, признает, что некоторые люди возражают против нее и утверждают, что, если бы «Сефер Йецира» имела в виду арабские цифры, в ней было бы сказано: תשע ספירות (девять сфирот), поскольку ноль не является значащей цифрой, а значащих цифр есть лишь девять. Гораздо более весомой причиной против отождествления сфирот с арабскими цифрами является тот факт, что «Сефер Йецира» дает десять как общее число, полученное в результате сложения [сфирот] чисел 1, 2, 3 и 4, в то время как сумма девяти чисел, обозначаемых арабскими цифрами, — 45.
Нет, однако, причин сомневаться в том, что философия сфирот[, предложенная] «Сефер Йецира»[,] основывалась на какой‑то системе числовых обозначений. Я изучил различные системы древности и обнаружил, что она хорошо сочетается с системой счисления, состоящей из ряда штрихов от одного до четырех, составляющих в общей сложности десять штрихов | || ||| ||||, и ноля 0. В самом деле, числа 1, 2, 3 и 4 первоначально обозначались таким рядом штрихов, как это хорошо известно всем, кто знаком со старинными римскими, греческими и южно‑аравийскими системами обозначений. В системах счисления финикийцев, египтян, вавилонян и прочих даже числа 5, 6, 7, 8 и 9 обозначались первыми четырьмя группами штрихов, как || ||| = 5, ||| ||| = 6, | ||| ||| = 7, || ||| ||| = 8, ||| ||| ||| = 9. Таким образом, не может быть сомнения, что под עשר ספירות «Сефер Йецира» подразумевала 1, 2, 3 и 4, написанные штрихами, причем количества штрихов, сложенные вместе, давали десять
(אשר האצילות נאצלות משם כזו (כאלו נכתבו יוד אלפי׳ זה אחר זה). [«Мозг новорожденного считает десять сфирот, которые включены в 4 формы...»] Этот отрывок доказывает, что истинное значение сфирот было известно некоторым еврейским мудрецам.
, а словом בלימה она обозначала ноль, который, будучи символом для ничего, является эквивалентом слова בלימה — ничто на иврите. Я считаю, что изначально текст этой мишны выглядел как עשר ספירות ובלימה = десять цифр и ноль.
Поскольку, согласно «Сефер Йецира», все числа можно выразить десятью сфирот , мы должны продемонстрировать, как все числа, даже большие девяти, могут быть обозначены десятью штрихами. Штрихи для обозначения чисел в древности писались вертикально и горизонтально как . С помощью штрихов и ноля можно выразить все числа так же, как они выражаются арабскими цифрами. Числа 10, 20, 30, 40, 50, …, 500, …, 5000, …, 50 000, например, могут быть представлены как . Число 2105, например, будет записываться как .Такая система обозначений фактически представляет собой счеты на бумаге и, по‑видимому, послужила прототипом научной системы обозначений китайцев, а также, возможно, основой арабских цифр, происхождение которых, по общему признанию, сомнительно. Чтобы избежать написания слишком большого числа штрихов, китайцы ввели один штрих, обозначающий пять единиц. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 писались как . Число 1405536 таким образом, например, записывалось как (см.: Cantor M., Mathematische Beitrage, Halle 1863, 46 и 47; рисунки первой таблицы 15, 16).
Восточно‑арабские цифры (1, 2, 3 и 4) произошли от примитивных цифр . Они представляют собой всего лишь комбинацию двух, трех и четырех штрихов, обозначающих соответствующие числа. Знак для [числа] 5 произошел от кружка, который в примитивной системе счисления был пятым символом, обозначающим ноль, а в южно‑аравийской системе счисления — символом, обозначающим десять единиц. Каждая из восточно‑арабских цифр представляет собой комбинацию двух черточек. Знак возник, по‑видимому, из кружка и штриха, где точка обозначала ноль.
