Дом учения: Слово раввина

Правила движения на всю жизнь

Берл Лазар 22 августа 2016
Поделиться

Одна из главных сегодняшних проблем — и во всем мире, и у нас в России — необходимость поднимать уровень образования. Технический прогресс постоянно ускоряется, количество получаемой информации растет в геометрической прогрессии. А самым большим богатством оказывается не золото, не нефть, а интеллектуальный потенциал — именно он обеспечивает благосостояние развитых государств.

Единственный способ наращивать и поддерживать свои знания — постоянно учиться. Школа, потом университет, потом различные курсы повышения квалификации… Чтобы человек ответственно относился к учебе, он сдает всевозможные экзамены. Но, увы, после экзаменов настает пора каникул и многое из полученных знаний забывается. Помню, у нас в школе была такая шутка: «На выходе из экзаменационной аудитории висит специальный магнит: пройдешь под ним, и он из тебя все знания высосет!»

Шутки шутками, а мишна из «Пиркей Авот» предостерегает очень серьезно: «Тот, кто забудет хотя бы одно слово из того, что он учил, подвергает опасности свою жизнь». И далее: «Человек не приводит душу свою к гибели только в том случае, если будет хранить выученное в сердце своем». Так что от этого магнита над дверью хорошо бы держаться подальше.

Однако сразу возникает вопрос: почему наши мудрецы говорят о таком суровом наказании за забывчивость — вещь вполне естественную и повсеместно распространенную? И еще один вопрос: разве это вообще возможно — не забывать? Что делать, чтобы сохранять в памяти все полученные знания?

Чтобы ответить на первый вопрос, давайте вспомним: в истории нашего народа получение знаний всегда занимало особое место. Наши мудрецы прямым текстом говорили, что знания, изучение Торы — это вся наша жизнь. И в этом есть логика: чтобы жить, надо понимать, как жить, и Б‑г дал нам эти инструкции — Тору. Соответственно, тот, кто уходит от знания, теряет путь в жизни и имеет все шансы заблудиться, свалиться в овраг или еще похуже. Известный хасид Мендл Футерфас недаром сравнивал изучение Торы с уроками правил дорожного движения: «Красный — стой, зеленый — иди! Забудешь — попадешь под машину».

Эта параллель позволяет нам ответить и на второй вопрос — что делать, чтобы не забывать выученное. Для начала надо отдавать себе отчет в том, насколько это важно для тебя самого. Конечно, если человек учится, чтобы получить диплом, для него важен диплом, а не знания: он сдаст экзамены и всё забудет. А тот, кто понимает, что полученные знания помогут ему прожить жизнь, избежать опасностей, преодолеть все вызовы, тот полученные знания будет хранить самым тщательным образом. Мы не забываем правила дорожного движения потому, что понимаем их необходимость для выживания на дорогах. А ведь Тора — это, если хотите, правила движения на всю жизнь!

Но есть еще один важный способ тренировки памяти: как учит пословица, «повторение мать учения». В Талмуде приводятся рассказы о раввинах, которые каждую тему повторяли 30 дней подряд и только потом переходили к изучению следующего вопроса. А еще один раввин, комментируя слова пророка Малахи: «Тогда снова увидите различие между служащим Б‑гу и не служащим Ему», сказал так: «Кто не служит — повторяет сто раз, а кто служит — сто один!» И, когда изумленный ученик спросил, неужели сто раз недостаточно, объяснил, что главное — повторять «сверх обычного». Обычный человек учится ради себя — чтобы получить диплом и хорошую работу. Он повторяет столько раз, сколько ему надо, чтобы запомнить. Если же учеба — служение не себе, а Б‑гу, мы не просто повторяем, а приучаем себя повторять больше, чем принято. Это становится знаком того, насколько важна для нас информация, которую мы усваиваем. Ведь нет ничего более важного, чем служение Б‑гу!

Именно поэтому Рамбам, отвечая на вопрос, до какого возраста надо учиться, цитировал книгу Дварим (4:9): «Во все дни твоей жизни». Ведь служение Б‑гу — это срок от рождения и до ухода из этого мира. Кроме того, человек тем и отличается от животного, что у него есть интеллект, который нуждается в постоянном развитии.

Кстати, медики доказали, что люди, продолжающие учиться в пожилом возрасте, существенно снижают для себя опасность возникновения многих геронтологических заболеваний. Например, риск развития болезни Альцгеймера у них на 70% ниже, чем у их ровесников, не заботящихся о приобретении новых знаний.

А мудрецы Талмуда знали это много веков назад! Ведь сказано: «Человек ученый чем больше стареет, тем больше набирается мудрости; а невежда — чем больше стареет, тем больше теряет рассудок».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Полупраздничные дни: пара эпизодов из повседневной жизни

Если бы разрешалось устраивать свадьбы в праздничные дни, евреи бы только так и поступали, поддаваясь искушению объединить два события в один праздник и тем самым сэкономить время и деньги. А такой расчет мог бы подтолкнуть невесту и жениха к тому, чтобы откладывать свадьбу до следующего праздника, а это значит — откладывать и рождение детей. Поскольку Тора предписывает нам «плодиться и размножаться», подобная отсрочка должна считаться грехом

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Яаков послал ангелов, в прямом смысле этого слова?

Когда еврей вовлечен в дела материального мира, он должен, выражаясь метафорически, посылать «ангелов» или «посланцев» — то есть использовать свое «шестое чувство», чтобы определить, могут ли его физические действия сыграть пагубную роль для его духовного здоровья; спрашивать себя: смогу ли я направить данное физическое стремление к более высокой цели? Но даже и в таком случае не следует вкладывать «душу» — свои чувства и способности — в физические материи

Испуг или тревога? Недельная глава «Ваишлах»

Величие Яакова — в его способности испытывать душевную тревогу даже при мысли об оправданном поступке — защите собственной жизни ценой жизни брата. Эту особенность — склонность к нравственным терзаниям из‑за применения силы и потенциального кровопролития даже в ситуации самообороны — еврейский народ сохранил со времен Яакова доныне