Слово раввина

Почему лекарство горькое?

Берл Лазар 19 мая 2020
Поделиться

Когда коронавирус распространился до масштабов пандемии, многие раввины в разных странах выступили с предложениями, что надо сделать, чтобы отвести угрозу. Кто говорил, надо больше молиться, кто предлагал более тщательно соблюдать шабат и другие заповеди. Я тоже попытался внести свой вклад: предложил больше заботиться об аават Исраэль и уделять повышенное внимание заповеди любви к ближнему. Ведь самая большая проблема в нашем мире заключается в том, что многие держат зло или обиду на других людей — а Тора учит любить каждого.

Слава Б‑гу, многие восприняли эту инициативу как руководство к действию, и это приносит хорошие результаты. Но, как всегда, нашлись и скептики. Они задают вроде бы логичные вопросы: неужели это Б‑г послал вирус нам в наказание? И неужели тысячи людей умерли, потому что другие люди недостаточно любили ближнего?..

Вообще этот вопрос у нас задают каждый раз, когда приходит беда. Его задавали после погромов, его задавали после эпидемии «черной смерти», его задавали после разрушения Храма… И вот что отвечает нам мишна: «Семь видов бедствий приходят в мир за семь видов грехов». Дальше следует перечисление грехов и вызываемых ими бед: если люди не отдают десятой части своих доходов на помощь ближнему, приходит голод; если люди нарушают законы Торы, приходит моровая язва; если царит неправедный суд, приходит война.

Из этой мишны видно, что наказание всегда основано на принципе «мера за меру»: в какой области люди нагрешили, там их и ждут неприятности. И чем серьезнее грех, тем серьезнее неприятности.

Обратите внимание: мишна не говорит, что это наказание от Б‑га: беды «приходят в мир» как бы сами по себе, а реально — как следствие нашего неправильного поведения.

Вспоминается история полувековой давности: страшный теракт в Маалоте на севере Израиля, где арабские террористы убили 25 школьников. Узнав о трагедии, Ребе попросил проверить мезузы в школе — и оказалось, что 25 из этих мезуз были некошерными! Тогда тоже нашлись те, кто спрашивал: неужели Б‑г, который суть высшее добро, оказался так жесток, что обрек детей на смерть из‑за неправильных мезуз? А Ребе разъяснил: если человек сел на мотоцикл без шлема, упал и разбил голову — это не шлем виноват, а неосторожность человека. Шлем нужен для защиты, как мезуза. Если хотите — как любая заповедь: каждая заповедь, которую мы исполняем, добавляет защиты, а каждое нарушение заповеди — защиту уменьшает.

А что же Б‑г и Его помощь? Здесь имеет смысл вспомнить комментарий Бааль‑Шем‑Това к словам из книги Теилим: «Г‑сподь хранитель твой; Г‑сподь сень твоя с правой руки твоей». Бешт так объясняет сравнение Б‑га с сенью, то есть с тенью благословенной, что дает покой и прохладу: Б‑г защищает, но это зависит от того, куда мы пойдем. Если человек идет направо, его тень идет направо за ним — движение Б‑га зависит от нас.

Иными словами, Б‑г дал нам свободу выбора и тем самым поставил законом в этот мир, что все зависит от человека. Ты выбрал правильное направление — получаешь благословение и защиту; пошел не в ту сторону — лишил Б‑га возможности защитить тебя. И не только тебя одного: действия каждого из нас влияют на всех, поскольку мы отвечаем друг за друга. В этом контексте стоит вспомнить слова Рамбама: человек, полагающий, что «все случайно», проявляет жестокость: он лишает себя стимула исправлять свои ошибки, «влечет себя к своим дурным делам». А это приводит к новым, еще более тяжким бедам.

Вот и сейчас, во время пандемии, нам в очередной раз продемонстрировали, что все не случайно, все происходит по принципу «мера за меру». Смотрите, вирус не дает людям собираться, молиться вместе, праздновать вместе: это явное указание на то, что именно в этой области мы, как говорится, «что‑то недоработали»: нам недостает единства, взаимопонимания, взаимной поддержки! Что надо сделать? Правильно, «помириться тем, кто в ссоре», как в песне поется. Больше любить друг друга, уважать друг друга, поддерживать друг друга.

Чтобы осознать эту истину, нам приходится пить сейчас весьма горькое лекарство. Но ведь недаром предыдущий Ребе говорил, что все беды, приходящие в этот мир, суть лекарства для нас. Они нужны, чтобы человек вернулся к Б‑гу. И горечь лекарства тоже не случайна. Если ребенку дать сладкое лекарство, он будет просить еще и еще. А получит горькое — постарается сделать все, чтобы впредь в лекарстве не нуждаться.

Мы все дети Б‑жьи, так давайте вспомним, что дети могут поссориться — а через пять минут опять друзья не разлей вода! Помириться им легче, чем взрослым, потому что у них нет амбиций и для них быть счастливыми куда важнее, чем доказать свою правоту. Будем как дети — и наш небесный Отец защитит нас! 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Важно ответить на вопрос, но еще важнее ответить человеку

Мудрые мы или невежды? Давайте посмотрим, что говорит мишна: «Семь качеств свойственны невежде и семь мудрому: мудрый молчит в присутствии более мудрого и старшего; мудрый не перебивает другого; он не торопится с ответом на вопрос; он спрашивает по существу и точен в своих ответах; сперва отвечает на первый вопрос, потом на второй и дальше по порядку; если он чего‑то не слышал, так и скажет — “не слышал”; признаёт правду. Противоположные качества свойственны невежде».

Соединяя природу с чудом

Как учат мудрецы Талмуда, Б‑г «посылает лекарство прежде испытания». Если начинается эпидемия, верующий человек знает: от нынешнего вируса, как и от всех предыдущих, есть способ исцеления. Но найти в природе это лекарство люди должны сами. Вера в Б‑га заставляет нас понять, как много в каждой ситуации зависит от нас самих, от нашего старания раскрыть тайны мира Б‑жьего.

Познавать мир, чтобы его улучшать

Если кто‑то разрушает мир — какая разница, сколькими повелениями Б‑жиими он был создан? Почему Б‑г создал мир постепенно, а не одномоментно? Почему Он не сказал сразу: «Да будет мир и человек в нем!» — а трудился шесть дней, создал свет, создал звезды и планеты, создал отдельно растения, отдельно животных, отдельно человека?