Многие авторы утверждают, что позиционный принцип и ноль были открыты существенно позже. Однако теперь мы уверены, что в Вавилоне, за много столетий до христианской эры, была известна [позиционная] шестидесятеричная система счисления. По моему мнению, шестидесятеричная позиционная система произошла от десятичной позиционной системы, а не наоборот; ибо самые ранние счеты, которые, несомненно, основывались на десятичной системе счисления, старше шестидесятеричной системы. Ф. Каджори пишет об этом :
Позиционный принцип в его общем и систематическом применении требовал символа ноля. Мы спрашиваем: был ли он у вавилонян? Сделали ли они уже этот гигантский шаг представления отсутствующего разряда символом?
Я склонен полагать, что ноль так же стар, как и позиционное исчисление . Окончательное совершенство так называемой арабской системы обозначений заключалось не в открытии позиционного принципа и ноля, а, скорее, в указании того, как простой позиционный принцип и ноль можно удобно использовать в сочетании с девятью цифрами, такими как 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9.
Хотя шестидесятеричная позиция была издавна известна в Вавилонии, однако она использовалась только в высшей математике, например в астрономии и т. п.; для бытовых же целей существовала десятичная система счисления без позиционного принципа . Когда мы обнаруживаем, что в Египте и Финикии использовалась только десятичная система счисления без позиционного принципа, это не может считаться доказательством того, что десятичная позиция и ноль были неизвестны. Десятичная система счисления без позиционной записи считалась в древности более удобной, чем десятичная система счисления, основанная на позиционном принципе.
Когда произошла смена примитивных цифр |, ||, |||, ||||, 0 на цифры, используемые восточными арабами для обозначения чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, я оценить не возьмусь. Уместно предположить, что они могли быть известны некоторым ученым людям задолго до того, как стали широко использоваться. Они даже могли быть известны автору «Сефер Йецира» . Но под עשר ספירות בלימה автор имел в виду не арабские цифры, а примитивные цифры |, ||, |||, ||||, 0, от которых арабские цифры произошли.
Так как, согласно «Сефер Йецира», алфавит произошел от десяти сфирот, которые, как было показано, являются первыми четырьмя группами штрихов общим количеством в 10, мы должны предположить, что сам первый алфавит должен был состоять из этих штрихов. Эта особенность лучше всего согласуется с ливийско‑берберским алфавитом, в котором мы фактически находим каждую из первых четырех групп штрихов: и кружок  или  в качестве букв. Более того, другие буквы того же алфавита имеют такие формы, которые, без сомнения, указывают на их происхождение от первых четырех групп штрихов: | || ||| ||||. Две, три или четыре черточки объединяются таким образом, чтобы обозначить буквы, такие как: и т. д.
Похожими на эти символы являются буквы из отрезков прямых, найденные на египетской керамике.
На этот счет господин У. Дж. Хардинг Кинг говорит:
Господин Эванс и профессор Флиндерс Петри показали, что некоторые прямолинейные символы, найденные на египетской керамике <…> составляют письменность, в которой большое количество символов идентичны ливийским и тифинагским. Линейные символы в Египте появились раньше, чем иероглифы, хотя некоторые формы в конечном счете могли слиться с последними. Разработанные в то время, когда иероглифическое письмо было еще неизвестно, они сохраняли странную жизнеспособность и никогда не были поглощены или вытеснены.
Уместно отметить, что в некоторых берберских алфавитах одна, две, три или четыре точки располагаются в разных местах для обозначения разных букв. Четыре группы точек . .. … …. , которые можно расположить в треугольной форме , как это делали пифагорейцы, изначально тоже использовались для обозначения четырех чисел 1, 2, 3 и 4 . Как уже было показано, первый изобретенный алфавит был подобен тому, который до сих пор используется берберами, из чего можно заключить, что, возможно, существовало время, когда евреи также использовали такой алфавит. Может быть, изначально כתב ליבונאה означало ливийское письмо?
