Центральная проблема человеческого бытия в наше время — это проблема прав человека. Президенты, министры, законодатели — все в один голос убеждают, что действуют в интересах прав человека (иначе за них никто не проголосует). Экономическая политика, социальная политика, даже культурная политика — все ставят права человека во главу угла. Существует и особая группа людей, «правозащитники»: одни ведут борьбу за права женщин, другие за права заключенных, третьи за права мигрантов… И это замечательно. Одно «но»: нет единого понимания этих самых прав! Нынче ведь многие убеждены, что человек имеет право делать почти все, что хочет, а кто‑то и террористов готов оправдать, поскольку те, дескать, прибегают к насилию ради «неотъемлемых прав»!
Наши мудрецы традиционно рассматривали проблематику прав человека в общем контексте свободы выбора. Вот что говорит мишна: «Все дано под залог, над всем живущим раскинута ловчая сеть. Лавка открыта, и продавец отпускает в долг; книга долгов открыта, и рука все записывает. Кто хочет, может прийти и взять. Но сборщики ежедневно обходят всех и взимают с каждого — с ведома его или нет. У них есть на то все основания, суд является судом праведным, и все готово для трапезы».
Иными словами, Б‑г дарует нам практически все авансом. «Продавец», Б‑г, дает нам в долг, надеясь, что мы, со своей стороны, этот долг вернем, что‑то сделаем для Него.
Есть притча о состоятельном хасиде, который хотел помочь бедняку, постоянно жаловавшемуся на жизнь. И вот он предложил ему сделку: «Одолжу тебе утром сто рублей — с условием, что вечером ты мне принесешь десять». Бедняк опасается взять деньги: он уверен, что где‑то здесь кроется подвох. А богач ему объясняет: он просто хочет показать пример, как Б‑г дает в долг каждому из нас. Он дает 24 часа в сутки — а мы должны вернуть час‑другой на службу Ему. Он предлагает вещи бесценные — жизнь, любовь, процветание, — а просит учить Тору, правильно воспитывать детей, помогать тем, кому трудно…
Казалось бы, любой человек должен радоваться такой выгодной сделке. Но, увы, «над всем живущим раскинута ловчая сеть». Эта сеть — соблазны мира и наша собственная слабость, нередко заставляющая этим соблазнам поддаваться и совершать неправильные поступки. Попадешь в такую сеть — выбраться на свободу будет очень трудно! Но «лавка открыта»: Б‑г даровал нам свободу выбора, единственным из всех Его творений. То есть мы свободны попасть в сеть или отвергнуть соблазн: «Кто хочет, может прийти и взять».
Это наше право, но это и наша ответственность: за каждым нашим поступком стоят те или иные последствия, прежде всего для нас самих. «Книга долгов открыта — рука все записывает». Если человек, не дай Б‑г, выбрал зло, ему придется за это расплачиваться: «Сборщики ежедневно обходят всех и взимают с каждого». Необязательно расплата последует сразу же, она может прийти спустя годы: Б‑г дает нам достаточное время, чтобы исправить недостатки. В результате частенько человек действительно «не ведает», за что наказал его Г‑сподь, — но это потому, что либо он просто не осознал, что поступил плохо, либо забыл свой неправильный поступок, который привел к наказанию.
Мы можем забыть, а Б‑г все помнит. У каждого наказания «есть все основания». И суд Его «является судом праведным», можете не сомневаться. Это, кстати, выводит нас на проблему справедливости, тесным образом связанную с проблемой прав человека. Раз все наши права даются нам Б‑гом, то и справедливость может быть только от Б‑га. Недаром в нашем святом языке, языке Торы, для обозначения справедливости используется слово «цедек», буквально означающее «праведность». А быть праведным — это значит делать то, что правильно с точки зрения Б‑га, чего Б‑г от тебя хочет. Любые другие представления о «справедливости» субъективны: каждый считает «справедливым» то, что ему хорошо, — а это далеко не всегда хорошо другим.
Б‑г все равно поступит с каждым из нас справедливо, так что только от нас зависит, будет ли эта справедливость в нашу пользу. Надо все время помнить, что мы живем благодаря Б‑гу, поэтому справедливо делать то, что Он считает правильным. Наше дело в этом мире, главное наше человеческое право — «готовить все к трапезе», то есть к тому, что ожидает нас в Мире грядущем. Собственно, все, что мы делаем здесь, готовит нашу участь там.
Для этого придется потрудиться: в конце концов, даже когда семья готовится к обычной субботней трапезе, приходится выполнять множество заданий, делать кучу дел. Но разве не стоит постараться в нашей короткой жизни, чтобы заработать для своей бессмертной души хорошее место на праздничной трапезе, которая будет длиться вечно?