Проблема охраны окружающей среды сегодня занимает умы людей не меньше, чем такие «вечные вопросы», как войны, бедность, социальное неравенство. Каждый день в ленте новостей сообщают о массовых выступлениях экозащитников. «Зеленые» в большинстве развитых стран играют все более важную роль в политике. 15‑летняя Грета Тунберг получила трибуну ООН, чтобы во всеуслышание обвинить политиков и межнациональные корпорации в том, что они разрушают мир. Растет понимание того, что природные катастрофы, в том числе катастрофы глобального характера — таяние льдов, наступление пустыни, озоновые дыры, — происходят не в силу законов природы, а из‑за нашей безответственности. Не потому, что «таков порядок мира», а потому, что человек из‑за гордыни своей нарушает установленный Б‑гом порядок.
Об этом мы можем прочитать в Торе, в начале книги «Берешит», где сказано об отдыхе Б‑га «от всех дел Своих, которые Он творил делать». Почему не «творил и делал»? Раши объясняет: тем самым Создатель передал нам обязанность заботиться о «тикун олам» — о совершенствовании Его творения, давая человеку возможность стать своего рода «партнером Б‑га». Эту идею развивает и углубляет наша сегодняшняя мишна: «Десятью повелениями был создан мир. Что отсюда следует? Ведь он мог быть создан и одним повелением. Но Б‑г поступил так, чтобы взыскать с нечестивых, которые разрушают мир, созданный десятью повелениями, и наградить праведников, поддерживающих существование мира».
Сразу возникают два вопроса. Первый: если кто‑то разрушает мир — какая разница, сколькими повелениями Б‑жиими он был создан? И второй: почему Б‑г создал мир постепенно, а не одномоментно? Почему Он не сказал сразу: «Да будет мир и человек в нем!» — а трудился шесть дней, создал свет, создал звезды и планеты, создал отдельно растения, отдельно животных, отдельно человека?
В дни осенних праздников мы тоже задавали себе вопрос, почему Новый год считается не от первого дня сотворения мира, а от шестого, когда был сотворен человек. Ответ таков: мир изначально был создан для человека, Б‑г сотворил мир в подарок нам! Мишна предлагает сделать еще один шаг: если мир сотворен для нас, то все, что относится к акту творения, содержит урок от Б‑га. Раз Создатель решил сотворить мир десятью повелениями — этим Он передает нам некую мысль, ставит некую задачу.
В чем заключается урок? Если мы просто смотрим на мир Б‑жий, мы видим бесконечное изобилие видов материи, растений, насекомых, птиц и зверей , в котором трудно уловить какую‑то систему. Но стоит вчитаться как следует в слова Торы о том, как Б‑г последовательно творил это богатство — в шесть дней, в десять повелений! — и мы понимаем: мир — это стройная система, где все взаимосвязано, где нет ничего лишнего или случайного. Б‑г мог бы создать всю экосистему одним повелением — но Он хотел преподать нам урок, чтобы мы раскрывали связи внутри нее. А главное, чтобы мы осознали единство и неделимость мира и поняли: достаточно вытащить из здания один‑единственный кирпичик, и вся система утратит равновесие. Рамбам предупреждает: даже одно действие одного человека способно изменить положение во всем мире. А неразумное действие способно мир разрушить.
Предыдущий Ребе рассказывал, как однажды в детстве он гулял с отцом и, расшалившись, сломал ветку дерева. Отец прервал изложение мудрости Торы и сурово отчитал сына. В частности, он привел слова великого каббалиста рабби Ицхака Лурия: «Каждый лист на дереве есть творение Г‑сподне, несущее определенную пользу и созданное с определенной целью; каждый лист несет в себе искру духа, нисходящего в этот мир для его исправления». В результате предыдущий Ребе уже в раннем возрасте понял, что задача человека в этом мире — раскрывать Б‑жественность всякой вещи, всякого существа. Говоря современным языком, бороться за сохранение и улучшение окружающей среды.
Да, Б‑г создал мир в подарок человеку. Но вместе с подарком человек получил всю полноту ответственности за судьбу того, что ему подарили. Если он ведет себя неразумно, он уподобляется непослушному ребенку, ломающему подаренную отцом игрушку. С той разницей, что ребенок, сломавший игрушку, теряет только удовольствие, а непослушное человечество способно лишить себя единственной возможной для него сферы обитания. Это касается наказания разрушителей, «взыскания с нечестивых».
Что же касается награждения праведных, на этот счет есть притча о царе, решившем проверить преданность своего солдата. Он поставил солдата охранять один из дворцов, строго заповедав никого не пускать внутрь. Потом послал туда офицера — солдат его не впустил, несмотря на то, что тот выше чином. Послал генерала — с тем же результатом; министра, далее первого министра, — тем тоже войти не удалось. Понял царь, что солдат действительно верен ему, и наградил по‑царски: дал ему этот дворец в подарок. И не раскаялся: у верного и дисциплинированного хозяина здание сияло чистотой и стало украшением города.