Согласно расшифровке ливийского алфавита Й. а‑Леви, | или — обозначали букву א, || или — ן, ||| или  — ע, |||| — ח. В соответствии с «Сефер Йецира» (мишнайот 10, 11, 18–20 из гл. 6), | или — обозначали букву א, || или  — ע, ||| или  — י, |||| или — ו. Таким образом, гласные буквы אעיו первоначально обозначались четырьмя группами штрихов, дающими в общей сложности десять штрихов: | || ||| |||| или  Если эти гласные звуки первоначально служили словами, обозначающими числительные: один, два, три и четыре, то мы можем предположить, что символы гласных были изобретены одновременно с цифрами. Изобретение такого алфавита, как ливийский, должно было заключаться главным образом в символах согласных, поскольку символы гласных существовали уже со времен изобретения цифр.
Следуя этой логике, мы можем понять, почему гласные (Тетраграмматон) изначально были идентичны десяти знакам עשר ספירות, | || ||| ||||. Это также согласуется со следующими цитатами из комментария אוצר ה:
בשמו הגדול הוא הויה
Его великим именем, которое Йегова .
כי הוא הכולל לכל י׳ ספירות
Ибо Он составляет собой десять сфирот.
כשזוכר אמות מדבר בעצמי הספירות
Когда упоминаются матери (гласные), это означает сами сфирот.
כבר פירש בפ״ב כי כל מקום שאמר אמות ירמוז לעצמי הספירות
Во второй главе было объяснено, что везде, где говорит «матери», намекает на сами сфирот.
Четыре элемента: воздух, вода, огонь и земля, из которых, как считалось в древности, было создано все, произошли, согласно «Сефер Йецира», от гласных אעוי: воздух исходил из א, вода — из ע, огонь — из ו и земля — из י. Поскольку гласные изначально были тождественны десяти сфирот, именно из сфирот произошла вся Вселенная . Космогония сфирот определена «Сефер Йецира» следующим образом:
[Словом] один вечно живой Б‑г Вселенной высек и вырубил голос, воздух и речь. И это Святой Дух.
[Словом] два Б‑г высек и вырубил пустоту и хаос. Пустота — это зеленая линия, окружающая весь мир, а хаос — это вязкие камни, погруженные в бездну, из которых бьет вода.
[Словом] три Б‑г высек и вырубил грязь и глину, устроил их как ложе, воздвиг их как стену, покрыл их как мостовую и осыпал их снегом, и образовалась земля.
[Словом] четыре Б‑г высек и вырубил из них престол славы, офанов, серафов, святых животных и служащих ангелов .
В древних космогониях хаос означал пустое, бесконечное пространство, из которого возникло все существующее. Более поздние космогонисты, такие как Овидий, представляют его как беспорядочную, бесформенную массу, из которой Вселенная сформировалась в космос или гармоничный порядок.
У. Энфилд говорит:
Под Хаосом некоторые мыслители понимали воду и считают это первым материальным принципом.
Далее он говорит :
Теогонисты, конечно, не полагают, что Б‑г был ранее материи: они считают Хаос вечным и, похоже, совершенно не знакомы с доктриной творения из ничего.
Это противоречит «Сефер Йецира», которая подчеркивает идею творения из ничего утверждением (мишна 22 из гл. 6):
Он (Б‑г) создал существование из ничего, сущее из несуществующего.
Она утверждает, что хаос даже не был первым сотворенным явлением: ему предшествовали голос, воздух и речь.
Систему счисления «Сефер Йецира», как я объяснил, можно считать состоящей из пяти символов: |, ||, |||, ||||, 0, причем пятым символом является цифра ноль. От этого символа произошла цифра 0 (5) восточно‑арабской системы обозначений. По форме она идентична букве  арабского алфавита ([или] ה в иврите). Поскольку ה указывает на отсутствие гласной буквы и по своей роли похожа на ноль, который указывает на отсутствие цифры, возможно, буква ה произошла от ноля. Таким образом, первые базовые цифры |, ||, |||, ||||, 0 были в первую очередь идентичны пяти гласным буквам אעויה, которые первоначально были буквами Тетраграмматона יהוה. Пять базовых символов — это пять элементов, из которых Б‑г создал Вселенную, причем ה или ноль является пятым элементом, как поясняет «Сефер Йецира» :
יצר מתהו ממש ועשה אינו ישנו וחצב אבנים גדולות מאויר שאינו נתפש וסימן לדבר עשרים ושתים מנינן ורוח אחד.
Он сотворил материальное из пустоты, из несуществующего сущее, и вытесал большие камни из неосязаемого воздуха; таким образом, двадцать два число их, но суть одна.
Слово תהו (пустота или ничто) имеет то же значение, что и בלימה; оно также соответствует нолю по значению, что символизирует создание чего‑то из ничего. Это согласуется с учением пифагорейцев, которые считали пустоту, окружающую Вселенную, пятым элементом .
Мы вынуждены заключить, что так называемые арабские цифры и алфавит произошли от десяти цифр и ноля, или, точнее, от двух символов: | и 0 — черточки и кружка. Л. Д. Нельме в своем сочинении о происхождении букв показывает, что все базовые знаки или буквы получают свою форму от прямой и окружности. Насколько я понимаю «Сефер Йецира», она также утверждает, что все письменные символы произошли от прямой и окружности, а именно из прямой, которая изначально была символом единства, и окружности, которая изначально была символом ноля. Точно так же все клинописные символы произошли от двух символов , обозначающих один и десять.
Л. Л. Конант пишет:
Два столетия назад выдающийся философ и математик Лейбниц предложил двоичную систему счисления, единственными необходимыми символами в которой были бы 0 и | <…> В таком представлении всех чисел посредством двух цифр 0 и | Лейбниц увидел гармоничный символизм творения Вселенной из хаоса или ничего силой Создателя.
Мы увидели, что не только двоичная система счисления, но даже десятичная система может быть выражена штрихом и нолем. Более того, было указано, что алфавит и так называемые арабские цифры произошли от этих двух знаков. Следовательно, под числом два, которыми Б‑г создал пустоту и хаос, автор «Сефер Йецира» мог иметь в виду [значащую] цифру и ноль; ибо аналогично тому, как десять цифр могут быть выражены девятью [значащами] цифрами и нолем, две цифры могут быть представлены [значащей] цифрой и нолем. Таким образом, «Сефер Йецира», возможно, считала две цифры, 0 и |, подходящим символизмом творения Вселенной из Хаоса или ничего силой Создателя.
Поскольку ноль в числе десять занимает место цифры, используются только девять штрихов, а не десять. Поэтому мы можем сказать, что система счисления «Сефер Йецира» состоит из девяти знаков и ноля. Действительно, | || ||| |||| 0 = ||||||||| 0 и символ  выражает всю систему счисления. Последний знак был издревле известен в Южной Аравии и, по мнению а‑Леви, представлял собой букву ע . «Сефер Йецира» называет буквы камнями (אבנים), поскольку они произошли от цифр (сфирот), которые первоначально обозначались камнями. Таком образом, возможно, знак  — это философский камень, из которого произошли арабские цифры, алфавит и вся цивилизация.
Вдобавок, поскольку в  объединены десять сфирот, гласные и Тетраграмматон, он, по‑видимому, символизировал ангела, содержащего имя יהוה, упомянутое в Ветхом Завете в книге Исход, 23:20, 21. Этот ангел известен в каббалистической литературе главным образом под именем מטטרון שר הפנים [буквально] Метатрон, Князь Лика, и отождествляется с пророком Элияу . Он שר היצירה Князь Творения, или Логос, с помощью которого Б‑г создал Вселенную. На лбу этого ангела Святой, благословен Он, нанес буквы, которыми были созданы Небеса, земля, моря, реки и т. д. и все элементы Творения . Этому ангелу Б‑г доверил все тайны Закона и мудрости. Все тайны Творения известны ему также, как они известны Самому Творцу . Поскольку древние (арабские) цифры, гласные и Тетраграмматон изначально были тождественны, все они содержат одну и ту же великую тайну, раскрытие которой запрещено автором «Сефер Йецира» (мишнайот 10, 11, 14 из гл. 6). Этот секрет, видимо, и есть ангел
אליהו הנביא = מטטרון שר הפנים
Элияу Пророк = Метатрон Князь Лика,
обозначаемый буквой ע, которая в древности также писалась как  .
Самый загадочный персонаж в еврейской истории — пророк Элияу. Именно он продемонстрировал, что יהוה истинный Б‑г, и никто другой. Его называют ангелом Завета מלאך הברית. [Согласно иудейской традиции] принято считать, что он присутствует при обрезании. Считается также, что он обязан прийти, чтобы разрешить все запутанные вопросы [еврейского] закона и, кроме того, появится перед приходом истинного Мессии.
В каббалистической литературе не только гласные буквы, но и вообще все буквы считаются изображениями ангелов. «Сефер Разиэль» сообщает следующее:
כאדם שחקק אותיות מן דמות אותם המלאכים שנטרדו וגער בהם הקב״ה והפילם משמי מרום ושב וחקק את דמותם מאלף ועד תי״ו
Подобно Адаму, который вырезал буквы по подобию тех ангелов, которые были изгнаны, на которых Святой, благословен Он, разгневался и низверг с небес. Затем он вырезал их изображения от алеф до тав.
Гласные же буквы — буквы Тетраграмматона — представляют собой формы и образы высших ангелов. Поскольку символ ה также является буквой Тетраграмматона, он также является формой и изображением высшего ангела. Ангел, которого символизирует знак ה, по‑видимому, является Сатаной שטן, который появляется перед Б‑гом, чтобы обвинить всех смертных, как он обвинял Иова и Йеошуа, сына Йеоцадака (Иов, 1:6–12, 2:1–7; Захарья, 3:1). Как символ ה, так же и ноль в арабской системе обозначений и в системе, из которой она возникла, в древности считался символом злого божества или Сатаны , в отличие от цифры 1, которая, как считалось, символизировала доброго Б‑га, от которого исходило все добро. Цифра один 1 и цифра ноль 0 являются подходящей символикой двух противоположных принципов, о которых в «Сефер Йецира» (мишна 23 из гл. 6) говорится следующее:
Также Б‑г противопоставил одно другому: добро злу и зло добру, добро из добра и зло из зла; добро испытывает зло, а зло испытывает добро; добро хранится для добрых, а зло хранится для злых.
Рассказ о происхождении букв и цифр автор «Сефер Йецира» заключает следующими словами:
Когда поднялся Авраам, наш праотец, он смотрел, видел, исследовал, наблюдал, высекал, вырубал, соединял, формировал и рассчитывал, и его творение увенчалось успехом. Тогда Владыка всего открылся ему и заключил завет с ним и с его потомством навечно. Он заключил с ним завет между десяти пальцев рук Его — завет языка; и между десяти пальцев ног его — завет обрезания; и поместил двадцать две буквы Торы на его язык и открыл ему их тайну. Он провел их через воду, зажег их в огне, пронес по воздуху и переплавил в десять двойных и двенадцать простых букв.
Имя Авраама, упомянутое в заключительной мишне, навело многих комментаторов на мысль, что Авраам сам написал «Сефер Йецира». Поскольку такая точка зрения совершенно неприемлема для современного научного подхода, некоторые авторы рассматривают заключительную мишну как более позднюю приписку. По моему мнению, нет никаких сомнений в том, что эта мишна является частью исходного текста «Сефер Йецира», поскольку она находится в полной гармонии со всем оригинальным материалом. Упоминание имени Авраама не указывает на то, что сам Праотец написал «Сефер Йецира», а лишь указывает на то, что он был изобретателем алфавита — писцом (סוֹפֵר), упомянутым во вступительной мишне, — или человеком, которого Б‑г озарил этим [знанием].
Примечательно, что Филон приписывает первое изобретение букв Аврааму .
Продолжение следует